<<
>>

ГЛОССАРИЙ[1]

ПОНЯТИЕ - форма рационального познания, форма мысли, раскрывающая сущность предмета, процесса, явления через отношения его свойств.

Форма мышления, включающая в себя совокупность признаков, необходимых и достаточных для указания или выделения какого-либо предмета или класса предметов.

КАТЕГОРИЯ (от гр. высказывание, признак) - в философии это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности. Категории образуются как результат общественного развития познания и общественной практики. Категориальный аппарат философии начинает формироваться в учении Аристотеля.

РАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ (от лат. rationalis - разумный) - относительно устойчивая совокупность правил, норм, стандартов, эталонов духовной и материальной деятельности, а также ценностей, общепринятых и однозначно понимаемых всеми членами общества (отличие - образное мышление).

РЕФЛЕКСИЯ (лат. reflexio - обращение назад) - термин, означающий отражение, а также исследования познавательного акта.

В различных философских системах имеет различное содержание. В данном контексте понимается как осмысление человеком своей мысли, внутренних состояний, своих переживаний.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (лат. toleantia - терпение) - одно из значений - терпимость, снисходительность к кому-, чему-либо. В данном контексте понимается как учет наличия иного мнения, отличного от своего.

КРЕАТИВНОСТЬ (лат. creation - создание) - понимается как способность к творчеству, к созданию «ранее не бывшего».

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система взглядов индивида на объективный мир, на самого себя, на место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и себе; а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

КОСМОЦЕНТРИЗМ как тип мировоззренческой системы - это понимание действительности: многообразия тел и явлений природы как Космоса. Космос (в противовес Хаосу) понимается как гармония, упорядоченность, закономерность. Это представление о гармоничности и разумности природного и общественного мира, а также нравственности. Человек - Микрокосм.

ТЕОЦЕНТРИЗМ как тип мировоззрения (гр. theos - бог) - объяснение действительности, чувственное многообразие предметов, всего происходящего через соотнесение с Богом и определение через него.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ как тип мировоззрения (гр. antropos - человек) - представление о том, что человек - смысл и центр мироздания. Изменение действительности определяется произвольной деятельностью человека. Идеал человека - целостная, универсально развитая личность.

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ (как форма мировоззрения) - образное объяснение действительности. Антропоморфизм объяснения действительности - явления природы и культуры сближаются, человеческие черты переносятся на окружающий мир, космос и другие явление природы олицетворяются, одушевляются, очеловечиваются. Действительность как многообразие предметов и явлений, все происходящее объясняется деяниями богов и героев, при этом отсутствует четкая грань между миром реальным и вымышленным.

РЕЛИГИЯ (как форма мировоззрения) - объяснение действительности, всего происходящего с позиций веры в системе догм, а также требование соответствующего поведения и специфических действий (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов или духов. При этом происходит четкое удвоение мира: мир земной и мир божественный.

ФИЛОСОФИЯ (как форма мировоззрения) - рациональное объяснение мироздания, теоретически сформулированное мировоззрение. Философия решает основные мировоззренческие проблемы посредством мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам.

СУБСТАНЦИОНАЛИЗМ как черта философского знания (лат.

substantia - сущность) - стремление философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира через единое устойчивое начало - субстанцию.

СУБСТАНЦИЯ - сущность, лежащая в основе, предельное основание, позволяющее сводить всё чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.

УНИВЕРСАЛИЗМ как черта философского знания (лат. universalis - общий, всеобщий) - формулирование понятий и принципов, позволяющих познать и объяснить все области действительности: природу, общество и мышление.

ПЕРСОНАЛИСТИЧНОСТЬ как черта философского знания (лат. persona - личность, лицо) - философские учения персональны, т.е. имеют авторский характер, и не разделяются всеми членами философского сообщества, т.е. не являются общепризнанными и общепринятыми.

КРИТИЦИЗМ как черта философского знания - критическое и одновременно творческое отношение философа к окружающему миру и предшествующей мудрости.

МОНИЗМ В ФИЛОСОФИИ (гр. monos - один) - способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего, построение теории в форме логически последовательного развития исходного (единого) положения.

МАТЕРИАЛИЗМ В ФИЛОСОФИИ - философская позиция, исходящая из принципа признания первичности материального; признание первичности природы, физического и рассмотрение сознания, духа, мышления, психического как свойства материи.

ИДЕАЛИЗМ В ФИЛОСОФИИ - философская позиция, исходящая из признания первичности идеального, т.е. духовного; объяснение мира через духовное начало.

ДУАЛИЗМ В ФИЛОСОФИИ (лат. dualis - двойственный) - философская позиция, исходящая из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и материального.

АГНОСТИЦИЗМ (гр. agnostos - непознаваемый или gnosis - знание, познание + «а» - отрицание) - философская позиция, отрицающая полную или частичную возможность познания мира; учение, отрицающее возможность получения достоверных знаний о сущности явлений и предметов (термин введён англ.

естествоиспытателем Гексли - сер. XIX в.).

СКЕПТИЦИЗМ (гр. skeptikos - рассматривающий, исследующий, критикующий) - философская позиция, выражающая сомнение в достоверности суждений (основоположник - античный философ Пиррон).

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ (лат. conventio - договор, соглашение) - философская позиция, согласно которой научные понятия и теоретические построения являются в основе своей продуктом соглашения между учеными. «Научные знания не могут быть истинными или ложными, они могут быть удобными или неудобными» (основоположник А. Пуанкаре - конец XIX в.).

ОНТОЛОГИЯ (гр. ontos - сущее и logos - учение) - учение о бытии как таковом, о бытии вообще, независимо от его частных видов; учение об основных принципах бытия, о бытии человека в мире.

На протяжении веков составляла неотъемлемую часть философских размышлений. В конце XIX в. оформилась как самостоятельное философское направление в работах М. Шеллера. Термин ввёл Р. Гок- лениус (1613 г.) - немецкий философ.

ГНОСЕОЛОГИЯ (гр. gnosis - знание) - теория познания; раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знаний к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знаний.

АКСИОЛОГИЯ (гр. axia - ценность; logos - учение) - философское исследование природы ценностей; как самостоятельное направление возникло в конце XIX в. Основоположниками традиционно считаются представители неокантианства В. Дильтей и Г. Риккерт.

БЫТИЕ - предельно общая категория философии, раскрывающаяся через понятия состояния и действительности; характеризует существование; категорию бытия в философию ввел Парменид (элейская школа античной философии).

МАТЕРИЯ - в современной материалистической философии существует гносеологическое понимание материи как философской категории, которая служит для обозначения объективной реальности, существующей вне и независимо от человека и отражаемой им в ощущениях. Гносеологический подход сформулировал В.И.

Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм».

ИДЕАЛЬНОЕ - понимается через сравнение с материальным, то, что не обладает свойствами материи (идеальное = духовное); в философии выделяется:

- субъективное духовное,

- интерсубъективное (объективированное) духовное,

- объективный Дух.

ДВИЖЕНИЕ - это самоизменение объекта, неотъемлемое свойство материального мира, понимается как любое изменение.

Движение абсолютно, происходит в различных формах.

Признаки движения:

- всеобщность,

- универсальность,

- противоречивость,

- атрибутивность,

- абсолютность,

- непрерывность.

ПОКОЙ - это неизменность относительно какого-либо свойства предмета, который, по сути, является совокупностью свойств. Покой относителен.

Предмет существует как совокупность свойств, при этом, свойства изменяются неравномерно. Движение - это любое изменение, притом, что некоторые из свойств остаются неизменными, т.е. покой - это такое состояние предмета, когда происходящие в нем изменения не затрагивают существенных свойств.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ - свойства материального мира. Существует несколько философских подходов в понимании:

- субстратно-субстанциональный - пространство и время существуют как самостоятельные сущности наряду с другими предметами,

- реляционный - пространство и время - это определённые отношения между материальными предметами,

- субъективно-идеалистический - пространство и время вне человека, объективно не существуют, это способности человека выстраивать свои ощущения в определённой последовательности.

СИСТЕМНОСТЬ - свойство, фиксирующее преобладание организованности над хаосом в материальном мире. Система - отграниченный комплекс взаимодействующих элементов. Элемент - далее неразложимый компонент системы при данном способе рассмотрения.

СТРУКТУРНОСТЬ - свойство, фиксирующее расчлененность материального мира; структура - устойчивые отношения и связи элементов, определяющие целостность системы и ее качество.

ДЕТЕРМИНИЗМ (лат.

determinare - определять) - учение о том, что все предметы, процессы и явления действительности обусловлены, происходят в силу определенных причин.

ДЕИЗМ (лат. deos - бог) - философская позиция, которая признаёт существование Бога в качестве безличной причины мира, развивающегося затем по своим законам. Иначе говоря, роль Бога в мироздании ограничивается актом творения (родоначальник - английский философ Г. Чербери - XVII в.).

ПАНТЕИЗМ (гр. pan - всё, theos - бог) - учение, отождествляющее природу с Богом. Натуралистический пантеизм (стоики, Бруно, Спиноза) - «растворяют» бога в природе (все предметы природы и человек являются модусами бога, следовательно, «все, что ни делается, делается к лучшему»). Мистический пантеизм (Н. Кузанский, Беме, Мальбранш) «растворяет» природу в боге.

ЗАКОНОМЕРНЫЕ СВЯЗИ - связи детерминации; черты закономерных связей:

- объективность,

- устойчивость и повторяемость,

- необходимость,

- существенность (отражают существенные связи объекта, абстрагируясь от факторов, условий).

ДИНАМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ - описывают поведение индивидуального объекта и позволяют установить однозначную связь его состояний.

СТАТИСТИЧЕСКИЙ ЗАКОН (вероятностно-статистический) - описывает поведение больших совокупностей и в отношении индивидуального объекта позволяет делать лишь вероятностные (неоднозначные, вероятностно-статистические) заключения.

РАЗВИТИЕ - направленные, необратимые, качественные изменения предмета.

Поскольку материальный предмет может быть рассмотрен как система, свойства которой детерминированы структурой, развитие можно определить как качественное изменение структуры системы в сторону ее усложнения.

ДИАЛЕКТИКА (гр. dialegomai - веду беседу, рассуждаю) - как философский метод означает учение о всеобщих связях и развитии действительности; формировался в течение длительного времени (начиная с философии античности, термин введён Сократом и означал искусство ведения спора); принципы и законы диалектики сформулировал Гегель.

КАРТИНА МИРА - целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер; формируется в обществе в рамках исходных мировоззренческих установок.

АНТРОПОЛОГИЯ - учение о человеке, его становлении и будущем, учение о бытии человека в мире.

ИНДИВИД - характеристика человека как единичного представителя какого-то целого: биологического рода, социальной общности, группы, т.е. характеристика с точки зрения общих черт, присущих группе, общности.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - характеристика индивида с точки зрения особых, специфических черт, отличающих одного человека от всех других; в характеристику индивидуальности включены природные, социальные, телесные, соматические и психические, унаследованные и благоприобретенные свойства.

ЛИЧНОСТЬ - характеристика человека как субъекта отношений и сознательной деятельности, т. е. как субъекта культур; совокупность социально значимых черт, интегрированных в индивиде, характеризующих его как члена того или иного общества или общности.

АНТРОПОГЕНЕЗ - процесс возникновения и развития человека как особого существа.

БИОЛОГИЗАТОРСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА - сведение сущности человека к биологическим чертам; абсолютизация природных факторов формирования личности (социал-дарвинизм, социобиология, социоэтология).

СОЦИОЛОГИЗАТОРСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА - абсолютизация социальной сущности человека, абсолютизация социальных факторов формирования человека.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - способ существования человека как биосоциального существа; специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное, осознанное изменение и преобразование данного ему мира (единство идеального процесса целеполагания и материального процесса целедостижения).

АНТРОПОЛОГИЗМ - философская концепция, представители которой усматривают в понятии «человек» основную мировоззренческую категорию и утверждают, что исходя из неё можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении (характерная черта русской религиозной философии).

ПЕРСОНАЛИСТСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - (лат. persona - личность, лицо) - концепции исторического процесса, абсолютизирующие роль личности в истории.

ОБЪЕКТИВИСТСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - концепции исторического развития, абсолютизирующие объективную детерминацию исторического процесса.

ФОРМАЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - рассматривают историю человечества как последовательную смену общественно-экономических формаций; утверждают единство исторического процесса (теория исторического материализма, марксизма).

Общественно-экономическая формация - это закономерная ступень в развитии общества с определенным базисом и соответствующей ей надстройкой.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - рассматривают ход исторического процесса как развитие культурно-исторических цивилизаций; утверждают многообразие исторического процесса.

ОБЩЕСТВО (философское определение) - исторически развивающаяся форма жизнедеятельности человека.

КУЛЬТУРА (философское определение) - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

ЦЕННОСТИ - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительную либо отрицательную значимость для человека и общества.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ - отношение личности к социальным ценностям, выступающим в качестве регуляторов его поведения (субъективное ранжирование объективных ценностей).

ОЦЕНКА - формулировка суждения о полезности или вредности, необходимости или ненужности, положительной или отрицательной значимости того или иного объекта, который включается в практику человека.

ОТЧУЖДЕНИЕ - объективный социальный процесс, характеризующийся превращением как деятельности человека, так и её продуктов в самостоятельную, довлеющую над ними, часто враждебную, силу.

СОЗНАНИЕ - свойственная только человеку способность мыслить (в философии существует несколько различных концепций природы и сущности сознания).

ПОЗНАНИЕ - общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующих их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий.

РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rathionalis - разумный) - гносеологическая позиция, согласно которой всеобщность и необходимость - логические признаки достоверности знаний - не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения; гносеологическая концепция, абсолютизирующая роль разума в процессе познания.

ЭМПИРИЗМ (гр. empeiria - опыт) - гносеологическая концепция, признающая чувственный опыт единственным источником познания, утверждающая, что все знания обосновываются в опыте и посредством опыта.

СЕНСУАЛИЗМ (лат. sensus - чувство, ощущение) - концепция гносеологии, признающая ощущение единственным источником познания; выводит все познание из чувственных восприятий, изображает все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения.

СОЛИПСИЗМ (лат. solus - единственный и ipse - сам) - гносеологическая концепция, согласно которой существует только человек и его сознание, а объективный мир, в т.ч. и люди, существуют лишь в сознании индивида, т.е. действительность такова, какой «Я» её воспринимаю.

СПИРИТУАЛИЗМ (лат. spiritus - дух) - учение о духовной первооснове мира; признание независимого от тела существования души; предложение заменить науку верой в духов и божественное провидение.

ИСТИНА - достоверное знание, т.е. то, которое соответствует действительности (существует различное понимание истины и её критериев).

НАУКА - специфическая форма деятельности человека, обеспечивающая получение нового знания (о природной, социальной и духовной действительности), вырабатывающая средства воспроизводства и развития познавательного процесса, осуществляющая проверку, систематизацию и распространение его результатов.

ТЕХНИКА (гр. technt - искусство, мастерство) - понятие имеет следующие значения:

1) орудия и инструменты труда и любые искусственные устройства (артефакты), созданные человеком и используемые для преобразования окружающей среды, выступающие как средства труда для создания других средств производство и предметов, необходимых для удовлетворения различных потребностей;

2) система навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (фр. global - всеобщий, лат. globus (terra) - земной шар) - совокупность насущных проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и будущее цивилизации.

РИМСКИЙ КЛУБ - международная неправительственная организация, объединяющая в своих рядах учёных, политических и общественных деятелей различных стран. Создана в 1968 г. Цель деятельности - проведение исследований глобальных проблем современности, привлечение внимания общественности к трудностям, возникающим на пути развития человечества, оказание влияния на общественное мнение и т. п.

<< | >>
Источник: Власова, Е.М., Шумейко, М.В.. ФИЛОСОФИЯ [Текст] : учебно-практическое пособие. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС,2013. - 140 с.. 2013

Еще по теме ГЛОССАРИЙ[1]:

  1. Глоссарий
  2. Глоссарий
  3. Глоссарий
  4. Глоссарий
  5. Глоссарий
  6. Глоссарий
  7. Глоссарий
  8. Глоссарий
  9. Глоссарий
  10. Глоссарий
  11. Глоссарий
  12. Глоссарий
  13. Глоссарий
  14. Глоссарий