<<
>>

§7 ІІопятие философского текста

Философский текст есть текст, в котором универсальные вопросы бытия решаются через смысложизненную проблематику автора. Все­ленское и всеобщее соединяются в нем с особенным и личностным.

Именно такое соединение порожда­ет философа.

B философском тексте мировоззрение оконча­тельно становится миропониманием. Волее того, философский текст становится возможным как единство миропонимания и мироотношения мыслителя. И вместе с тем он есть результат тра­гического противоречия миропонимания и миро- отношения.

Как понять ото? Создавая философские тексты, мыслитель рано или поздно сталкивается с тем, что тексты не есть жизнь. Сначала возникает ос­лепление текстом, ощущение, что благодаря ему можно изменить жизнь - и свою собственную, и ок­ружающих людей. IIo вот приходит переживание недостаточности текста. И наконец, оно вопло­щается в пронзительно ясную мысль о необходи­мости ж и т ь т а к , к а к з а я в л e н о в т e к с т e. И философия здссь не терпит компромиссов. Чем ярче и сильнее написанный текст, тем в большей степени страшен разлад между ним и поступка­ми философа - текстом жизни.

Эгот разлад приводит к глубинным депрессиям, которые могут разрешиться в самых ужасных фор­мах.

Таков трагический пример Фридриха Ницше, окончившего жизнь безумием, и Orro Вейнингера, пришедшего к самоубийству в двадцатитрехлет­нем возрасте...

Итак, тексты философа должны соединиться с его жизныо. Или иначе: нужно найти такую фор­му текстов, которая могла бы влиять на жизнь. Реализация этих требований иногда приводит к тому, что мыслитель отказывается от написания философских текстов ради философской жизни.

Особенно ярко это проявляется в личности Сок­рата, который iic написал ни одного философского произведения, ограничившись устными беседами с учениками и выбрав жизнь мудреца и философ­ского Наставника, а не ІІисателя. Ero философс­твование больше проявляется в Поступке, а не. в Тексте.

Однако его поступки также наполнены текс­тами, в которых устно обобщаются и завершают­ся cro идеи. Это позволило впоследствии Платону ввссти своего учителя Сократа главным действую­щим лицом в свои философские диалоги.

<< | >>
Источник: Хамитов. И. Философия. Бытие. Человек. Мир. 2006

Еще по теме §7 ІІопятие философского текста:

  1. §8 Философский текст как преодоление обыденности
  2. ФИЛОСОФСКИЙ ТЕКСТ И ЛИЧНОСТЬ ФИЛОСОФА
  3. наполняет значимостыо рассуждение о ней. 2. СПЕЦИФИКА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ B ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, ФИЛОСОФСКОЙ ЭССЕИСТИКЕ И ФИЛОСОФСКОМ ИСКУССТВЕ
  4. 5. Философские проблемы - суть философских концепций
  5. 2.6.2. Философские и философско-этические направления поздней Античности
  6. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений
  7. 2 Специфика философского мировоззрения. Природа философских проблем
  8. Философские категории и философские законы
  9. Лекция 8. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения и роль немецкой классической философии в развитии европейской философской традиции.
  10. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИСТОРИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТОВ В АНАЛИЗЕ ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА (НКМ) 1.1. Специфика отражения Мира в главных направлениях философского и научного знания
  11. Прежде всего — и это хотя и внешняя, HO достаточно важная сторона дела — русские мыслители осознают и развивают мысль об интернациональном характере социально-философской науки, о необходимости единения немецких философских учений и разработанных во Франции социальных теорий.
  12. Этапы работы над текстом изложения
  13. тексты пирамд
  14. Критерии сочинения-рассуждения по тексту
  15. Расулова Н.Н., Жумаева З.К.. – тексты лекции по курсу «Иностранные инвестиции», 2010
  16. СХЕМА последовательной связи предложений в тексте:
  17. СХЕМА параллельной связи предложений в тексте:
  18. 14.2. Создание текста речи
  19. БИБЛЕЙСКИЙ ТЕКСТ