<<
>>

Исторические этапы развития философской мысли

VII в. до н.э. - V в. н.э. - античная философия

V-XV вв. - средневековая философия

XVI в. (конец XV - нач. XVII вв. - философия Возрождения

XVII-XIX вв. - философия Нового времени (нововременная философия)

XX в.

- современная философия (философия модерна и постмодерна).

Название этапов развития философии соответствует названию исторических эпох развития европейской культуры. Периодизация европейской истории оформилась в европейской историографии XIX века. При этом за точку отсчёта взят период научных и технологических преобразований в странах Европы в XVIII-XIX вв. Акцент культуры как способа организации преобразовательной деятельности переносится с религии на науку (позиция сциентизма). Это позволяет говорить о начале «новой исторической эпохи», эпохи разума. Следовательно, древняя эпоха (лат. antiquus - древний) - это период античности - период истории Древней Греции и Древнего Рима. Новая эпоха - эпоха науки, просвещения, торжества разума - XVII-XIX вв. Исторический период между Античностью и Новым временем - период «посередине», эпоха Средневековья.

(Необходимо иметь в виду, что в данном контексте термин «историческая эпоха» употребляется недостаточно корректно с точки зрения исторической науки)

Философское направление - совокупность философских течений (а следовательно, школ и учений), которые при всем их расхождении друг с другом отстаивают общие, имеющие принципиальное значение положения.

Любая классификация любых объектов - это результат мыслительной операции (т.е. познающий субъект, индивид классифицирует объекты). Классификация объектов - это разделение их на классы по определенному признаку. В основе классификации лежит выделение существенного признака.

В отечественной философии принято выделять философские направления на основании решения ими основного вопроса философии. Это может быть оспорено, однако условно именно этот подход позволяет определить существенное принципиальное различие между различными философскими направлениями.

Основной вопрос философии - основная проблема философии - это поиск смысла сущности и существования. Ф. Энгельс, представитель марксистской философии, в середине XIX в. предложил структуру основного вопроса философии. Данная структура является основанием общепринятой в России классификации философских направлений.

Основной вопрос философии - вопрос о смысле существования и сущности

1-я сторона: проблема взаимоотношений материального и идеального: что первично?

2-я сторона: проблема отношения мысли об окружающем мире к окружающему миру: познаваем ли мир в сущности?

Монизм в философии - объяснение мира через единую основу всего

существующего:

материализм

идеализм

Гносеологический оптимизм признание возможности познания мира по сути

Дуализм в философии: признание равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал: материального и идеального

Агностицизм - отрицание возможности достоверных знаний о сущности: скептицизм конфенционализм

Важно, что философы субъективно не формулируют материалистическую либо идеалистическую концепцию объяснения действительности.

Напротив, философская концепция, сформулированная тем или иным исследователем, может быть объективно отнесена историками философии к тому или иному направлению.

Бытие.= есть |материальное| |идеально^

Мир природы

(мир естественных состояний)

Объективное (?) духовное

Логос

Бог

Абсолютная идея

J__________________ человек ^^^^^=^^^^^=

«Мир второй природы» -

опредмеченное духовное

Субъект^ное духовное -

переживание человека, его внутренний мир Интерсубъективное духовное - объектированный опыт

Бытие - предельно общая категория философии, которая раскрывается через понятия «состояния» и «действительности». Характеризует существование и сущность, «что есть».

Состояние - вся совокупность событий и ситуаций, процессов и явлений, внутренних переживаний, намерений и замыслов, с которыми имеет дело человек, с которыми он так или иначе сталкивается.

Действительность (или реальность) - это совокупность всех состояний в прошлом, настоящем и будущем.

Формы бытия

Мир природы существует в форме различных (многообразных) физических предметов. Это вещи, процессы, состояния, их целостность, которые существуют до, вне и совершенно независимо от сознания человека. Это - объективная реальность.

«Мир второй природы» - искусственная среда обитания человека. Все многообразие предметов, процессов и состояний, опосредованных деятельностью человека: жилище, одежда, использование электроэнергии, двигатель внутреннего сгорания, паровая машина и т.д. Прежде, чем стать физическими предметами, процессами, они существовали в сознании человека в форме духовного (идеального) образа, в форме духовной модели результата деятельности. «Вторая природа» - опредмеченное духовное.

Субъективное духовное - это сознание индивида, поток быстро меняющихся побуждений, впечатлений, переживаний, мыслей, а также совокупность более стабильных идей, убеждений, ценностей, установок, стереотипов и т.д.

Интерсубъективное духовное - зафиксированный в знаке, отчуждённый индивидуальный опыт, т.е. субъективный опыт, который в процессе отчуждения становится объективным, объективируется. Существует в форме традиций, обычаев, знаний, веры. Интерсубъективное духовное - объективированное духовное.

Схема 6. Детерминизм - учение о всеобщей обусловленности объективных явлений

Исходная категория детерминизма - связи и взаимодействия.

Тезисы детерминизма как философского принципа:

1. Все материальные системы и процессы обусловлены.

2. В основе всего многообразия отношений детерминации (или обусловливания) лежит генетическая, причинная производительность.

Типы детерминации (обусловливания) многообразны.

Отношения обусловливания закономерны или регулярны.

Связи детерминации

Причинно-следственная детерминация (лежит в основе всех связей детерминации) - это связи, при которых одно явление генетически порождает другое, т.е. наличествует перенос вещества, энергии, информации.

Функциональная детерминация - функциональная связь между отдельными свойствами или характеристиками объекта. Например, рыночный закон спроса, сформулированный экономической теорией, устанавливает необходимую связь между ценой и величиной спроса, при этом цена данного блага не является причиной изменения величины спроса на него.

Структурные связи раскрывают взаимосвязь между частью и целым в сложноорганизованных системах.

Связи состояний - раскрывают последовательность смены состояний данного объекта вне его взаимодействия с другими телами.

Целевая детерминация - последовательность действий системы (алгоритм). В системах живой природы - целесообразность, в социальных системах - единство целеполагания и целедостижения.

Основание философского детерминизма - учение о причинной обусловленности всех явлений. Чтобы управлять процессом, осуществлять прогностическую деятельность, необходимо выделить причинно

следственные связи (т.е. уметь отличить их от иных связей детерминации).

Причинно-следственные связи - такие генетические связи между объектами, при которых одно явление, называемое причиной, при наличии определённых условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием.

Обратить внимание:

• Причинно-следственная связь раскрывает связь только двух явлений, в то время как принцип системности раскрывает существование действительности как системы систем, т.е. все предметы взаимосвязаны сложными связями взаимодействия.

• причинно-следственная связь субъективно выделена из многообразия связей человеком, всё многообразие связей предмета в данном случае оценивается как условия.

• человек, в силу специфики строения своих органов чувств, не в состоянии воспринять всё многообразие связей взаимодействия материального мира.

Черты связей причинения:

• Отношение производства или порождения: причина не просто предшествует следствию во времени, а порождает его, вызывает к жизни, генетически обусловливает его возникновение и существование. В процессах причинения происходит перенос вещества, энергии и информации.

• Временная асимметрия: формирование причины всегда предшествует возникновению следствия, но не наоборот. Процесс причинения имеет определенную направленность от того, что есть, к тому, что возникает, появляется. Процесс причинения необратим.

• Пространственная и временная непрерывность, или смежность: причинные связи разворачиваются в пространственно-временном континууме.

• Необходимость: причина порождает следствие, которого не может не быть (необходимость - то, чего не обойти. Для сравнения: случайность - это то, что может быть, а может не быть)

Закономерные связи - связи детерминации, характеризующиеся свойствами.

Черты закономерных связей:

- объективность,

- повторяемость и устойчивость,

- необходимость,

- существенность (раскрывают лишь существенные связи, абстрагируясь от всего многообразия иных связей взаимодействия).

Статистический закон - управляет поведением больших совокупностей и в отношении индивидуального объекта позволяет дать лишь вероятностные (неоднозначные, статистические) заключения о его поведении.

Динамический закон - управляет поведением индивидуального объекта и позволяет установить однозначную связь его состояний.

Схема 7. Уровни структурной организации систем

Уровни структурной организации систем различаются способом взаимодействия системы с внешним миром, который определяется специфическими чертами системы.

Системность как принцип рассмотрения предметов, процессов и явлений означает, что любой предмет, процесс или явление могут быть рассмотрены как система, при этом они сами по себе системой не являются.

Другими словами, при одном способе рассмотрения предмет видится как элемент, а при другом - как система (это зависит от субъекта познания, от его целей и подхода).

неживая

природа

способ взаимодействия с внешним миром - физический и химический

специфическая черта - способность к самоорганизации, т.е. способность структурироваться (изменять свою структуру) B процессе внешнего взаимодействия

Качество системы проявляется во взаимодействии с внешними объектами и определяется устойчивыми отношениями и связями элементов (т.е. структурой системы).

' способ взаимодействия с внешним миром - метаболизм (синтез органических вегцеств в результате обменных процессов)

живая

природа

1 специфическая черта - видовая саморегуляция (способность системы сохранять свою структуру способом видового поведения). Саморегуляция - это способность системы приводить себя из состояния, менее соответствующего внешним условиям, в состояние, более соответствующее

Ґ Л ( X • способ взаимодействия с внешним миром - индивидуально
социальные сконструированные инновационные программы взаимодействия • специфическая черта - способность к безграничному
системы перепрограммированию, т.е. способность конструировать
V_________ _____ инновационные структуры как единство идеального процесса целеполагания и материального процесса - целедостижения

V J


Принцип отрицания раскрывает сущность действительности как процесса, как восходящего процесса развития по спирали: любой предмет есть отрицание предшествующего (т.е. ничто ниоткуда не возникает) и, в свою очередь, будет отрицанием в последующем.

Отрицание - закон диалектического синтеза: в процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные раскрывает характер изменений. Качественные изменения предмета осуществляются скачком (качественный скачок - революция, постепенные изменения - эволюция) по мере накопления количественных изменений.

Количество - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

Качество - такая определенность предмета (процесса, явления), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и явлений, принадлежащих к классу однотипных с ним.

Мера - граница количественных изменений, в пределах которой качество предмета, т.е. его характеристика как данного, остаётся неизменной.

Принцип противоречия раскрывает источник изменений: любой предмет - суть противоречие, что определяет его самоизменение.

Противоречие - единство и борьба противоположностей.

Объективная диалектика - принципы развития объективной реальности.

Субъективная диалектика - такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.

Субъективная диалектика мысли выступает как отражение и способ постижения объективной диалектики.

Сущность объективной диалектики - это противоречие как единство и борьба противоположностей, следовательно, субъективная диалектика связана с формированием парных категорий, отражающих «полярные» стороны целостных явлений, процессов: «случайность - необходимость», «возможность - действительность»,

«общее - единичное» и т.д.

единичное - общее - особенное

Единичное - характеризует отдельный предмет, процесс, явление, отличающиеся по своим пространственным, временным и другим свойствам OT иных, в том числе и подобных ему, предметов, процессов, явлений

Общее - объективно существующее сходство характеристик единичных предметов. Их однородность в некоторых отношениях, принадлежность B одной и той же группе явлений или единой системе связей Особенное - характеризует предметы, процессы и явления с точки зрения конкретных, неповторимых сочетаний свойств, исключающих утакие же предметы, процессы, явления

явление и

сущность

Явление - это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета

Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, определяющая его природу, совокупность черт

форма и содержание

Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания

Содержание - совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета

случайность и необходимость

Случайность - то, что может быть, а может не быть, может произойти так, но может произойти по-другому

Необходимость - то, что не может быть, чего “не обойти”

Категории диалектики

проявляются в осознанном взаимодействии с другими людьми

социальные

качества

биологические качества —-

передаются по наследству на уровне генов

проявляются в инстинктивном поведении

формируются в процессе восприятия культуры

основаны на способности человека контролировать свои инстинкты

Биологизаторский подход в определении сущности человека абсолютизирует биологическую детерминацию человека.

Социал-дарвинизм: главный двигатель общественного развития - это борьба за существование и естественный отбор. Выживают сильнейшие, и это закономерно. Социобиология (В. Моттрем) - пол определяет личность: пол человека формируется хромосомами, половые железы оказывают существенное влияние на характер человека, смысл бытия человека - половая деятельность.

Социоэтология (К. Лоренц) - человек как любое живое существо агрессивно, агрессивность запрограммирована в генах; в процессе эволюции видов вырабатываются различные механизмы, ограничивающие проявление агрессивности в отношении особей своего вида; развитие техники нарушает баланс между агрессивностью и ограничительными механизмами; следовательно, в современном мире агрессивность человека определяет его поведение.

Социологизаторский подход - абсолютизация социальной детерминации сущности человека.

Платон: люди от природы равны, социальное неравенство - это результат воспитания человека в семье, следовательно, изъятие человека из семьи, воспитание его в обществе, обществом и в интересах общества обеспечит социальную гармонию. Вольтер: люди от природы равны, однако одни образованны и богаты, а другие необразованные и обязаны работать на образованных. Образованные люди отличаются рациональными поступками, от дурных действий их удерживают знания. Необразованные в своих действиях руководствуются эмоциями. Поскольку давать образование черни нельзя, для управления ею изобретена религия, которая удерживает чернь в социальных рамках. Марксизм: личность - это совокупность общественных отношений, т.е. сущность человека определяется потребностями общества. Возможности человека безграничны: «Не можешь - научим, не хочешь - заставим».

<< | >>
Источник: Власова, Е.М., Шумейко, М.В.. ФИЛОСОФИЯ [Текст] : учебно-практическое пособие. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС,2013. - 140 с.. 2013
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Исторические этапы развития философской мысли:

  1. Лекция 8. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения и роль немецкой классической философии в развитии европейской философской традиции.
  2. Тема 1.2. Этапы исторического развития философского знания. Основные направления философии
  3. Глава 1. Исторические условия возникновения, этапы развития и сквозные идеи российской правовой мысли
  4. 1. Основные этапы развития экономической мысли
  5. Послевоенный период развития философской и социальной мысли
  6. § 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ ЦИВИЛИСТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  7. Тема 2. Основные этапы развития экономической мысли
  8. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  9. § 2. Исторические этапы развития римского наследственного права
  10. Исторические этапы развития представлений о предмете экономической теории
  11. Гл. 1. Проблема измерения времени в контексте развития представлений о времени в истории философской мысли.
  12. Возникновение права и государства, исторические этапы их развития, назначение, сущность и содержание, иные вопросы этих базовых социальных явлений и категорий юриспруденции изуча­ются уже не одно тысячелетие.
  13. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИСТОРИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТОВ В АНАЛИЗЕ ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА (НКМ) 1.1. Специфика отражения Мира в главных направлениях философского и научного знания
  14. 1.2. Истоки философской мысли
  15. Часть I. Эволюция философской мысли о правовом государстве