<<
>>

3 Идеализм Гегеля. Философия природы.

Логическое развитие идеи у Гегеля предшествует природе не во времени. Категория времени появляется лишь в природе, а идея совершает развитие во времени только на ступени «духа», т.е.

в жизни человека и общества. Природа для Гегеля - инобытие идеи, она - «окаменевший дух». Поэтому нельзя ни обожествлять природу, ни ставить её произведения выше человеческих свершений. В природе есть несколько ступеней. Высшей из них - жизнь. Заметем, что Гегель отвергает телеологическое рассмотрение природы.

В системе Гегеля речь идёт о «философии духа». Согласно Гегеля, достигнув ступени духа, идея приступает к самопознанию. Философия духа включает в себя учение о субъективном духе, объективном духе и абсолютном духе. Речь здесь идет об индивидуальном сознании, истории общества и формах общественного сознания. Заметим, что учение о субъективном духе распадается на следующие: 1/антропологию; 2/феноменологию и психологию. Антропология изучает «душу», т.е. ту часть духовной деятельности человека, которая не связана с его телесностью.

Однако душа для Гегеля есть нечто воспринимающее, а не что-то существующие в отдельном индивидууме. Ибо она должна быть понимаема, как идеальность.

Но душа только сон духа. На ступени разума человек раскрывает свое тождество с духовной субстанции мира, «распредмечивает» объективный мир.

Предмет психологии – форма знания и деятельности человека. Это восприятие, представление и мышление («теоретический дух»), чувство и воля («практический дух»). Содержанием они наполняются в сфере объективного и абсолютного духа – в праве и нравственности, в искусстве, религии, философии.

Гегель считает, что государство - «это шествие бога в мире». Гегель - панлогист. История в конечном итоге представляет собой реализацию разума. «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно». Вместе с тем Гегель утверждает, что только Бог «истинно действителен».

Говоря о формах «абсолютного духа» (эстетика, искусство, религия и т.д.), Гегель утверждал, что государство и религия - суть различные воплощения разума. В общем, «религия и основа государства - одно и то же: они тождественны в себе и для себя». Религиозный культ, т.е. ритуальные действия, регламентирующие жизнь народа, закладывают основы государственного порядка.

Далее Гегель переходит к телеологическому доказательству бытия Бога. Весь мир свидетельствует о мудрости творца, настолько все в мире упорядоченно и целесообразно.

Бог у Гегеля - это саморазвивающийся мир.

Завершающая ступень гегелевской системы - философия. Здесь находится «абсолютный конечный пункт» саморазвития духа; учение Гегеля — конец пути. В своей философии Гегель видел лишь последний, завершающий этап длинного пути самопознания духа.

<< | >>
Источник: Горький В.С.. Курс лекций по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ» /для всех специальностей заочного обучения./. 0000

Еще по теме 3 Идеализм Гегеля. Философия природы.:

  1. Философия Гегеля представляет собой кульминацию всех философских идей немецкого идеализма.
  2. ГЛАВА 12. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Философия природы
  3. ГЛАВА 12. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Философия природы
  4. 2 Абсолютный идеализм В. Ф. Гегель.
  5. Философия абсолютного идеализма
  6. Материализм как философия обыденного бытия человека, идеализм и персонализм как философия духовного бытия
  7. ГЛАВА 13. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Философия духа
  8. ГЛАВА 13. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Философия духа
  9. Значение философии Гегеля
  10. 2. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ. МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ
  11. Г.В.Ф.Гегель ФИЛОСОФИЯ ПРАВА