<<
>>

Греция.

Мифотворчество процветало здесь более 2 тысяч лет (до н. э.). Объектами народных сказаний, легенд, преданий были процесс мироздания, боги, чудовища и герои. Распростра­няли их бродячие певцы - аэды.

Весь мир и бессмертные боги возникли, по представлениям древних греков, поэта Гесиода (в поэме «Теогония»), из безгра­ничного и тёмного Хаоса: Земля (Гея), породившая Небо (Уран), Ночь (Нюкту), День (Гемеру), Любовь (Эрос). Уран и Гея, поже­нившись, родили 6 сыновей и столько же дочерей, которые также производили потомство (Океан, Солнце, Луну, звёзды, реки и т. д.).

Поколения богов менялись. Уран возненавидел своих детей- великанов (титанов), заточил их во мраке и не позволял им выхо­дить на свет. Гея убеждала их восстать против отца, но только младший Крон хитростью низверг его и отнял у него власть.

Кронос боялся, что его дети поступят аналогично. Поэтому он приказал жене Рее приносить ему новорождённых, которых безжалостно проглатывал (Гестию, Деметру, Геру, Аида, Посей­дона).

Рея не хотела потерять последнего ребёнка. По совету сво­их родителей (Урана и Геи) она удалилась на остров Крит и в пе­щере родила Зевса. Кроносу вместо младенца она поднесла длин­ный камень, завёрнутый в пеленки, который он и проглотил, ибо не подозревал, что его обманули.

Возмужавший Зевс напоил отца зельем и тем самым заста­вил его изрыгнуть всех проглоченных. Они и начали упорную борьбу с Кроносом и титанами за власть над миром. Они посели­лись на высоком Олимпе. Их поддержали и некоторые титаны. На помощь Зевсу пришли циклопы, которые выковали ему громы и молнии. Затем он вызвал из недр земли великанов. В титанов ме­тались молнии, бросались скалы. Огонь охватил содрогавшуюся и стонавшую землю, моря кипели. Титаны дрогнули и были побеж­дены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный подземный Тартар.

Но на Зевса разгневалась Гея за то, что он сурово поступил с её побеждёнными детьми - титанами. Она вступила в брак с Тар­таром, произвела на свет стоглавое чудовище Тифона и послала его в бой. Зевс испепелил его. Гея породила новых гигантов. Раз­разилась гигантомания. Но Зевс опять вышел победителем.

Произошла третья смена богов. Громовержец Зевс взял в своё владение небо, Посейдон - море, а Аид - подземное царство душ умерших. Земля осталась в общем владении. Но преимуще­ство Зевса ощущалось, так как он правил людьми и богами. Гера, ставшая третьей женой Зевса после Метиды и Фемиды, покрови­тельствовала браку, Деметра - земледелию.

Зевсу также пришлось бороться со своими ближайшими род­ственниками. Гефест топором расколол ему череп и из головы вышла вооруженная Афина-Паллада - защитница городов, крепо­стей, богиня мудрости. Богиня памяти Мнемосина родила Зевсу девять муз, Лето - Аполлона и Артемиду. Его сыновьями стали Геракл, Персей, Сарпедон. Появлявшиеся боги внедряли закон, порядок, науки, искусство, мораль.

Несколько раз Зевс уничтожал человечество, чтобы создать более совершенное. Он также устроил потоп. Спаслись только сын Прометея Девкалион и его жена Пирра. По совету Зевса они кидали через голову камни, которые, ударяясь о землю, превра­щались в мужчин и женщин. Троянская война - следствие его решения покарать людей за их нечестие. Его проклятия отража­лись на отдельных героях и поколениях. Он вложил в людей стыд и совесть.

Широко известен миф о титане или божестве Прометее, ко­торый похитил искру Гефестова огня, чтобы помочь людям, обре­чённым Зевсом на жалкую участь. За это по велению Зевса он был прикован к скале в Скифии или на Кавказе и терпел не- прекращающиеся мучения: регулярно прилетавший орёл расклё­вывал у него печень, которая снова отрастала. Эти терзания дли­лись от нескольких столетий до 30 тысяч лет, пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея. Примирение с Зевсом оз­начало торжество Прометея, подарившего людям огонь и зачатки цивилизации, сделавшего их независимыми от бога.

В трилогии Эсхила «Прометей прикованный» рассказывалось о том, что он учил письму и счёту, строить жилища и добывать металлы, обра­батывать землю и плавать на кораблях и т. д.

Геру хитростью заставили кормить грудью Геракла, но он сосал её с такой силой, что она отшвырнула его. Из капель моло­ка образовался Млечный путь.

Слухи о подвигах Геракла распространялись еще в микен­скую эпоху, стали излюбленной темой для поэтов. Ему причис­лено 12 подвигов, которые он совершил, когда служил у царя Ев- рисфея:

1. Задушил руками льва, опустошавшего окрестности;

2. Убил гидру, похищавшую скот, уничтожавшую посевы;

3. Поймал и укротил чудовищную лань с золотыми рогами и медными копытами;

4. Победил вепря;

5. Медными трещётками спугнул и перебил птиц с острыми металлическими перьями, водившихся на лесном болоте и пожи­равших людей;

6. Очистил за один день много лет не убиравшиеся конюшни царя племени эпеев в Элиде Авгия (проделал отверстия в стенах помещений, отвёл протекавшие неподалёку две реки и направил их воды на скотный двор, которые и смыли нечистоты), но Авгий узнал, что Геракл действовал по приказу Еврисфея, и не отдал ему обещанную десятую часть своего скота, что вызвало гнев Ге­ракла (он убил царя, его сыновей и захватил дочь, но по другому мифу царь не был убит);

7. Привёл свирепого критского быка;

8. Пригнал свирепых кобылиц, которых царь кормил челове­ческим мясом;

9. Одолел амазонок и захватил пояс их царицы Ипполиты;

10. Похитил коров трёхголового великана Гериона и при­гнал их в Микены, предварительно поставив на северном и юж­ном берегах, отделявших Европу от Африки, две каменные стелы, так называемые Геракловые столпы (по другой версии он раздви­нул закрывавшие вход в океан горы, создав тем самым Гибрал­тарский пролив);

11. Доставил золотые яблоки из сада Гесперид, сохранявшие вкусившему вечную молодость;

12. Совершил путешествие в царство Аида и привёл его стража Кербера (Цербера).

Кроме перечисленного, Геракл победил Антея, держал на своих плечах небесный свод вместо Атланта, участвовал в борьбе богов с гигантами, сражался с кентаврами.

После смерти он был взят на Олимп и обручён с богиней вечной молодости Гебой. Ко­лонисты поведали мифы итальянцам, но Гектора они именовали Геркулесом.

Морская богиня Фетида, пожелавшая сделать своего сына Ахилла от царя Пелея бессмертным, погрузила его в священные воды подземной реки Стикса. Уязвимой осталась лишь пятка, за которую она держала сына. По другой версии она по ночам зака­ливала его в огне, а днём натирала амброзией. В «Илиаде» наибо­лее ярко раскрыт его образ. Во время Троянской войны он захва­тил и разорил Фивы. Ему помогали Афина, Гера и др. Когда вто­рой бог-герой, предводитель троянцев Гектор, которому помога­ли Афродита, Артемида, Аполлон, ворвался в укреплённый ла­герь ахейцев, тогда в бой вступил Ахилл, убил его, привязал тело к своей колеснице и объехал вокруг Трои. По покровительству Аполлона на совете богов, Зевс приказал Ахиллу выдать тело сражённого противника Приаму, который устроил сыну почётные похороны. Погиб Ахилл от двух стрел Париса, направленных ру­кой Аполлона. Первая стрела, попав в пятку, лишила Ахилла воз­можности устремиться на врага. Парис сразил его второй стрелой в грудь.

В поэме «Одиссея» поведано о многолетних скитаниях и возвращении к верной жене Пенелопе царя Итаки Одиссея, отли­чившегося в боях не только отвагой, но и хитрым, изворотливым умом.

Гомер сумел так внушить грекам своё представление о бо­гах, что они не смогли от него освободиться. Гомеровские олим­пийцы, собиравшиеся при дворе громовержца Зевса на общий со­вет, пировали целыми днями, влюблялись, вступали между собой в браки, имели детей, ревновали, ссорились, мстили и тем самым уподоблялись жизни земных правителей. Боги царствовали без­раздельно, но они не были всевластны. Они общались с простыми смертными, посещали свадьбы, были великодушными и ковар­ными. Не удивительно, что мифологические и безнравственные герои богоподобны.

Греки поклонялись многим богам, которые покровительст­вовали разным видам жизнедеятельности и городам: Аполлон - искусству и поэзии, Афродита - красоте, Гермес - путешествен­никам и купцам, Гефест - кузнечному мастерству, Дионис - ви- ноградорству и виноделию и т.

д. Мнение о Зевсе как верховном, универсальном боге складывалось постепенно. Возвеличивался и Посейдон.

Судьба считалась неподвластной даже богам. Зевс, увидев, что чаша золотых весов со жребием смерти Гектора опустилась вниз, понял, что не сможет уберечь своего любимца. Неотврати­мость участи, рока, их торжество над жизнью отметил Софокл в трагедии «Царь Эдип». Оракул предсказал, что сын фиванского правителя Эдип убьёт своего отца и женится на матери. Брошен­ного на съедение зверям младенца пастухи отдали на воспитание коринфскому царю Полибу. Желая избежать предначертания, опечаленный взрослый Эдип отказался от наследства и отпра­вился туда, куда глаза глядели. По пути он совершал подвиги, стал царём Фив. Но оказалось, что из-за незнания своих настоя­щих родителей он всё-таки осуществил предсказание. В отчаянии он выколол себе глаза и скитался с дочерью Антигоной, нигде не находил покоя.

Немало мифов посвящено титанам, одноглазым циклопам, многоголовым чудищам, минотаврам, химерам, гидрам, демонам (духам), ангелам (вестникам). Древние греки думали, что в рощах обитали дриады, нимфы, козлоногие сатиры, в море - наяды и си­рены (птицы с женскими головами).

<< | >>
Источник: Басалай А.А.. Актуальная и правдивая философия. 2001

Еще по теме Греция.:

  1. § 10. Античная Греция
  2. греция
  3. Глава 6. Древняя Греция
  4. Глава 6. Древняя Греция
  5. Греция
  6. ГРЕЦИЯ XI - K вв. ДО н. э.
  7. § 12. Греция
  8. Гаспаров М. Л.. Занимательная Греция: Новое литературное обозрение; Москва; 2004, 2004
  9. «Завоеванная Греция»[6]
  10. Латинская Греция
  11. Глава I. Греция
  12. ГРЕЦИЯ, ИНДИЯ И ЕГИПЕТ
  13. Глава 3 Античная Греция
  14. HELLAS. Древняя Греция
  15. 3. Микенская Греция (1600— 1050 гг. до н.э.)
  16. Греция в 1832—1870 годах