<<
>>

4.1 Истоки русской философии

Специфика становления и развития русской философии неотделима от истории страны. Следует иметь в виду, что Россия избежала рабовладения. Крепостничество утвердилось тогда, когда в Западной Европе феодализм шел к закату.

Капитализм в России существовал не столетия, а десятилетия. Потом его развитие было насильственно прервано с целью построения социализма и коммунизма. Поэтому русское общество вступило на путь цивилизации позже своих западных соседей.

Разделение европейской философии на две ветви – западную, латинскую, католическую, с одной стороны, и восточную, византийскую, православную, с другой, - произошло в Средние века. Истоком и фундаментом всей европейской философии является древнегреческая философия.

Главной задачей средневековой западноевропейской схоластики были интерпретация и согласование учения Аристотеля с христианской теологией. В Восточной Римской империи, далее в Византии влияние и традиции античной грамотности сохранились дольше. В отличие от Запада, ведущим философом был здесь не создатель логики Аристотель, а Платон, открывший мир идей.

Отцом православия стал византийский патриарх Фотий (810-897), игравший для восточных церквей такую же роль, как Фома Аквинский – для западных. Фотий отрицал претензии западного христианства на исключительность, доказывал, что Византия – единственный очаг европейской культуры, всячески противопоставлял западное, римское христианство восточному, византийскому.

Первые представления о философии на Руси сложились после принятия христианства в 988 г., когда на церковнославянский язык стали переводиться сочинения «отцов церкви». Первые опыты русской философии восходят к древнекиевской эпохе.

На первое место по своему значению должны быть поставлены творения великих каппадокийцев – Василия Великого, Григория Нисского и Григория Низианзина, или Богослова, византийских богословов ранненикейской эпохи.

Столь же значительным было влияние Иоанна Дамаскина (675-750), последнего классика византийской патристики и первого средневекового схоластика.

Специфика освоения русичами греческой патристики определялась, в первую очередь, наследием правоучителей славянства Кирилла (826-869) и Мефодия (820-885). Из двух братьев наибольшей склонностью к философии отличался Кирилл, прозванный за это Философом. Славянскому просветителю было свойственно сближение философии с моралью, этикой.

Философские идеи проникали на Русь и в составе всевозможных исторических хронографов и флорилегиев – морально-назидательных сочинений. Так, например, в болгарском Изборнике 1073 г. с позиций аристотелизма обсуждались такие понятия, как материя, форма, естество и т.д. В нем истолковываются сложные философско-богословские понятия («Троица», «Святой дух» и др.). Этот сборник – первый логико-философский трактат в древнерусской литературе.

Из флорилегиев особенно выделялась «Пчела» - памятник афористического жанра, впервые появившийся на Руси в домонгольскую эпоху. В данном сочинении содержатся интересные мысли о философии, мудрости, пользе учения.

В литературных русских памятниках XI–XIII вв. «Русская правда», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» и др. ставятся вопросы о единстве, национальной независимости и величии русского государства. Среди оригинальных древнерусских произведений на первое место следует поставить «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, первого главы церкви из русских. Оно создано в середине XI в., в период расцвета раннефеодального киевского государства и проникнуто пафосом и верой в грядущее могущество и процветание земли русской, идеей равенства всех народов перед «благодатью».

Вторым митрополитом из русских стал Климент Смолятич (XII в.), который, истолковывая распространенные библейские символические образы, на первое место ставит образ Премудрости.

Специфической чертой формирования русской философии было существование с давних времен своеобразного художественно-образного философствования (наряду с абстрактно-логическим).

В древнерусской культуре почитается образ Софии-Премудрости, восходящий к Афине-Палладе и библейским представлениям о Премудрости. Этот образ склонял к миру, сотрудничеству, взаимной любви и всепрощению. Многие представители русской религиозной философии (В.С. Соловьев, П.А. Флоренский) считали, что вся жизнь русского народа пронизана софийскими чертами.

После принятия христианства на Руси развернулась мощная языческо-волхвистская оппозиция, которая стала базой проникновения на Русь общехристианских ересей, постоянно стимулировавших развитие «самобытного мудрования» на древнерусской почве. В целом следует отметить, что древнерусское мировоззрение нельзя назвать сугубо христианским. Оно впитало в себя многие языческие традиции и представляет собой сплав двух идеологий. В народе складывались христианско-языческие представления, происходило обмирщение догматического христианства и христианизация языческих традиций.

В конце XIV – начале XV вв. подъем национального сознания сопровождался религиозными спорами. Куликовская битва вызвала мощное патриотическое движение, ей было посвящено немало произведений литературы, искусства, народного творчества, таких, как «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о житии и о представлении великого князя Дмитрия Ивановича». В философском плане наибольший интерес представляет влияние исихазма на русскую культуру этого времени. Исихазм - аскетическое учение о внутренней духовной сосредоточенности с помощью определенных приемов медитации. Практика исихазма связана с деятельностью Сергия Радонежского и его учеников-молчальников. Влияние исихазма проявилось в распространении философско-богословской литературы, в монашеской практике «умной молитвы» и «умного делания», в расцвете художественного творчества.

К началу XVI в. внутри церкви возобновилась борьба вокруг вопроса о монашеском земле-владении. Русское духовенство раскололось на две группировки: иосифлян, стяжателей, прини-мавших сторону московской централизации, и заволжских старцев, нестяжателей, ратовавших за обновление церкви при сохранении ее прежней автономии, независимости от светской власти.

Идеологом нестяжателей был Нил Сорский (1433-1508). Нестяжатели выступали против права монастырей на владение землями и крепостными крестьянами, против вмешательства церкви в политическую жизнь страны. Самое крупное произведение Нила Сорского «Устав» - средоточие философской, этической, психологической мысли Древней Руси.

Основателем иосяфлянства был Иосиф Волоцкий (1439-1515). Наиболее известное его произведение – «Просветитель», было настольной книгой царя Ивана Грозного. В иосифлянстве на первый план выдвигалось идеологическое обоснование абсолютизма, защита централизации и самодержавия. Для своего времени это была позитивная программа.

В XVI в. складывается доктрина «Москва – третий Рим», ставившая целью возвеличивание московских царей. Окончательно эта идея была сформулирована в посланиях псковского старца Филофея (пер. воловина XVI в.). Она пронизана провиденциализмом: круг исторических судеб человеческих закончился торжеством и гибелью трех мировых царств. Два из этих царств – ветхий и новый Рим (Константинополь) уже пали, так как изменили православию. Единственным хранителем богооткровенной веры осталось царство Русское. Это царство – третий и последний Рим. Концепция Филофея способствовала подъему национального самосознания, укреплению политического единства и утверждению равноправия России среди европейских государств.

XVII в. явился во многом переломным для России. В это время происходили большие социальные потрясения, сопровождавшиеся крестьянскими войнами. В середине этого столетия в церкви происходит раскол, связанный с перспективой европеизации России. Основоположники раскола противились этой европеизации, распространению светского образования, с презрением отзывались о естествоиспытателях. Духовным лидером старообрядчества был протопоп Аввакум (1620-1682), который в своих произведениях истово верил в Русь как образец благочестия.

Итак, к началу XVIII в. в России формируется философия, характерной особенностью которой были развитие в рамках богословской литературы и религиозная проблематика. Ее прежде всего интересуют идеи добра и зла, духовный мир человека, общественно-политическая проблематика.

<< | >>
Источник: Н.Ф.МЕДУШЕВСКИЙ. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ. 2011

Еще по теме 4.1 Истоки русской философии:

  1. 1 Единство истоков русской и украинской философии.
  2. В.В. Помогаев ИСТОКИ НАЦИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО СТРОЯ РУССКОГО СОЛИДАРИЗМА
  3. //. Философия солидаризма и ее истоки
  4. Глава 1. ИСТОКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  5. 8.4. Русская философия о судьбе России
  6. 8.1. Становление русской философии
  7. Русская философия.
  8. 8.2. Философия русского Просвещения
  9. Русский солидаризм и философия
  10. Лекция 11. Русская национальная философия (XI-XIX вв.)
  11. 8.3. Философия «русского космизма»
  12. 1.1. Русская религиозная философия о смысле жизни и духовности человека
  13. Михаил Тюренков РУССКИЙ ФИЛОСОФ-СОЛИДАРИСТ
  14. ГЛАВА 10. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  15. Темы 20, 21 Особенности русской философии
  16. Русский вариант „союза“ гегелевской философии с социализмом
  17. НЕОИДЕАЛИЗМ B РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА НАЧАЛА XX BEKA
  18. Борис Николаевич Чичерин — русский философ, теоретик государства и права, историк, публицист и общественный деятель.
  19. § 7. Политико-правовые взгляды русских философов первой половины XX в. (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин)