<<
>>

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СЕМЬИ И БРАКА

...Что находим мы в качестве древнейшей, наиболее ранпей формы семьи, существование которой в истории мы можем неоспо­римо доказать и которую можно и теперь еще кое-где изучать? Групповой брак, форму брака,при которой целые группы мужчин и целые группы женщин взаимно принадлежат друг другу и кото­рая оставляет очень мало места для ревности.

И далее, на более поздней ступени развития мы находим такую представляющую со­бой исключение форму, как многомужество, которое в еще боль­шей степени находится в вопиющем противоречии с каким-либо чувством ревности и потому ие известно животным. Iio известные нам формы группового брака сопряжены со столь своеобразно запутанными условиями, что они с необходимостью указывают на более ранние, более простые формы полового общения, а вместе с тем, в конечном счете, на соответствующий переходу OT живот­ного состояния к человеческому период неупорядоченных поло­вых отношений...

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.—

Маркс K., Энгельс Ф.

Соч., т. 21, с. 40

Наряду с продолжающим в общем существовать групповым браком — и в рамках этого брака — возникают, таким образом, исключающие других лиц отношения, соединения отдельных пар на более или менее продолжительное время, а рядом с этим мно­гоженство...

Развитие семьи в первобытную эпоху состоит... в непрерывном суживании того круга, который первоначально охватывает все племя и внутри которого господствует общность брачных связей между обоими полами. Путем последовательного исключения сна­чала более близких, затем все более отдаленных родственников, наконец, даже просто свойственников, всякий вид группового брака становится в конце концов практически невозможным, и в результате остается одна пока еще непрочно соединенная брачная пара, та молекула, с распадением которой брак вообще прекра­щается.

Уже из этого видно, как мало общего с возникновением единобрачия имела индивидуальная половая любовь в современ­ном смысле этого слова...

Парная семья, сама по себе слишком слабая и слишком неус­тойчивая, чтобы вызвать потребность в собственном домашнем хозяйстве или только желание обзавестись им, отнюдь не упразд­няет унаследованного от более раннего периода коммунистического домашнего хозяйства. Ho коммунистическое домашнее хозяй­ство означает господство в доме женщин, так же как и то, что при­знавать родной можно лишь мать, при невозможности с уверенно­стью знать родного отца, означает высокое уважение к женщи­нам, то есть к матерям.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. —

Маркс H., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 50—52

...Богатства, поскольку они однажды перешли в частное вла­дение отдельных семей и быстро возрастали, нанесли сильный удар обществу, основанному на парпом браке и на материнском роде. Парный брак ввел в семью новый элемент. Рядом с родной мате­рью он поставил достоверного родного отца, который, к тому же, вероятно* был даже более достоверен, чем иные современные «отцы»...

Ниспровержение материнского права было всемирно-истори­ческим поражениемженского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, за­кабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие дето­рождения. Это приниженное положение женщины, особенно не­прикрыто проявившееся у греков героической и — еще более — классической эпохи, постепенно было лицемерно прикрашено, местами также облечено в более мягкую форму, но отнюдь не уст­ранено.

Первый результат установившегося таким образом единовла­стия мужчип обнаруживается в возникающей теперь промежуточ­ной форме — патриархальной семье...

Существенными признаками такой семьи являются включение в ее состав несвободных и отцовская ъласть...

Такая форма семьи означает переход от парного брака к мо­ногамии. Чтобы обеспечить верность жены, а следовательно, и происхождение детей от определенного отца, жена отдается под безусловную власть мужа; если он ее убивает, он только осуществ­ляет свое право.

Энгельс Ф. Происхождение семьи,

частной собственности и государства.—

Маркс K., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 58, 60—61

...Моногамная семья. Она возникает из парной семьи, как по­казано выше, на рубеже между средней и высшей ступенью вар­варства; ее окончательная победа — один из признаков наступ­ления эпохи цивилизации. Она основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению, а эта бес­спорность происхождения необходима потому, что дети со време­нем в качестве прямых наследников должны вступить во владение отцовским имуществом. Она отличается от парного брака гораздо большей прочностью брачных уз, которые теперь уже не растор­гаются по желанию любой из сторон...

Она (моногамия.— Ред.) была первой формой семьи, в основе которой лежали не естественные, а экономические условия — именно победа частной собственности над первоначальной, сти­хийно сложившейся общей собственностью...

Таким образом, наследство, завещанное групповым браком цивилизации, двойственно, как двойственно, двулико, внутренне раздвоенно, противоречиво и все, что порождено цивилизацией: с одной стороны — моногамия, а с другой — гетеризм вместе с его самой крайней формой — проституцией. Гетеризм — это та­кой же общественный институт, как и всякий другой; он обеспе­чивает дальнейшее существование старой половой свободы — в пользу мужчин. Ha деле не только терпимый, но и широко прак­тикуемый, особенно же используемый господствующими класса ми, гетеризм на словах подвергается осуждению. Ho это осужде­ние в действительности направляется не против причастных к этому мужчин, а только против женщин; их презираюти выбра сывают из общества, чтобы, таким образом, снова провозгласить, как основной общественный закон, неограниченное господство муж­чин над женским полом.

Ho вместе с этим развивается второе противоречие внутри са­мой моногамии. Рядом с мужем, скрашивающим свое существо­вание гетеризмом, стоит покинутая супруга.

Однасторона про­тиворечия так же немыслима без другой, как невозможно иметь в руке целое яблоко после того, как съедена его половина. Однако не таково, по-видимому, было мнение мужчин, пока жены не вра­зумили их. Вместе с единобрачием появляются два неизменных, ранее неизвестных характерных общественных типа: постоянный любовник жены и муж-рогоносец. Мужчины одержали победу над женщинами, но увенчать победителей великодушно взялись побежденные.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.—

Маркс K., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 65, 68—70

Таким образом, единобрачие появляется в истории отнюдь не в качестве основанного на согласии союза между мужчиной и жен­щиной и еще меньше в качестве высшей формы этого союза. Ha- нротив. Оно появляется как порабощение одного пола другим, как провозглашение неведомого до тех пор во всей предшествую­щей истории противоречия между полами... Первая появляю­щаяся в истории противоположность классов совпадает с разви­тием антагонизма между мужем и женой при единобрачии, и пер­вое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским... Единобрачие — это та клеточка цивилизованного общества, по которой мы уже можем изучать природу вполне развившихся внутри последнего противоположностей и противо­речий.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.—

Маркс H., Згігелъс Ф. Соч., т. 21, с. 68—69

При родовом строе семья никогда не была и не могла быть ячей­кой общественной системы, потому что муж и жена неизбежно при­надлежали к двум различным родам. Род целиком входил во фрат­рию, фратрия — в племя; семья входила наполовину в род мужа и наполовину в род жены. Государство в своем публичном праве также не признает семьи, и она до сих пор существует только как объект частного права. Между тем вся наша историческая наука исходит до сих пор из нелепого предположения, ставшего, особен­но в XVIII веке, незыблемым, что моногамная отдельная семья, которая едва ли древнее эпохи цивилизации, была темядром, во­круг которого постепенно кристаллизовалось общество и госу­дарство.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.—

Маркс K., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 102

2.

<< | >>
Источник: Шептулин А.П. K.MAPKС, Ф. ЭНГЕЛЬС, В.И.ЛЕНИН. О диалектическом и историческом материализме.. 1984

Еще по теме ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СЕМЬИ И БРАКА:

  1. Перспективы развития брака и семьи в различных правовых традициях
  2. 2. Досемейные формы брака
  3. В Древнем Риме были известны три формы заключения брака:
  4. Формы традиционных государств и их историческая специфика
  5. Глава двадцатая ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ
  6. Особенности философского исследования человека. Гуманизм: понятие и исторические формы
  7. 11.2. Основные правовые семьи народов мира Основные правовые семьи современности:
  8. Правовая природа, понятие брака и брачной правоспособности
  9. § 46. Прекращение брака
  10. § 22. Прекращение брака
  11. 21.2. Порядок и условия заключения и расторжения брака
  12. Историко-правовой анализ развития института брака в ИДГ
  13. VI.1. Правовое регулирование брака и семейных отношений
  14. Главную озабоченность вызывали перспективы брака.
  15. Историко-правовой анализ развития института брака в ИДГ Египта
  16. Проблемы понятия и содержания исламского права в контексте регулирования института брака
  17. Титул II. О разводах и заявлениях о расторжении брака
  18. 1. Понятие семьи по римскому праву
  19. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА БРАКА В РАЗЛИЧНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ
  20. ПОНЯТИЙНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИКО-ПРАВОВОГО АНАЛИЗА ИНСТИТУТА БРАКА