<<
>>

ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВА KAK ЕСТЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Свое завершение эта новейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.

e. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии и сделал попытку раскрыть внутрен­нюю связь этого движения и развития. C этой точки зрения история человечества уже перестала казаться диким хаосом бессмыс­ленных насилий, в равной мере достойных — перед судом созрев­шего ныне философского разума — лишь осуждения и скорейшего забвения; она, нанротив, предстала как процесс развития самого человечества, и задача мышления свелась теперь к тому, чтобы проследить последовательные ступени этого процесса среди всех его блужданий и доказать внутреннюю его закономерность среди всех кажущихся случайностей.

Эпгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке.— Маркс H., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 206

...История делается таким образом, что конечный результат всегда получается от столкновений множества отдельных воль, причем каждая из этих воль становится тем, что она есть, опять- таки благодаря массе особых жизненных обстоятельств.

Таким образом, имеется бесконечное количество перекрещивающихся сил, бесконечная группа параллелограммов сил, и из этого пере­крещивания выходит одна равнодействующая — историческое со­бытие. Этот результат можно опять-таки рассматривать как про­дукт одной силы, действующей как целое, бессознательно и без­вольно. Ведь то, чего хочет один, встречает противодействие CO стороны всякого другого, и в конечном результате появляется нечто такое, чего никто не хотел. Таким образом, история, как она шла до сих пор, протекает подобно природному процессу и подчинена, в сущности, тем же самым законам движения. Ho из того обстоятельства, что воли отдельных людей, каждый из кото­рых хочет того, к чему его влечет физическая конституция и внеш­ние, в конечном счете экономические, обстоятельства (или его собственные, личные, или общесоциальные), что эти воли дости­гают не того, чего они хотят, но сливаются в нечто среднее, в одну общую равнодействующую,— из этого все же не следует заклю­чать, что эти воли равны нулю.
Наоборот, каждая воля участвует в равнодействующей и постольку включена в нее.

Энгельс Ф. Письмо Й. Блоху, 21—22 сентября 1890 г.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 37, с. 393—396

...Здесь дело идет о лицах лишь постольку, поскольку они яв­ляются олицетворением экономических категорий, носителями определенных классовых отношений и интересов. Я смотрю на развитие экономической общественной формации как на естест­венноисторический процесс; поэтому с моей точки зрения, меньше чем с какой бы то ни было другой, отдельное лицо мошно считать ответственным за те условия, продуктом которых в социальном смысле оно остается, как бы ни возвышалось оно над ними субъек­тивно.

Марк с К. Напитал, т. 1. Предисловие к первому изданию.— Маркс K., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 10

Ha место субъективизма было поставлено (марксизмом.— Ред.) воззрение на социальный процесс, как на естественноисторичес­кий процесс,— воззрение, без которого, конечно, и не могло бы быть общественной науки.

Ленин В. И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве.—

Полн. собр. соч., т. 1, с. 430

2. ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

...В природе сквозь хаос бесчисленных изменений проклады­вают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий,— те самые законы, которые, проходя красной нитыо и через исто­рию развития человеческого мышления, постепенно доходят до сознания мыслящих людей.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг.— Маркс H., Энгельс Ф.

Соч., то. 20, с. 11

Ho история развития общества в одном пункте существенно отличается от истории развития природы. B природе (поскольку мы оставляем в стороне обратное влияние на нее человека) дей­ствуют одна на другую лишь слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы. Здесь ниг­де нет сознательной, желаемой цели: ни в бесчисленных кажущих­ся случайностях, видимых на поверхности, ни в окончательных результатах, подтверждающих наличие закономерности внутри этих случайностей.

Наоборот, в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничто не дела­ется без сознательного намерения, без желаемой цели. Ho как ни важно это различие для йсторического исследования,— особенно отдельных эпох и событий,— оно нисколько не изменяет того фак­та, что ход истории подчиняется внутренним общим законам. B са­мом деле, и в этой области на поверхности явлений, несмотря на сознательно желаемые цели каждого отдельного человека, царст­вует, в общем и целом, по-видимому, случай. Желаемое совершает­ся лишь в редких случаях; по большей же части цели, поставленные людьми перед собой, приходят во взаимные столкновения и проти­воречия или оказываются недостижимыми частью по самому свое­му существу, частью по недостатку средств для их осуществления. Столкновения бесчисленных отдельных стремлений и отдельных действий приводят в области истории к состоянию, совершенно аналогичному тому, которое господствует в лишенной сознания природе. Действия имеют известную желаемую цель; но резуль­таты, на деле вытекающие из этих действий, вовсе нежелательны. A если вначале они, по-видимому, исоответствуют желаемой цели, то в конце концов они ведут совсем не к тем последствиям, которые были желательны. Таким образом, получается, что в общем и це­лом случайность господствует также и в области исторических явлений. Ho где на поверхности происходит игра случая, там сама эта случайность всегда оказывается подчиненной внутренним* скрытым законам. Bce дело лишь в том, чтобы открыть эти законы.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.— Маркс K., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 305—306

Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития,— а конечной целью моего сочинения является открытие экономического закона движения современного общест­ва,— не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Ho оно может сократить и смягчить муки родов.

Маркс К. Капитал, т. I. Предисловие к первому изданию.— Маркс K., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 10

B историческом развитии случайность играет свою роль, кото­рая в диалектическом мышлении, как и в развитии зародыша, резюмируется в необходимости.

Энгельс Ф. Диалектика природы.—

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 537

...История носила бы очень мистический характер, если бы «случайности» не играли никакой роли. Эти случайности входят, конечно, и сами составной частью в общий ход развития, уравно­вешиваясь другими случайностями. Ho ускорение и замедление в сильной степени зависят от этих «случайностей», среди которых фигурирует также и такой «случай», как характер людей, стоя­щих вначале во главе движения.

Маркс H. Письмо JI. Кугелъману, 17 апреля 1871 г.—

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 33, с. 175

Ho случайность — это только один полюс взаимозависимости, другой полюс которой называется необходимостью. B природе, где также как будто господствует случайность, мы давно уже ус­тановили в каждой отдельной области внутреннюю необходимость и закономерность, которые пробивают себе дорогу в рамках этой случайности. Ho что имеет силу для природы, имеет также силу и для общества. Чем больше какая-нибудь общественная дея­тельность, целый ряд общественных процессов ускользает из-под сознательного контроля людей, выходит из-под их власти, чем более эта деятельность кажется предоставленной чистой случайнос­ти, тем больше с естественной необходимостью пробивают себе дорогу в рамках этой случайности свойственные ей внутренние законы. Такие законы господствуют и над случайностями товар­ного производства и товарообмена: отдельному производителю и участнику обмена они противостоят как чуждые, вначале даже неведомые силы, природа которых только еще подлежит тщатель­ному изучению и познанию. Эти экономические законы товарного производства видоизменяются на различных ступенях развития этой формы производства, но в общем и целом весь период цивили­зации протекает под знаком их господства. Еще и теперь продукт господствует над производителями; еще и теперь все общественное производство регулируется не согласно сообща обдуманному пла­ну, а слепыми законами, которые проявляются со стихийной си­лой, в последней инстанции — в бурях периодических торговых кризисов.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.—

Маркс K., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 174—175

3.

<< | >>
Источник: Шептулин А.П. K.MAPKС, Ф. ЭНГЕЛЬС, В.И.ЛЕНИН. О диалектическом и историческом материализме.. 1984

Еще по теме ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВА KAK ЕСТЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС:

  1. Данные представления Лаврова о сущности естественноисторического процесса наложили своеобразие на экономическое обоснование социализма в его трудах.
  2. Вставьте пропущенное слово: «Традиционное общество, переходное общество, созревающее общество, общество, переживающее процесс сдвига - это ... подход к типологии государственности».
  3. ЛЕКЦИЯ 4 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ KAK СИСТЕМА
  4. § 2. Правоотношения, связанные с формированием имущества акционерного общества и его распределением между акционерами в процессе деятельности и при ликвидации общества
  5. § 38. Понятие и типы цивилизаций в истории общества. Противоречия и проблемы техногенной цивилизации, информационного общества
  6. Процесс истории
  7. § 1. История идей взаимодействия государства и общества
  8. Н. А. Суровегина.. Человек – общество – история - культура., 2005
  9. История формирования концепции гражданского общества
  10. История феодального общества Западной Европы
  11. ИСТОРИЯ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА И НЕОБХОДИМОСТЬ ЭТОГО ПРОЦЕССА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
  12. СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. ПРОЦЕСС РАССЛОЕНИЯ
  13. Гончарова А.Н.. Проблема согласования общественных и личных интересов в процессе построения гражданского общества.2001, 2001
  14. 2. Корпоративные договоры, заключаемые в процессе учреждения и реорганизации хозяйственных обществ
  15. Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС § 1. Понятие общества
  16. 1. Государство в экономической жизни общества. Изменение его роли в процессе исторического развития
  17. 3.4. Виды процесса претерпевали изменения по мере развития политической организации римского общества и правового регулирования в нем.
  18. Раздел третий РАЗМЫШЛЕНИЯ О РОЛИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ, ФОРМАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКОЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
  19. ДИАЛЕКТИКА KAK УЧЕНИЕ 0 ЕДИНСТВЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
  20. В процессе изучения истории отечественного государства и права студентам необходимо будет охватить вниманием значительный массив памятников права, уяснить новую историко-правовую терминологию, приобрести умение работать с научной литературой.