<<
>>

Гуманистическая правда и неправда.

Проблемы «гуманизма» и «гуманности» обсуждаются в европейской философии и гуманитарных науках уже несколько столетий и до сих пор не утратили своей актуально­сти. Скорее, даже наоборот. Традиционная гуманистическая правда, осно­ванная на принципах: «человек - высшая ценность общества; благо чело­века - суть общественных отношений; человек - творческая индивидуаль­ность, имеющая неотъемлемое право на свободу, счастье, развитие и про­явление своих способностей»1, все более резко противопоставляется про­грессирующему технократическому мировоззрению. Распространение аморального технократизма в среде молодежи вызывает озабоченность со­временных гуманистов: «Если уже сейчас не предпринять значительных усилий для гуманитаризации нового поколения специалистов, для разви­тия их личностной зрелости, культурности, если хотите, - интеллигентно­сти, зловещее слово ПОЗДНО может принять глобальные размеры, сооб­разные технологическим мощностям, с которыми этому поколению пред­стоит управляться. Самая опасная перспектива - формирование поколения технократов, способных ради умственной забавы и демонстрации интел­лектуальных возможностей подтолкнуть человечество к краю пропасти. А это вполне вероятно, если технологические бицепсы наращиваются при культе бескультурья»[175].

Главными добродетелями интеллигента провозглашаются: человеко­любие, справедливость, толерантность, милосердие, разум, независимость, умеренность, стремление к знанию. Гуманизму присуща уверенность в не­ограниченных возможностях самосовершенствования человека, в неисчер­паемости его эмоциональных, познавательных, адаптивных, преобразова­тельных и творческих способностей. Как социальное явление гуманизм - это стремление объединенных гуманистическим мировоззрением людей, практиковать его принципы во благо всех и каждого, продвигаться к мак­симально возможной гуманизации отношений между человеком и челове­ком, человеком и обществом, человеком и государством, обществом и го­сударством. Гуманизм понимается как этическая доктрина, ставящая зада­чей собрать воедино и систематизировать все формы проявления человеч­ности человека, включая гражданско-правовые, политические, социаль­ные, национальные, философские, эстетические и прочие области. Гума­низм не является и не должен являться официальной государственной про-

2

граммой, так же как и какой-либо формой религии . В таком же духе поня-

3

тие гуманизм трактуется В. А. Рыбиным в его монографии , а также авто­рами других философских и культурологических трудов.

Гуманистическая правда отчетливо выражена в концепции грядуще­го глобального общества, которую развивает доктор экономических наук, координатор общественного движения «Альтернативы» Александр Влади­мирович Бузгалин (род. 1954). Экономиста-гуманиста тревожит будущая судьба России, угроза «скатиться в гетто отсталости», и он призывает рос­сиян «поймать ветер истории и стать лидерами постиндустриального ми­ра». Вот некоторые из его основополагающих постулатов:

1. Знания по своей природе товаром не являются, их никогда и нигде нельзя купить, их можно только обрести за счет собственного труда и диа­лога с другими личностями. Можно купить учителей и аттестаты, но зна­ния, творческие способности нужно добывать самому. Точно так же нельзя купить любовь, дружбу, вдохновение. Поэтому рыночные отношения нельзя распространять на мир знания.

2. Ученый-экономист Бузгалин с печалью констатирует, что в сего­дняшнем мире «рыночного фундаментализма» и «глобальной гегемонии» капитала творческий потенциал человека уходит в финансы и другие виды посреднической деятельности (трансакционные издержки давно превыша­ют издержки производства), масскультуру (где десятки тысяч высококреа­тивных людей десятилетиями производят жвачку для обывателя) и товары для «общества пресыщения».

В этих сферах, по преимуществу паразитиче­ских, занято до половины наиболее квалифицированных работников раз­витых стран. Причем сегодня в Западной Европе 2-3 % населения вполне способны прокормить, а еще 15-20 % снабдить оборудованием и машина­ми все население этих стран. Следовательно, большая часть человеческого потенциала даже в наиболее развитых странах растрачивается впустую, а то и во вред человечеству и природе. Отсюда следует вывод, что «постин­дустриальное общество - тупиковая ветвь социального развития».

3. Для оценки будущего прогресса человечества гуманист Бузгалин предлагает использовать в качестве критерия «меру свободного всесто­роннего развития человека в ассоциированной творческой деятельности в диалоге с природой». Человек будущего, по мнению автора, - это не ра­циональный технократ, соизмеряющий свои действия с критерием денеж­ной выгг., а человек, увлеченный творческой деятельностью, для которого денежная мотивация не является главной. Нормальная постиндустриальная экономика, по его подсчетам, должна иметь следующую структуру: 20 % - работники материального производства, остальные 80 % распределяются между сектором инноваций, где заняты бескорыстные творческие лично­сти, и гуманистическими секторами обучения, воспитания, спорта, подго­товки творцов и новаторов. Именно эти сектора обеспечивают производст­во «главного ресурса новой экономики - не денег, не машин и даже не ин­формации», а «человеческих качеств» - новаторских способностей, спо­собностей к сотрудничеству с другими людьми и приобщения к подлинной культуре (а не только к «знаниям»). Причем гуманист-экономист утвер­ждает, что «социальный эффект и даже коммерческая выгода в экономике будущего, получаемые от доброй нянечки в яслях, не меньше, чем от фи­нансового спекулянта, ворочающего миллиардами»[176]. Не забывает он и об «охране и воспроизводстве экологически чистых территорий».

Заметим, к слову, что почти 80 % американского ВВП обеспечивает третичный сектор - сектор услуг. Львиную долю составляют информаци­онные услуги, что является одним из главных доводов в пользу того, что в США фактически реализовано информационное общество. Какие услуги считаются информационными? Вот перечень наиболее доходных услуг: юридические, страховые, кредитные, комиссионные, рекламные, транс­фертные, аудиторские, консалтинговые и т. п. Свой вклад в ВВП США вносят грандиозные контракты и бонусы топ-менеджеров корпораций и банков, биржевых брокеров, профессиональных спортсменов, звезд поп- арта; доходы армии юристов и армии психоаналитиков - самых многочис­ленных и богатых профессиональных групп на рынке информационных услуг. В конечном счете главным источником национального богатства США становится не производство материальных или духовных ценностей, а торговля деньгами - финансовое посредничество и биржевые спекуляции в мировом масштабе. В экономической теории подобное раздувание ВВП называется «внеэкономическим мыльным пузырем», который обрекает страну на зависимость от импорта и бесперебойности глобальных финан­совых, транспортных и информационных сетей. Нарушение их работы чревато экономической катастрофой, и тогда выживание страны будет за­висеть от ее способности к самообеспечению, которая снижена у инфор­мационных обществ вследствие их деиндустриализации. Предвидя риски такого рода, осторожные экономисты предостерегают: «Россия не в коем случае не должна повторить ошибку Запада, хотя нас к этому подталкива- ют»[177]. Другими словами, ставится под вопрос целесообразность формиро­вания в России информационного общества по западному образцу.

4. А. В. Бузгалин с сожалением замечает, что государственная поли­тика России нацелена не на преодоление системного кризиса, а на поощре­ние вывоза сырья и на рост социального неравенства (расходы на образо­вание растут в два раза медленнее, чем расходы на силовые структуры). Отечественный бизнес не заинтересован в долгосрочных фундаменталь­ных исследованиях, его привлекает доступ к сырью и приспособление за­падных сборочных технологий к нашей рабочей силе.

5. Спасителями страны могут стать только гуманисты, обладающие творческим потенциалом и готовые использовать его «во благо стране, ми­ру, самим себе и нашим потомкам». Это «обычные учителя и врачи, про­фессора и инженеры, библиотекари и компьютерщики, садовники и рабо­чие», обладающие «чувством гордости и социальной ответственности, способностью к социальным действиям, а не только к болтовне на кухне». «Именно такие люди, - утверждает А. В. Бузгалин, - свободные, творче­ски развивающиеся, выбирающие “быть”, а не “иметь”, создают и инфор-

2

мацию, и know how и все другие высокоценные блага неоэкономики» .

<< | >>
Источник: Аркадий Соколов. Диалоги об интеллигенции, коммуни­кации и информации. 2011

Еще по теме Гуманистическая правда и неправда.:

  1. Внутренняя правда и внешняя правда: нравственность и право
  2. § 7. Викриття неправди в показаннях
  3. Гуманистический оптимизм
  4. 15.6 Гуманистическая психология
  5. Гуманистическая психология и астрология
  6. Гуманистический марксизм (B)
  7. В.А. Мальцев. Гуманистическая этика: ИСТОРИЯ И ПРОБлЕМЫ.2013, 2013
  8. “Личность” в гуманистической парадигме
  9. “Личность” в гуманистической парадигме
  10. “Личность” в гуманистической парадигме
  11. Гуманистическая критика церкви
  12. Личностный рост в гуманистической психологии
  13. Антифеодальный характер гуманистической идеологии.
  14. Право в русском правосознании образует неразрывное единство с Правдой,
  15. Правда и Православие неразличимы.