Интернет - самозародившееся, т. е. естественно возникшее, детище техногенной цивилизации.
5.
6. В отличие от космической связи или железной дороги, этот артефакт никто не изобретал, не проектировал, не строил. Этот вундеркинд уже заявил о себе, он вырвался из своей колыбельки на глобальный простор, озадачивая философов и обществоведов своими необычайными способностями.
Учитывая его способности, можно сказать, что начиная с ХХІ в. Интернет станет таким же естественным и необходимым спутником человечества, как естественный язык, на котором мы говорим и мыслим. Отличие в том, что национальных языков много и они разделяют человечество межкультурными барьерами, а Интернет - общечеловеческое достояние и мощное средство консолидации рода человеческого.Армия пользователей Интернета давно превысила миллиард человек, но до сих пор неясна его сущность. Имеется немало различных определений Сети, например: «система систем, информационная супермагистраль, глобальное средство коммуникации, созданное миллионами участников»; «сеть сетей - не застывшая форма людской мудрости, не мощный банк данных, не элитарный клуб интеллектуалов, а все это вместе взятое, плюс процесс познания, движение вперед и навстречу друг другу с надеждой на лучшее будущее»; «метасистема соединенных по единым правилам компьютерных распределенных сетей, содержащих разнообразные, динамично развивающиеся информационные ресурсы и услуги»1.
Принимая последнюю дефиницию, принадлежащую профессору О. В. Шлыковой, как наиболее конструктивную, сделаю несколько комментариев.Интернет представляет собой технократически инициированный и стихийно растущий информационно-поисковый конгломерат. Подчеркиваю: не система - целостность, образованная взаимосвязанными элементами, а именно конгломерат, т. е. беспорядочная смесь, механическое соединение разнородных частей. Идейной основой Всемирной паутины является хорошо структурированное математическое обеспечение, сопряженное с территориально распределенной и постоянно обновляемой компьютерной и телекоммуникационной базой.
Эти два системных компонента поддерживают работоспособность Сети. Но ими системность Интернета исчерпывается, поскольку два других информационно-поисковых компонента - информационный массив и лингвистическое обеспечение - системными качествами не обладают.Информационное содержание неупорядоченной массы сайтов - по- истине «беспорядочная смесь» и «механическое соединение» разнородных смыслов. Зависимость от технического обеспечения, недолговечность существования электронных публикаций, недостаточная достоверность и хаотичность размещаемой в Интернете информации (адреса сайтов часто меняются, сайты могут бесследно исчезать из сети), отсутствие редактирования и безответственная анонимность многих публикаций подрывают доверие к Всемирной паутине. Познавательная функция, несомненно, присуща Интернету; он хорошо выполняет справочно-информационные задачи, но не систематизацию знаний. На основе материалов, скачанных из сайтов Интернета, можно судить о состоянии книжного рынка, но нельзя получить представление о прогрессе научной мысли в той или иной отрасли знания. Интернет - источник данных, но не системного знания и тем более умудренного разума.
По мнению X.-М. Гриффитс, иллюзорная полнота, недостоверность содержания и минимум каталогизации вообще не позволяют считать Интернет полноценной библиотекой[127]. Особенно удручает слабость поисковых языков (поисковых машин), используемых в Сети. Все они ведут поиск по критерию наличия ключевых слов запроса в тексте документа, без учета синонимии, неоднозначности выражения смысла, логических связей и психологических ассоциаций в естественном языке. Отсюда - колоссальные потери информации, как правило, остающиеся неизвестными пользователю. Тем не менее библиотечные работники сокрушаются: «Чем больше развиваются Интернет и базы данных, тем больше вероятность того, что люди будут просто “обходить” традиционные библиотеки. Романтический образ библиотеки как физического объекта, в котором размещена
мудрость веков, уничтожается холодной действительностью Интернета,
2
Интранета и мультимедиа технологиями» .
Увы, интеллигентной книжности затруднительно конкурировать с мощью информационных технологий.Я. Л. Шрайберг справедливо заметил, что Интернет сегодня - это уже даже не сеть, а среда - глобальная коммуникационная среда общения, которая практически вытеснила все остальные информационные сети и
практически доминирует абсолютно во всех областях социальной комму-
3
никации . Для большинства населения всех стран за пределами рабочего места использование компьютерной коммуникации все больше переплетается с миром мультимедиа. Предприимчивый бизнес в 90-е гг. осознал рождающиеся мультимедийные технологии как широкое поле для высокодоходных инвестиций, которые предусматривали формирование гигантской электронной системы развлечений. Пионерами здесь явились американские и японские предприниматели, которые более 80 % средств вкладывали в индустрию развлечений и только 5 % в модернизацию образования. М. Кастельс весьма оптимистично оценивает перспективы развития мультимедиа технологий. Он пишет: «Может быть, самая важная черта мультимедиа состоит в том, что они охватывают в своей сфере большинство видов культурного выражения во всем их разнообразии. Их пришествие равносильно концу разделения, даже различия между аудиовизуальными средствами и печатными средствами массовой информации, общедоступной и высокой культурой, развлечениями и информацией, образованием и пропагандой. Все проявления культуры, от худших до лучших, от самых элитных до самых популярных, соединяются в этой цифровой вселенной, которая связывает в гигантском историческом супертексте прошлые, настоящие и будущие проявления коммуникативной мысли. Делая это, они строят новую символическую среду. Они делают виртуальность нашей ре- альностью»[128].
С точки зрения историософии явление Интернет - убедительный аргумент в пользу формирования Всемирной информационной цивилизации. Во-первых, сеть транснациональна, она преодолевает государственные и национальные границы, способствуя диалогу и сближению народов; во- вторых, она содействует интеграции национальных и региональных экономических пространств в глобальную информатизированную экономику; в-третьих, она способна сосуществовать с разными политическими режимами, культурными и языковыми различиями; в-четвертых, она обладает свойством мощного психологического воздействия на народные массы, благодаря мультимедийной, т.
е. аудио-видео-текстовой информации; в- пятых, она может стать платформой для формирования всемирного универсума знаний человечества - Универсального Искусственного Интеллекта. Как много обещаний! Жизненная эпопея информационного гиганта только начинается, однако уже сегодня можно утверждать: есть у Интернета начало, нет у Интернета конца!7. Формальной отличительной особенностью информационнотехнологической культуры является дигитализация (оцифровывание) - преобразование всех видов информации (текстовой, аудиовизуальной) в цифровую форму (от англ. digitalisation), пригодную для компьютерной обработки. Более технологичное определение: цифровая трансмиссия данных, закодированных в дискретные сигнальные импульсы.
Хотя Н. С. Гумилев, уверявший: «.все оттенки смысла умное число передает», не имел в виду дигитализацию литературы, он оказался пророком. Именно число (digit) является субстратом служащим для оформления сообщений, циркулирующих в информационном пространстве. Электронные документы давно уже соседствуют с полиграфическими издания-
2
ми в публичных библиотеках , а оцифровывание фондов обеспечивает создание электронных библиотек с дистанционным библиографическим поиском и электронной доставкой документов. Появляется все больше любителей портативных цифровых изданий, концентрирующих целые библиотеки гутенберговских книг. Символом библиотечной дигитализации в нашей стране может служить Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина, позиционирующая себя как национальный электронный ресурс. На международной арене компания «Гугл» инициировала ряд амбициозных образовательных и книжных проектов, в их числе проект Мировая электронная библиотека, начатый в 2006 г. совместно с Библиотекой Конгресса
США и объединяющий сегодня ресурсы многих национальных библиотек мира.
Помимо библиотек, музеев, реферативно-библиографических центров, дигитализация распространилась на средства массовой информации (СМИ). Популярные газеты демонстрируют в Интернете свои электронные версии.
Цифровое радио позволяет увеличить количество частот, и его можно слушать через компьютер, подключившись к Интернету. Телевидение также становится цифровым, и отсюда делается вывод о конвергенции СМИ, о том, что в ближайшее время телевизор станет посредником доступа ко всем СМИ. Благодаря специальной приставке он может превратиться в персональный компьютер-телевизор, позволяющий смотреть телевизионные программы, читать газеты через Интернет, слушать радио и одновременно получать информацию из Интернета. Конвергенция СМИ и вычислительной техники возможна на базе компьютера, экран которого используется как телевизор. Цифровые фотоаппараты, кинокамеры, мобильные телефоны давно уже стали привычной приметой повседневной культуры нашего времени.Сказанное дает основание для того, чтобы сформулировать закон: дигитализация - основа информационно-технологический коммуникационной культуры, и наоборот: информационная (мультимедийная) культура предполагает дигитализацию социальной коммуникации. Можно сказать, что дигитализация - принцип отграничения информационнотехнологической культуры от остальных типов коммуникационных культур, включая книжную культуру. Главным каналом оцифрованной социальной коммуникации, естественно, является Интернет.
Перспективы Интернета свидетельствуют о дальнейшем развитии информационно-технологической культуры. Разумеется, менеджеры Ин- тернетс понимают необходимость усиления семантических средств; новые возможности для семантического поиска предусматривает Интернет 2.0 (Web 2.0), идеология которого активно дебатируется. Отличительной особенностью нового Интернета станет развитие творческого общения пользователей в форме сетевых сообществ, блогов, вики. Центральное место займет Википедия - бесплатная интернет-энциклопедия, претендующая на замену всех универсальных энциклопедий мира[129]. Прогрессивные библиотековеды всего мира последние несколько лет активно обсуждают на своих сайтах и в специальной печати идею библиотеки нового поколения - Библиотеки 2.0[130].
Трудно предвидеть детали революционных преобразований в информационно-коммуникационной культуре, которые вызовет Интернет 2.0, но не приходится сомневаться, что они непременно произойдут. Если бы мудрый Екклесиаст услышал о Библиотеке 2.0, он бы, наверное, изрек: «Составлять много книг - конца не будет, и много читать - утомительно для тела».8. Информационно-технологическая культура немыслима без соблюдения либерально-демократических коммуникационных свобод, к которым относятся: свобода слова и печати, свобода союзов и собраний, свобода совести (вероисповедания). Наиболее полное выражение коммуникационные свободы получили во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Узаконенное (цензура) или неявное ограничение этих свобод есть коммуникационное насилие. Свободный от государственного управления Интернет пленяет своих сторонников не только многокрасочностью изображений, глобальностью связи, оперативностью доставки информации, но и свободой и демократичностью доступа к информационным ресурсам (пусть не всегда бесплатной).
Книжная культура изначально практиковала коммуникационное насилие, которое назовем «антикнижностью». Под антикнижностью понимаются коммуникационные барьеры, затрудняющие членам общества свободный доступ к содержанию документов. Средствами антикнижности являются все виды цензуры, чистки библиотечных фондов, засекречивание, библиоцид. Антикнижные барьеры возникают не сами собой, а целенаправленно создаются интеллектуалами, хорошо понимающими силу слова и владеющими книжной культурой. Напомню, что один из них еще в 1073
г. в «Изборнике Святослава» составил «избранный любочисленник», чтобы православные не «прельщались ложными книгами» и избегали «многих безумных заблуждений». Многотысячные списки Главполитпросвета и Главлита, рассылавшиеся по библиотекам для очистки фондов, подготавливали квалифицированные библиографы-профессионалы. Если в советские времена властные структуры насаждали барьеры антикнижности, то теперь государственная власть провозглашает: никаких коммуникационных барьеров, никаких ограничений, никакой цензуры! да здравствуют права человека, свобода слова и гласность! Можно подумать, что либералы-технократы решили, наконец, воплотить в Интернете мечту интелли- гента-книжника о свободе коммуникации.
Но лучше не поддаваться красноречивой демагогии, а задуматься над вопросом «кому выгодно?». Ответ очевиден: компаниям-
производителям и коммерческим распространителям информационной техники и электронных изданий. Постоянно растущий спрос на информационные новинки обеспечивают мастера рекламы, имиджмейкерства, связей с общественностью. Рекламируемые ими неограниченная свобода движения в виртуальном пространстве Интернета, произвольность выбора информации, отмена социальных ограничений на самом деле обманчивы. Клиенты Сети, жаждущие освободиться от давления реальных социальных структур, попадают во Всемирную паутину, сотканную этими же структурами. В конечном итоге интеллигентские надежды, что миссией нынешнего Интернета-1 будет просвещение и одухотворение мудреющего человечества, а не служение корыстным интересам политиканов или олигархов и развращение диких «интернетоманов», оказываются иллюзорными.
Но либерально-демократические парадоксы информационной культуры на этом не кончаются. Парадокс заключается в том, что вседозволенность и неограниченная свобода слова, свойственные независимым средствам массовой коммуникации и Всемирной паутине - Интернету, кажутся недопустимыми интеллигентам-книжникам. Этически озабоченные альтруисты начали ратовать за нравственную цензуру коммерциализованной массовой коммуникации, а антиглобалисты протестуют против англоязычного «культурного империализма». Интеллигентные либералы, ранее осуждавшие антикнижность, теперь желают ограничить вырвавшиеся на свободу хамство, сквернословие, разврат, манипуляционные технологии. Между тем корыстолюбивые интеллектуалы, опираясь на власть, силу и демагогию, энергично вытесняют классическую книжность. Непонятно, как разрешить этот этический парадокс.
9. Информационная культура постиндустриальной эпохи ориентирована на технологическое развитие, т. е. на накопление знаний и более высокие уровни сложности в обработке информации. Право собственности на технологическую информацию играет важнейшую роль в создании конкурентных преимуществ и вместе с тем научные инновационные центры не могут существовать в условиях полной секретности без того, чтобы рано или поздно не исчерпать инновационный потенциал. В глобальной информатизированной экономике источник производительности заключается в инновационной, научно обоснованной технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации. Решающее значение приобретают информационные науки, где центральное место отводится научной дисциплине искусственный интеллект. К информационным наукам нового поколения эксперты относят также: робототехнику и конструирование искусственных органов (эффекторов, рецепторов); виртуа- листику, предметом которой выступает создание искусственных сред (виртуальных реальностей); нейроинформатику - науку об искусственных нейронных сетях; компьютерную лингвистику, занятую проблемами диалога человека и компьютера на естественном языке и др.[131]
10. Базовой единицей экономической организации в информатизированном обществе является не индивидуальный или коллективный субъект, а распределенная сеть, состоящая из различных субъектов и организаций, непрестанно варьируемых в зависимости от изменений во внешней среде. Использование информационных технологий позволило собирать и рассеивать рабочую силу по конкретным проектам и задачам и обусловило появление виртуальных предприятий, где производительность и прибыльность возросли, но труд потерял социально-правовую защиту и оказался в полной зависимости от индивидуальных условий сделок на постоянно меняющемся рынке труда. М. Кастельс констатировал: «Как это было на протяжении большей части человеческой истории, общество разделилось на победителей и побежденных в бесконечном процессе индивидуализированных неравных сделок. Никогда труд не играл столь значимую роль в процессе создания стоимости. Но никогда рабочие (безотносительно к их квалификации) не были более уязвимы для организации, ибо они отданы на откуп гибкой сети и местоположение их в этой сети неизвестно ей са- мой»[132]. Получается, что информатизация не устраняет эксплуатацию человека человеком, а напротив, создает для капитала новые возможности порабощения труда.
Еще по теме Интернет - самозародившееся, т. е. естественно возникшее, детище техногенной цивилизации.:
- § 38. Понятие и типы цивилизаций в истории общества. Противоречия и проблемы техногенной цивилизации, информационного общества
- Техногенная цивилизация
- 1. Техногенная цивилизация
- ТЕМА 7. ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
- Достижения научно-техногенной цивилизации несомненны, как неоспоримо то, что золото – драгоценный металл.
- 2. ЭГ в сети Интернет (Интернет-голосование).
- 3.2.3. Психогены при остро возникших жизнеопасных ситуациях
- 7.2. Техногенное воздействие на структуру и функционирование геосистем
- 9.2. Учет НДС при списании дебиторской задолженности, возникшей в результате уплаты аванса
- Техногенная миграция химических элементов в геосистемах
- 7.3. Устойчивость геосистем к техногенным воздействиям
- Проблема роста цивилизаций Задержанные цивилизации
- Позиция психотерапевта в первой помощи родственникам погибших в терактах и техногенных катастрофах
- Раздел 3 Рождение индустриальной цивилизации и противоречия мирового развития (XVIII – первая половина XIX вв) Глава 1 Революции и реформы в становлении западной цивилизации
- 9.1. Учет НДС при списании дебиторской задолженности, возникшей в результате того, что покупатель не оплатил реализацию товара (работ, услуг)