<<
>>

Группа 2. Производные всеобщие категории. Мир полярный.

В данную категориальную группу включается уже более значительное количество всеобщих понятий, образующихся путем дедуктивного выведения при «разворачивании» трех групп исходных категорий – субстанциональных (Мир-Система и др.

категории-синонимы), детерминантных (Активность Мира, Взаимодействие, Сила Мира) и процессуальных (Самодвижение в разных формах и видах изменений и движений). Поэтому сразу следует определить логическую основу для последовательного выведения новых понятий. Исследование разных вариантов привело нас к выводу о том, что, по-видимому, наиболее плодотворным является, не раз показавший свою эффективность, диалектический метод, в частности, в виде «гегелевской триады»: 1) тезис, 2) антитезис, 3) синтез.

Начнем с детерминантной категории, поскольку именно Мировое взаимодействие определяет в конечном счете все многообразие и всю динамику субстанционального - Мира-Системы. В нем мы выделяем две стороны: 1) потенциальное взаимодействие – потенциальная, непроявленная Активность (тезис) и 2) кинетическое взаимодействие – движущая, проявленная актуальная Активность (антитезис).

А совокупность, единство того и другого в Мире образует 3) циклическое взаимодействие – Активность самодвижения (синтез), или Гармоничная (синтетическая) Активность. Здесь имеется в виду взаимодействие не в узком физическом смысле, а во всеобщем плане, как действующее во всем Мире-Системе во всех своих видах (физических, химических, биотических, социальных и др.).

Диалектическая триада форм Мирового взаимодействия:

Потенциальное взаимодействие (тезис), потенциальная сила, потенциальная непроявленная Активность - такая форма мировой активности, которая обеспечивает связь частей, элементов Мира между собой, связана с самоорганизацией разнообразных уплотнений, сгущений субстанции, целостностей, дискретностей, систем и структур и с накоплением их внутренней силы.

В нем преобладает центростремительный вектор, направляющий движения элементов и других дискретностей по направлению к центрам отдельных мировых сгущений, или, по отношению к таким центрам, прямое взаимодействие. Поэтому потенциальное взаимодействие есть основная причина становления мировой дискретности, структурности и системности (в отдельных проявлениях), а в целом - неоднородности Мира-Системы. Оно связывает свободные движения элементов и предметов Мира, а потому формирует в различных его областях статические отношения, обеспечивает организованность отдельных предметов, определяет относительный покой, обусловливает наличие и накопление потенциальной энергии. На языке синергетики, потенциальное взаимодействие есть причина становления порядка из хаоса, самоорганизации природных процессов и структур. Потенциальная Активность формирует потенциальную (непроявленную) реальность, которая затем закономерно актуализируется. Последней в новых публикациях 90-х гг. уделяется все больше внимания [10; 15; 18; 24; 46; 88; 117; 119; 234; 263; 398; 407; 419 и др.]. Сюда можно отнести, по видимому, значительные области физического вакуума, виртуальные частицы, субъективную виртуальную реальность (мысль как эмбрион действия) [354,с.30-34], компьютерную виртуальную реальность и т.п.

В связи с расширением употребления термина «виртуальная реальность» и пока еще – со значительной неоднозначностью его толкования, возникает необходимость раскрытия его общего смыслового содержания. На основе анализа отмеченных исследований, попытаемся определить точку зрения по данному вопросу. По видимому, можно предложить следующее определение. Виртуальная реальность – это реальность иной метрики существования (по сравнению с наблюдаемой). Если пространственно-временные координаты описания той области, участка Мира, где находится наблюдатель принять за истинное, реальное, непосредственно наблюдаемое бытие, то такая же реальность в других пространственно-временных параметрах не будет непосредственно ощущаться и наблюдаться.

В данных условиях она окажется выпавшей из поля зрения наблюдателя, оказавшись в парадоксальном положение: она действительно есть (в другой метрике), но ее нет для наблюдателя. Тогда с отмеченных позиций вся реальность Мира как бы раскалывается на части: «в»-метрике событий и «за»-метрикой событий.

Причем, это «за-метрикой» может быть разно вариантным. Например, по сравнению с обыденным внешним миром человека виртуальной оказывается и субъективная реальность (иногда называемая «идеальная реальность»), и

«внутренняя» компьютерная реальность, и генетический аппарат клеточных структур живого, и физический вакуум. Все отмеченные виды реальности естественны и раскрыты в своих метриках, но они скрыты и виртуальны (только мнимы) для наблюдателя иной метрики (в данном случае – обыденного внешнего мира человека). По сравнению с последней, реальности иных измерений есть не что иное, как метрическое небытие или виртуальная (мнимая) реальность. В том числе, виртуальная реальность соотносится с понятием «потенциальная реальность», если последняя формируется или существует в иной метрике. Метрическое бытие (метрическая актуальная реальность) - это реальность метрики наблюдателя. Между метрическим бытием и небытием, актуальной и виртуальной реальностью существуют взаимопереходы. Это, например, проникновение познающего наблюдателя в иные метрики, что по сути означает превращение все больших частей виртуальной реальности в актуальную. И наоборот, уход в иные измерения означает виртуализацию некогда актуальной реальности.

С отмеченных позиций в рамках метрики обыденного существования, сознание, субъективная реальность представляют собой виртуальную реальность. Но последняя закономерно актуализируется в процессах его изучения, практической деятельности человека. Трансцендентность – одна из форм виртуальности, но, по видимому, более широкого плана чем «чистая» субъективная реальность, поскольку включает в себя как субъективный план, так и информационно-энергетический «вакуумный» план.

Такое единство энергоин-формационной трансцендентности достигается, например, в некоторых результатах медитативных практик, при которых достигается реальное слияние, неразделенность субъекта и объекта [39; 85; 111; 123; 129; 331; 401; 421]. На основе изложенного полагаем, что противопоставление актуальной метрической и виртуальной реальности, метрического бытия и небытия не абсолютно, а относительно. Они взаимно преобразуемы. Абсолютизация же различий ведет к искажению результатов познания, например, в односторонних постулатах монистических концепций.

А теперь обратимся ко второй и третьей группам производных детерминантных категорий (к антитезису и синтезу).

Кинетическое взаимодействие (антитезис), кинетическая – проявленная, актуальная движущая сила, проявленная Активность – такая форма мировой активности, которая обеспечивает вечное изменение, относительно свободное движение, динамику элементов и предметов в Мире, разрывает статические связи, структуры, системы, разрушает упорядоченность процессов, обусловливая тем самым относительную однородность, бессистемность и бесструктурность отдельных участков и областей субстанции. Оно разрушает субстанциональные сгущения и целостности, поскольку в нем преобладает центробежный вектор, или, по отношению к центрам сгущения – обратное взаимодействие. На языке синергетики, кинетическое взаимодейст-

вие есть причина перехода от порядка к хаосу, от организации к дезорганизации.

Циклическое (потенциально-актуальное и актуально-потенциальное) взаимодействие, синтетическая Активность самодвижения (синтез), как гармония проявленной и непроявленной Активности, Гармоничная (синтетическая) Активность или в целом – АКТИВНОСТЬ МИРА- СИСТЕМЫ – сущностное диалектическое единство потенциального и актуального (кинетического) взаимодействия, синтез мирового движения и покоя, осуществляемый как в отдельных участках и областях субстанции, так и во всем Мире-Системе (всеобщая Активность Мира). Это подвижное, соответствующее прямое и обратное взаимодействие, с центростремительным и центробежным векторами одновременно.

За счет него постоянно образуются и исчезают дискретности, целостности (с одной стороны), а также свободные движения (с другой). В предельно всеобщем плане, циклическое взаимодействие есть причина динамичной Гармонии Мира-Системы. Оно формирует вечный Мировой круговорот, или абсолютное самодвижение субстанции, проявляющееся на уровне отдельного в бесконечно многообразных отдельных круговоротах, а далее – и в конкретных круговоротах веществ и энергий Мира. С позиций синергетических представлений, именно гармония проявленной и непроявленной Активности Мира обусловливает мировое соответствие порядка и хаоса, организации и дезорганизации в отдельных участках и облас-тях субстанции.

В связи с циклической (синтетической) Активностью Мира-Системы важное значение приобретает характер взаимодействия, ведущий к единству Мира и его участков – к гармонии. Оказывается, что отдельные, не связанные друг с другом и не соответствующие друг другу взаимодействия и преобразования реальности порождают формируют не гармонию, а дезорганизацию и хаос. Напротив, главным на пути к гармонии, гармониогенезу становится соответствие взаимодействия. Как отмечает В.Е. Клочко: «…Во всей живой и неживой материи есть одно свойство – нигде и никогда ничто и никто во всем подряд не взаимодействует. Взаимодействуют только соответствующие противоположности, т.е. в чем-то тождественные, в чем-то одинаковые. Есть закон ограничения взаимодействия, но если уж оно произошло, то происходит не только отображение, но и порождение – взаимопроникновение и взаимопереход» [161, с.111]. Только соответствие взаимодействий в отдельных участках, предметах и системах Мира формирует их гармонию, порядок взаимоотношений и взаимоизменений элементов.

Подчеркнем, что данное понимание Активности и самодвижения не следует смешивать с критикой некоторых антиэволюционных концепций, где развитие отрицается, подменяясь «вечным хождением по кругу». Рассматриваемое самодвижение и соответствующая циклическая Активность органически включают в себя как самоорганизацию, саморазвитие одних областей и участков Мира, так и самораспад, а затем новую самоорганизацию – в других

областях.

Такое самодвижение и мировая причина – Активность Мира-Системы эволюционны по самой своей сути.

Указанная триада конечной причины всего существующего в Мире позволяет перейти к описанию содержания субстанциональных и процессуальных категорий – Мира полярного. Во-первых, как видно из определений, полярные формы взаимодействия обусловливают субстанционально полярные состояния, полярную структуру Мира – 1) абсолютную дискретность, структурность, относительный покой и 2) относительную однородность, относительную бесструктурность, переходящую в итоге в абсолютное движение (в процессуальное). Во-вторых, они же процессуально определяют полярную динамику Мира: 1) процессы рассеивания материи, определяющие все большее высвобождение движения, «свободный полет» субстанции, переход в «чистое» процессуальное; 2) процессы концентрирования (концентрации) материи, ведущие в итоге ко все большему связыванию свободных движений, вплоть до связанных движений (функций) внутри «относительно спокойной» структуры (здесь процессуальное превращается в субстанциональное). Таким образом, существует различие структурного и динамического, субстанционального и процессуального (в свою очередь, в полярных формах). Но различие это не абсолютно, а относительно, поскольку при определенных (крайних) условиях структурное и динамическое, субстанциональное и процессуальное взаимно переходят друг в друга в едином содержании Универсума.

Рассмотрим вначале по отдельности полярные субстанциональные (тезис), процессуальные (антитезис) категории, а в итоге перейдем к общему содержанию (синтезу).

Структура, субстанциональность Универсума, Мира-Системы, Интегральной материи, Мировой субстанции образует полярные стороны тезиса, или полярные формы Мира-Системы в НКМ:

Мир веществ, Концентрированная материя, Телесная субстанция, грубая или плотная материя (один полюс) – это категория, отражающая ту часть Мира-Системы, которая представлена дискретными областями субстанции – разнообразными сгущениями, уплотнениями, всевозможными структурами, системами и т.д., атомно-молекулярного строения. Об исторической и логической дифференциации представлений о теле и душе, телесной и духовной части организма и бытия, о телесной (вещественной) и духовной субстанции уже шла речь в первой главе. Как отмечает Э.В.Ильенков, в монистических традициях фактически произошло разделение единой категории субстанции на две различные (обычно противопоставляемые друг другу) субстанции. В результате «…возникает различение двух субстанций – духовной и телесной (курсив наш – Е.У.), чреватое массой неразрешимых противоречий, безвыходным дуализмом «души» и «тела». Определенные попытки снять дуализм, т.е. принятие двух субстанций, делаются на протяжении всего средневековья, начиная с Фомы Аквинского… и кончая Дунсом Скотом… Однако эти попытки не дали заметного эффекта, и к началу Нового времени противопос-

тавление материи и духа как двух субстанциональных начал стало фактически центральной проблемой философии» [379, т.5, с.151].

С современных системно-философских позиций, исторически и логически выделившиеся две – духовная и телесная – субстанции не противопоставляются, а напротив, рассматриваются во взаимодополнительности, взаимодействии и органическом единстве. В частности, к телесной субстанции, концентрированной (плотной) материи с позиций современной науки относится «половина Мира», имеющая атомно-молекулярное строение. То есть, онтологически данным категориям соответствуют многообразные атомы; всевозможные молекулы; образованные их множеством сгустки вещества, например, космические тела – метеориты, наша планета с организмами и социальными системами, другие планеты, звезды, галактики, их скопления и т.д. Таким образом, согласно современным данным, концентрированная материя представлена сгустками вещества. Здесь преобладает потенциальная энергия. Тогда вещество (во всеобщем смысле, в ОНКМ) – это часть Мира-Системы, имеющая атомно-молекулярное содержание, в совокупности образующая телесную субстанцию.

Обозначим далее вторую сторону всеобщей структуры Мира-Системы.

Мир энергий, Рассеянная или элементарная материя, Бестелесная субстанция, тонкая материя (другой полюс) – это категория, отражающая ту часть Мира-Системы, которая представлена наименее дискретными и соответственно наиболее однородными, разреженными областями субстанции, состоящими из элементов меньше атома. Сюда относятся отдельные элементарные частицы (вне атома), энергетические поля, энергетические системы, энергетические волны, а также Мировая энергетическая среда – физический вакуум (подробнее см. главы 1 и 2). В окружающем мире этому понятию соответствуют, например, космические излучения элементарных частиц, магнитные, гравитационные и пр. энергетические поля, электромагнитные волны (разорванные и распространяющиеся поля), а также энергетические системы, например, психики животных, сознания человека, технические энергосистемы, информационные энергосистемы и т.п. [1; 3; 47; 64; 100; 101; 111; 241; 313; 407; 419; 421 и др.]. Здесь преобладает кинетическая энергия.

Прежде, чем перейти к следующей группе категорий, остановимся на понятии энергии, поскольку оно имеет неоднозначные смыслы, и возникает необходимость более точно определиться с его употреблением.

Понятие энергии имеет разные значения: общефилософское (например, в философии Аристотеля как действующая мировая сила); общенаучное (энергия в законе сохранения и превращения энергии, энергия физическая или космическая как энергия физической реальности всей Вселенной); конкретно-научное (химическая, биологическая, тектоническая энергия); социально-пси-хологическое (психическая, духовная энергия, энергия класса и пр.); технико-технологическое (атомная, электрическая энергия, энергия пара, ветра, Солнца и пр.); бытовое или разговорное (человек с высокой энергией - энергичный) и др..

В советской философской онтологии философско-научная проблема энергии почти не обсуждалась, разве что в плане критики энергетизма В.Оствальда и др. и для доказательства верности материализма. «Энергетизм – философское направление, считающее первоосновой всех явлений в мире энергию, которая трактуется как неуничтожимая субстанция, способная к разнообразным превращениям, а не как атрибут материальных объектов» [379, т.5, с.563]. В основе критики энергетизма материализмом лежали представления В.Оствальда, согласно которым особенно важным результатом энергетического воззрения следует считать замену понятия материи (которая в западной философской традиции на рубеже XIX-XX вв. принималась как косное вещество) понятием комплекса известных энергий. «Концепция Оствальда была подвергнута критике Лениным за путаницу и непоследовательность в решении основного вопроса философии. С одной стороны, у Оствальда «…в громадном большинстве случаев, под энергией разумеется материальное движение» (Ленин)… С другой стороны, Оствальд видел в понятии энергии простое и естественное средство устранить прежние препятствия к слиянию понятий материи и духа (Оствальд)» [там же, с.563].

Но даже в «Философской энциклопедии» советского периода (когда «безраздельно» господствовал монистический материализм) отмечается, что: «Иногда ленинскую критику Оствальда переносят на все формы энергетизма, который рассматривается как разновидность идеализма; ее гносеологической основой при этом считают стремление мыслить движение без материи, использовать понятие энергии для отрицания объективной реальности. Однако такое расширительное толкование вряд ли оправдано. В частности, и сам Ленин указывал, что «в терминах энергетики …можно выразить материализм и идеализм» (Ленин). Признание энергии субстанцией, а не атрибутом не обязательно осуществляется на базе идеализма. Многие представители идеалистической философии относят энергетизм к материализму» [там же, с.563]. Таким образом следует подчеркнуть, что современные научно-философские представление об энергии в ОНКМ не имеют ничего общего с идеологизированной борьбой материализма и идеализма по поводу энергии, а связаны с субстанциональным рассмотрением сущности энергии. В указанном аспекте данная проблема более всего изучалась учеными, а также специалистами в области философских вопросов естествознания и научной картины Мира.

Мы же обращаемся к понятию энергии в связи с определением ее места и роли в категориальном аппарате системно-философской НКМ. Сравнительный анализ целого ряда широких смысловых характеристик данного термина в указанном аспекте показал, что в определении понятия энергии можно выделить по крайней мере четыре разных подхода и смысла: 1) энергия как всеобщая качественная характеристика Мира-Системы; 2) как одна сторона Мира (в Мире полярном), энергия как противоположность веществу; 3) энергия как всеобщая количественная характеристика Мира, как количественная мера материи; 4) энергия в иерархическом аспекте, как система

иерархических уровней энергии Мира-Системы. Отметим специфику каждого приведенного смысла.

В последние годы, в связи с новыми результатами в области всеобщего научно-философского синтеза знаний усилился интерес к всеобщему качественному пониманию энергии. Например, С.С.Хоружий, исследуя данную проблему, пишет: «Подавляющей частью все школы и направления европейской метафизики в той или иной мере опираются на классическую, восходящую к Аристотелю, трактовку базовых категорий философского дискурса. Эта трактовка предполагает, что в наличной реальности, во всяком ее акте, в событии, явлении, в существовании как таковом, совершается актуализация определенных сущностных (эссенциальных) начал, и в первую очередь, самой сущ-ности… Главным элементом неоднозначности и свободы, источником различных философских позиций выступает статус центрального звена триады, энергии. Находясь в онтическом пространстве или растворе между потенцией и энтелехией, энергия может занимать в этом пространстве разные положения, сближаясь с одним или другим из «крайних» начал. Философии, что возникают при этом, крайне различны.» [398, с.54, 55]. И далее: «Главным, фундаментальным предикатом сущности и энтелехии утверждается их энергийность, необходимость энергии для них, их наполненность, обеспеченность энер-гией… Став дискурсом энергии, философский дискурс в любой теме будет развертываться, в первую очередь, в горизонте энергии и как прослеживание того, что совершается с энергией» [там же, с.56]. В отмеченной и других сходных позициях энергия выступает как всеобщая сущностная, причем качественная характеристика Мира и соответствует первому всеобщему смыслу данной категории. Аналогичные представления об энергии, ее всеобщей сущности сформировались в физике и физической картине Мира к середине XIX века, что «означало способность при определенных условиях произвести, уско- рить, затормозить движение, изменить его направление или быть порожденной движением. Место этого понятия энергии в современной физической картине Мира определяется законом сохранения энергии» [176, с.540].

Но если энергия, с одной стороны, имеет всеобщий смысл, а с другой – может быть зарегистрирована и описана с помощью научных методов как количественная характеристика, значит, она может выступать и употребляться как всеобщая количественная характеристика Мира-Системы и его отдельных точек, участков, областей. В этом заключается третий смысл категории энергии.

Второй смысл категории энергии связывает ее уже не со всем Миром, а лишь с одной частью – полярной «безмассовой» (с отсутствующей массой покоя), «не-вещественной», «бестелесной» половиной Универсума, в противоположность другой – «массовой», «вещественной», «телесной» его части. В философии такое «полярное» понимание энергии связывает данную сущность с рассмотрением Мира полярного и двух его сторон, а также с рассмотрением диалектических взаимопереходов между противоположностями. В науке двойственная вещественно-энергетическая природа Универсума отразилась, в ча-

стности, в «законе энергии-массы», «согласно которому энергия может превращаться в массу (и наоборот) по формуле: энергия равняется массе, умноженной на квадрат скорости света (E = m . c2); 1 кг массы соответствует, таким образом, энергии приблизительно в 25 000 миллионов кВт . ч» [176, с.540]. Именно второй смысл рассматриваемой категории вкладываем мы при рассмотрении энергии как рассеянной, тонкой материи, бестелесной, не-вещественной субстанции.

Четвертый смысл понятия энергии оказывается необходимым при более глубоком, детальном рассмотрении Универсума как в философии, так и в науке в соответствии с положением об исключительном Многообразии Единого Мира. Во-первых, реально множество конкретных наук и знаний из разных областей практики человечества изучает множество разных конкретных видов энергий. Это, например, механическая, электрическая, тепловая, ядерная энергия, энергия ветра, солнца, пара, воды (гидроэнергия), психическая, духовная энергия, социальная энергия (коллектива, класса и т.п.) др. виды энергий, изучаемые множеством частных теоретических, экспериментальных и прикладных знаний. Во-вторых, указанное многообразное смысловое содержание понятия связано и с фундаментальной научно-философской проблемой структурной организации материи. Здесь субстанция предстает в виде целого ряда иерархически организованных форм и видов реальности, а в них преобладают те или иные виды энергий. Поэтому рассмотрение энергии в иерархическом аспекте (в четвертом смысловом содержании) имеет также важнейшее значение в системно-философской НКМ на общенаучном и фундаментально-научном уровнях, с выходом на оптимизацию практики преобразования природы, общества и самого человека. Этот аспект будет освещен более подробно в разд. 4.3 и 4.4..

При рассмотрении Мира полярного наиболее важным становится второе смысловое значение категории энергии как одной из двух полярных сторон Мира-Системы, в виде понятия Мир энергий в ряду категорий синонимов: рассеянная материя, тонкая материя, бестелесная субстанция, не-вещественная субстанция. Данный смысл имеет важное значение в том отношении, что позволяет, не вдаваясь в чрезмерную детализацию, не уходя в бесконечное многообразие Мира, все же четко определить главные, всеобщие качественные различия телесного и бестелесного, плотного и тонкого Миров с позиций достижений современного научного и научно-философского знания.

Динамика, процессуальность Индивидуума, Мира-Системы, Интегральной материи, Мировой субстанции, полярные стороны антитезиса полярные мировые процессы в НКМ:

Концентрирование материи, Мировой субстанции, областей Мира (один полюс) - категория, отражающая Мировые процессы закономерного образования все более сложных дискретных состояний субстанции, в результа-те соответствующих потенциальных взаимодействий. Сюда относятся всевозможные процессы усложнения, уплотнения, самоорганизации, ассимиляции,

концентрации, синтеза, эволюции, развития, прогресса и т.п. в различных областях и участках субстанции. Это, например, закономерное увеличение, уплотнение и усложнение космического тела в процессе его эволюции; образование все более сложных молекулярных органических систем, живых клеток, многочисленных организмов, их сообществ и т.д.; развитие общества, техносферы, ноосферы, увеличение плотности и массы социальной материи в процессе социогенеза. Поскольку определяющие концентрацию материи взаимодействия в целом все более усложняют отдельные области и участки субстанции, то данные взаимодействия можно обозначить как конструктивные.

Рассеивание материи, Мировой субстанции, областей Мира (другой полюс) - – категория, отражающая все Мировые процессы закономерного самораспада, саморазрушения или упрощения дискретных образований субстанции, протекающие за счет соответствующих кинетических взаимодействий. Сюда относятся всевозможные процессы упрощения, разрежения участков субстанции, процессы самораспада, диссимиляции, революции, эпидемии, цепные реакции распада, регресс и т.д. Это, например, звездный ветер, являющийся результатом самораспада звездой материи; взрывы галактик и сверхновых звезд; старение и смерть организмов; самопроизвольная гибель цивилизаций и пр. Поскольку рассеивающие материю взаимодействия в целом упрощают содержание определенных участков и областей субстанции, их можно обозначить как деструктивные.

Самодвижение материи, Мира, Мировой субстанции (общий синтез полярных состояний и противоположных процессов в субстанциональном) – категория, отражающая Мировой круговорот веществ и энергий, концентрированных и рассеянных областей субстанции, телесного и бестелесного. Это мировые циклы становления и распада дискретностей за счет диалектического синтеза противоположных Мировых процессов концентрирования и рассеивания материи. Причиной Мирового круговорота, Мировых циклов или самодвижения материи является циклическое (актуально-потенциальное и потенциально-актуальное) взаимодействие, или Активность самодвижения, или синтетическая непроявленно-проявленная Активность в Мире-Системе, как органическое (гармоничное) единство конструктивных и деструктивных взаимодействий.

Отметим, что мы не касаемся здесь таких атрибутов материи как время и пространство, поскольку в НКМ они представляют отдельную, фундаментальную проблему. По этой проблеме нами написана специальная, четвертая глава во второй части монографии «Общая теория материи» [355, с.173-274]. Отчасти, в онтологическом аспекте, этот вопрос будет освещен в разд. 4.4.

В целом можно сказать, что представленный категориальный аппарат отражает на уровне всеобщего гармонию и единство активного, внутренне дифференцированного, динамичного и многообразного Мира. полярного.

Все рассмотренные категории для описания Мира-Системы имеют теоретико-методологическое значение, поскольку отражают важнейшие, всеобщие свойства Мира, в той или иной мере проявляющиеся в любом конкретном

предмете или явлении. Но они имеют и существенный недостаток. Он объясняется тем, что реально, в конкретных исследованиях и в конкретной материально-производственной, духовной и моральной практике человек никогда не сталкивается с «Миром в целом». Человек способен охватить последний лишь мысленно, в высших абстракциях (или в некоторых системах познания путем особой формы созерцания Мира). Поэтому, именно в силу своей предельной абстрактности, категории уровня всеобщего невозможно использовать в конкретной жизни непосредственно. Прежде они должны быть дедуктивно преобразованы для описания всеобщих свойств отдельных Предметов Мира. И только в такой форме они находят широкое применение в конкретных областях научного познания и многообразной практики людей. Этому посвящен следующий раздел главы.

<< | >>
Источник: Ушакова Е.В.. Системная философия и системно-философская научная картины мира на рубеже третьего тысячелетия. Часть 1.. 1998

Еще по теме Группа 2. Производные всеобщие категории. Мир полярный.:

  1. В. А. Томсинов.. Всеобщая история государства и права. Древний мир и средние века. 2011. — 640 с., 2011
  2. Соотношение всеобщего и особенного в категории государства
  3. Убийство, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ)
  4. Убийство, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ)
  5. СИСТЕМА ПЕРВИЧНОЙ ВИХРЕВОЙ ПОЛЯРНОСТИ
  6. МИР ВЕЩЕСТВ И МИР ЭНЕРГИИ. ИНФОРМАЦИЯ. МИКРО-, МАКРО- И МЕГАМИР
  7. Особенности классификации минерального сырья, топлива, руд (группы 25-27) и химических продуктов (группы 28-38)
  8. Особенности классификации машин, оборудования и транспортных средств (группы 84-89) и продукции приборостроения (группы 90-91)
  9. 4.4. МИРЫ ЕСТЕСТВЕННЫЙ И ИСКУССТВЕННЫЙ, ОБЪЕКТИВНЫЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ, МИР-СИСТЕМА И МИР ЧЕЛОВЕКА
  10. РАЗДЕЛ V ИСТОРИЯ ХХ - НАЧАЛА XXI в. ТЕМА 14 Мир в 1900-1914гг . § 69. Мир в начале ХХ в.
  11. ОТКРЫТИЯ МАГНИТНОЙ ПОЛЯРНОСТИ ДЭВИСОМ И РОУЛСОМ
  12. Особенности классификации непродовольственного сырья и продуктов его переработки (группы 39-49), текстильных материалов и текстильных изделий (группы 50-63)