<<
>>

Иоанн Филопон как платоник и аристотелик в вопросе о вечности мира

Тем не менее вопрос о вечности мира для многих оставался своего рода пробным камнем, позволявшим отличить эллинского философа от иудея и христианина. «На закате античности именно учение о вечности мира стало самым глубоким рвом, разделившим угасавший эллинский гений и пробуждавшуюся христианскую мысль»[65].

Превосходным при­мером этого могут служить два рассуждения о вечности мира, принад­лежащие александрийскому философу Иоанну Филопону (ок. 490—570). B молодости, около517 года, он написал комментарий к «Физике» Ари­стотеля, объем и основательность которого оправдывают его прозвище «Трудолюбца». Здесь налицо классическая неоплатоническая схема: во главе бытийной иерархии стоит трансцендентный Бог — Единое; со­здание мира — дело его ипостаси, Ума. Творение мира — необходимый процесс, а не произвольный акт. Движение, время и космос — вечны и естественны. Материальный мир — закономерное завершение нисхож­дения ипостасей, или эманации бытия из Единого. Он не имеет начала во времени и, хотя обладает гораздо меньшей степенью бытия и реаль­ности, чем Ум и Душа, однако существует всегда как необходимая со­ставная часть иерархического целого. Позднее Иоанн крестился, стал епископом Александрийским и написал трактат «О вечности мира про­тив Прокла» (529), в котором (чисто рациональным путем, без ссылок на Писание) опровергает все то, что излагал ранее. Ум-творец теперь высшее, а не второе божественное начало. Творение — не необходимый и естественный процесс, а результат свободного решения Бога. Движе­ние не вечно, так же как время и мир, а мир не вечен даже и с временной точки зрения, ибо духовные существа сотворены раньше. Теперь Фило- пон опровергает аристотелевскую теорию о пятом элементе, из которого состоят небесные тела (эта теория позволяладоказать возможность вечно­го движения в пространстве), и даже материю — «не-бытие» неоплатони­ков отказывается признать несотворенной[66]. Если в раннем комментарии к «Физике» у Филопона преобладало стремление к систематичности, то в трактате «О вечности мира» на первое место выходит аргументация, причем автор даже не всегда заботится о связи оснований, из которых исходят егодоводы.
Значительная часть этих аргументов Филопона вос­производились в дальнейшем ходе дискуссии о вечности мира вплоть до XIII века: многие из них приводит и Фома Аквинский. По-видимо­му, одним из первых оппонентов Филопона выступил языческий пла­тоник VI века Симпликий; он приводил возражения на все аргументы, защищая Аристотеля и вечность мира; добрую часть его возражений так­же можно проследить вплоть до высокого Средневековья.

* [67] *

Новую актуальность вопрос о вечности мира приобрел в Европе во временатак называемого аристотелианского Возрождения в 13. веке. Ра­дикальный аристотелизм, как он был изложен в комментарияхАвицен- ны и Аверроэса, вновь разверз пропасть между эллинской метафизикой и вероучением, благополучно засыпанную было трудами многих поко­лений богословов, возведших величественное здание христианского пла­тонизма. Проблема вечности мира вновь стала знаковой: в зависимости от того, как кто ее решал, он мог квалифицироваться как добрый хрис­тианин или язычник-аристотелик. B этом вопросе нужно было разоб­раться не идеологически, а по существу, и именно этим занимается Фома Аквинский в главах обеих своих «Сумм», посвященных вечности мира, и в специальном трактате «О вечности мира», написанном позже, неза­долго до смерти (1271). Фома приводит все известные емудостаточно основательные аргументы в защиту вечности мира, а затем опровергает все по очереди. Затем приводит аргументы против вечности мира — и их тоже опровергает, «дабы истина веры не опиралась на шаткие осно­вания». B конечном счете он приходит к тому же, что и Аристотель B «Топике»: вопрос о вечности мира неразрешим с помощью чисто раци­онального доказательства.

<< | >>
Источник: Бородай Т.Ю.. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. 2008

Еще по теме Иоанн Филопон как платоник и аристотелик в вопросе о вечности мира:

  1. Учение Платона о творении мира и создании времени как «подвижного образа вечности»
  2. Творение и вечность мира: креационизм «Тимея» и античная традиция.
  3. 7.1. МЕТОДОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ МИРА И ПРЕДМЕТОВ МИРА
  4. «Царь мира»: к вопросу об идеальном правителе
  5. 1. Строение Мира (познание строения с противоположных сторон - как части и как целого)
  6. Логос как прообраз материального мира
  7. Глава 1. Социальная картина мира как проблема идеологии
  8. Понятия времени и вечности в философии Платона
  9. Учение Плотина о времени и вечности
  10. ИОАНН V ПАЛЕОЛОГ
  11. ИОАНН VII ПАЛЕОЛОГ
  12. ИОАНН
  13. Вечность системы