<<

Хазрат Инайят Хан. Учение суфиев1

Кроме стремления достичь чего-либо земного у нас есть и более глубинное желание, работающее неосознанно в каждое мгновение жизни - войти в соприкосновение с бесконечным. Когда художник пишет картину или когда музыкант поет или играет, то если они при этом

душа.

Как сказано в «Гайян*: «Если вы только изучите человека, вы так много в нем найдете*, - вот почему чело­век (и я имею в виду каждого человека) имеет широкую возможность развиваться в духовных сферах. Обычный ум не в состоянии даже вообразить себе широту доступных для человека духовных сфер.

Под выражением «божественный человек* с давних пор подразумевают главным образом человека, и лишь немно­гие сознают, что в действительности оно означает Богочеловека. Причина этого в том, что все верующие отде­ляют человека от Бога и ощущают между Богом и человеком столь глубокую пропасть, что возникает необ­ходимость заполнить ее тем, что они называют религией. Bepa стоит разделительной стеной между Богом и челове­ком, она приписывает все грехи человеку, а всю святость - Богу.

Эта идея неплоха, но далека от истины. (С. 29)

Параматма - это наивысшая ступень пробуждения соз­нания. Обычный человек придает большее значение миру и меньшее Богу; просветленный - большее значение Богу и меньшее миру; Параматма же одновременно и придает и не придает значения Богу или миру. Он есть то, чго он есть. Если некто скажет ему: «Это все правда*, - он отве­тит: «Да, все это правда*. Если некто скажет: «Это неправ­да* , - он ответит: «Да, это неправда*, Если некто скажет: «Все есть одновременно и правда и неправда*, - он отве­тит: «Да, все есть одновременно правда и неправда*. Ero речь становится невнятной и головоломной. Ведь легче общаться с тем, кто говорит на нашем языке, а едва толь­ко смысл слов меняется, язык тоже претерпевает измене­ние; он становится сухим, иностранным языком в сравне­нии с обыкновенной речью.

Слова ничего не значат для Параматмы, ыо значит только их внутренний смысл. Нельзя даже сказать, что он понимает смысл: он сам есть смысл; он становится тем, к чему другие стремятся. (С. 33)

Как-то на улице Хайдарабада я встретил факира. Он обра­тился ко мне: «Эй, муршид[228], как пройти туда-то?* Я в то время изучал философию и подумал: «Он назвал меня мур- шидом; должно быть, он увидел во мне какое-то величие!* Ho тут я услышал, как он спрашивает полицейского: «Эй, муршид, это дорога к такому-то дому?* - и понял, что он говорит «муршид» каждому. Когдая попросилобъяснений этому у своего муршида, он ответил, что факир находится на ступени фана фишейх, когда ученик видит своего муршида во всем и в каждом. Тот, кто достиг этой ступени, учится у всего, у каждого существа, старого или молодого, глупого или мудрого, даже у кошки, у собаки, у дерева, у камня. A человек, способный видеть Бога только в одном-един- ственном предмете, а не во всех вещах и существах, - вот кто идолопоклонник. И только когда человек видит Бога во всем, он действительно видит Бога. (С. 23)

Можно смотреть, можно видеть и можно наблюдать. Bce три слова означают одно и то же действие, и все же каждое слово говорит о чем-то различном. Наблюдая, мы понимаем то, что рассматриваем; видением получаем пол­ное описание этого: но, глядя, мы лишь бросаем взгляд, без должного понимания или принятия этого в расчет, й таким образом, здесь есть три состояния: смотрение на поверхность вещи, смотрение на вещь впрямую и смотре­ние на вещь с истинным обозреванием и пониманием ее в одно и TO же время.

Каждый воспринимает вещь и явления одним из этих трех способов. To, что особенно интересует человека, изу­чается им наиболее внимательно; то, что просто привле­кает его ум, он замечает и разглядывает; наконец, он смо­трит на то, на что его взгляду случится упасть. Из-за этого все, что окружает человека и может быть им воспринято, действует на него тремя разными способами: то, что чело­век обозревает полностью, оказывает на него глубочайшее воздействие; то, что человек просто видел, оказывает на него ясное воздействие; наконец, то, что лишь захватило его взгляд, оказывает на него проходящее воздействие.

Вот почему есть на свете провидцы, мыслители и те, кто лишь имеет пару глаз... Провидец не только смотрит, но видит. (С. 43-45)

Есть множество неверных интерпретаций слова «про­видец». Иногда люди думают, что провидец - это яснови­дящий или спирит, но это совсем другие люди, они не про­видцы. Провидцу нет необходимости видеть незримый мир, ведь столь многое надо увидеть в видимом мире!

B объективном мире существует так много всего, что может быть увидено человеком, но пребывает сокрытым от его глаз, и если бы он сконцентрировал всю свою жизнь на видении того, что видимо, то нашел бы более чем доста­точно того, о чем следует поразмыслить. B людях, меч­тающих стать свидетелями чего-то такого, чего никто прежде не видел, говорит обычное детское любопытство. Это также тщеславие - говорить другим, что они видят нечто невидимое другими. Ho мир зримый и мир незри­мый есть одно и то же; и оба они здесь. Если же мы не в состоянии разглядеть незримый мир, то не потому, что он прячется от наших глаз, а потому, что мы закрываем наши глаза на него. (С. 45-46)

Завершая эту краткую подборку, хочу высказать одну мысль, и снова словами мудрых. У Идриса Шаха есть пре­восходная поучительная история. Однажды ученики попросили учителя объяснить, справедливо ли, что есть бедные и богатые. Мастер предложил подготовить демон­страцию. Принесли мешок с золотом. Поместили его на середину моста, перекинутого через реку. Позвали нище­го, просившего подаяние. Ничего не объясняя, просто ска­зали ему перейти с одного берега реки на другой. Нищий отправился в путь и неожиданно для учеников оказался на другом берегу реки с пустыми руками. Ero спросили: «А где же мешок с золотом, мимо которого ты прохо­дил? * - « Никакого мешка там не было *. - « Ho как же так, ведь ты шел прямо мимо него!* - «He знаю, просто в какой-то момент у меня возникло желание закрыть глаза, и я закрыл их*, - услышали они в ответ.

Эта поучительная история иллюстрирует целый ряд глу­боких положений. Например, что нельзя принудительно (в порядке благодеяния или «осчастливливания») датьчело- веку то, к получению чего он не готов: в определенный моментон просто «почему-то* закроетглаза. Поэтому хочет­ся надеяться, что предложенная подборка мыслей великих мудрецов будет созвучна состоянию читателя и резонансна его готовности воспринять какие-то более глубокие истины, чем те, что нам преподносит обыденная повседневность. Иными словами, пусть у читателя не возникнет «вдруг* желания закрыть глаза как раз в тот момент, когда он будет проходить по мосту мимо мешка с золотом.

<< |
Источник: Бескова И.А.. Феномен сознания. 2010

Еще по теме Хазрат Инайят Хан. Учение суфиев1:

  1. Учение об обещании
  2. Учение о категориях
  3. Учение о понятии
  4. Учение о понятии
  5. Глава 5. Учение Павла
  6. Глава 4. Учение Иисуса
  7. § 1. Учение о государстве и праве
  8. Учение Шеллинга о категориях
  9. Учение о понятии
  10. 1.5. УЧЕНИЕ О ЗАКЛЮЧЕНИИ
  11. УЧЕНИЕ О ВЛАДЕНИИ
  12. 5. Учение Давида
  13. 3. Моисеево Учение
  14. 3. Политико-правовое учение Ф. Ницше
  15. ДИАЛЕКТИКА KAK УЧЕНИЕ 0 ЕДИНСТВЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
  16. § 5. Учение Гегеля о государстве и праве
  17. § 2. Философско-этическое учение о праве
  18. § 7. Политико-правовое учение Ф. Ницше