3.4. ИТОГИ
Подводя итоги проведенного исследования, кратко подчеркнем основные положения. Текст работы разбит на главы «тело», «дом», «город». Такое разделение не случайно и отражает центральную идею, лежащую в основе проведенного анализа: телесность (в широком смысле слова, нетождественном организму) существует в разных ипостасях, обеспечивая бытие субъекта в объектном мире.
Это предполагает и выделение субъекта из объектного мира, и взаимодействие субъекта с миром в рамках субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, осуществляющееся на границе телесности.B классических исследованиях граница телесности объективировалась в концепте «граница образа тела» («the body image boundary»)[328] и рассматривалась как плоскостная структура, линия, разделяющая объект и субъект. Однако существование границы подразумевает выделение двух активных взаимодействующих начал: человека и внешнего мира. B рамках предлагаемого феноменологического подхода к телесности (где телесность понимается как феноменологическая реальность, представляющая собой сочетание биопсихосоциальных аспектов телесного бытия субъекта в физическом мире) граница рассматривается как двойственная, двусторонняя структура, одна сторона которой обращена к внешнему миру(«внешняя граница телесности»), а другая - к внутреннему («внутренняя граница телесности»).
Под внешней границей телесности подразумевается психическая репрезентация поверхности тела- организма, проявляющаяся в любой форме (в виде осознавае
Рис. 5. Выдающиеся строения в стиле постмодерна «Танцующий дом» в Праге, архитекторы В. Милунович,
Ф. Гэри; «Горбатый дом» в Сопоте, архитектор Я. Карновски;
Дом-рояль в провинции Аньхой, Китай;
Библиотека Канзас-сити в Канзасе
мых и неосознаваемых, отчетливых или смутных образов, представлений, переживаний и т.д.).
B качестве внутренней границы телесности рассматривается феноменологическая психическая репрезентация границы активности субъекта в физическом мире, основанная на балансе автономности / предсказуемости. Психическая репрезентация внутренней границы, так же как и психическая репрезентация границы внешней, может проявляться в форме осознаваемых и неосознаваемых, отчетливых или смутных образов, представлений, переживаний и пр. Существование внутренней границы телесности в значительной степени связано или даже обусловлено феноменом «культурного тела», характеризующегося не только «окультуренными» натуральными функциями, но изменившимися по сравнению с телом физическим границами.Представляется, что внутренняя граница телесности выходит за рамки тела-организма и является в определенной степени изменчивой, подвижной. B основе движения границы лежит изменение координат автономности / предсказуемости. Исходя из представления о том, что степень «объектности» внешнего мира определяется его предсказуемостью, контролируемостью, мы полагаем, что, выдвигаясь вовне, за пределы поверхности тела, внутренняя граница включает в себя объекты внешнего мира, субъективно становящиеся объектами мира внутреннего.
Структура внутренней границы не гомогенна и включает несколько слоев, относительно однородных по степени выраженности субъект-объектных влияний. Каждый слой переживается человеком как имеющий сравнительно стабильные характеристики «моего» и «чуждого» и соответствующий определенной форме реализации внутренней границы. B качестве таких слоев телесности могут выступать «тело», «одежда» и «предметная среда». Одежда как кожа культурного тела и предметная среда, как «третья кожа», по словам художника-архи- тектораФ. Хундертвассера, могутприобретатьфункции «внешних слоев» внутренней границы телесности. Очевидно, что это не единственно возможный вариант членения, но он представляется наиболее отчетливым. Проблематика «одежды» как кожи культурного тела оставлена за рамками настоящей работы и заслуживает проведения самостоятельного исследования.
Центральной темой проведенного анализа является предметная среда, рассматриваемая в качестве слоя границы телесности субъекта или ближайшего объектного мира, находящегося с субъектом в отношениях взаимного влияния. Таким образом, «дом» - как архетипический конструкт - может рассматриваться в качестве внешнего слоя телесности субъ-екта, на границе баланса «моего» и «чуждого, мне-не-принадлежащего». Город в этом контексте будет выступать в качестве антропогенного окружающего пространства, определенным образом структурированного с точки зрения параметров формы, цвета и освещенности, наполненного собственными смыслами, с которыми субъект сталкивается на границе своей телесности.Мы полагаем, что слои внутренней границы телесности связаны между собой и эта связь проявляется в форме адаптационно-регуляторных и компенсаторных феноменов. Их феноменологическим проявлением выступает коррекция характеристик одного слоя внутренней границы в ответ на непродуктивные особенности другого.
Характеристики внешней и внутренней границ телесности соответствуют трем функциям границы (разделение внешнего и внутреннего, соединение внешнего и внутреннего и взаимодействие между ними) и изменяются в диапазоне трех координат: сформированности (функция разделения), контролируемости (функция взаимодействия) и сензитивности (функция соединения), реализуя большую или меньшую степень выраженности того или иного свойства. B соответствии с этими координатами выделяются особенности границ, обусловливающие отклонение структуры телесности от оптимума и провоцирующие активизацию адаптационно-регуляторных и компенсаторных феноменов в разных слоях.
Очевидно, что жизнедеятельность человека не СВОДИТСЯ K функционированию в объектном пространстве, однако, как мы старались показать, этот аспект достаточно значим. Представляется, что сущность пространственных закономерностей семантически и топологически едина на разных уровнях реализации: от пространства телесности субъекта до архитектурного зодчества.
«Дом» и «город» с этой точки зрения представляют собой именно то объектное пространство, в котором телесность феноменологически проявляет себя в обыденной жизни.Выделенные факторы, воздействующие на телесность субъекта, в значительной степени специфичны именно для архитектурной окружающей среды (хотя в редуцированной и видоизмененной форме могут проявлять себя и в предметной среде, дизайне интерьера, природной среде). Избыточность/недостаточность/дисгармоничность уличного освещения и архитектурной подсветки, монохромная/ахроматическая/дисгармоничная колористическая палитра застройки, дефрагментированные/распадающиеся формы зданий или деталей фасада, не формирующие гештальт восприятия или вызывающие чувство тревоги, напряжения, дисгармоничные пространственные композиции, в том числе агрессивные поля и гомогенные визуальные зоны, - все это оказывает существенное влияние на телесность субъекта на разных уровнях, как физиологическом (например, в рамках патологии циркадианных ритмов), так и семантическом, ассоциативном. Воздействие на телесность субъекта факторов внешнего пространства на семантическом уровне опосредовано непрерывным, зачастую неосознаваемым, субъект-объектным «диалогом». Этот внутренний диалог задействует весь обширный пласт культурно-исторических, архетипических, индивидуально-личностных значений, интегрированных объектом.
Ни один из рассмотренных факторов не является абсолютно патогенным. Негативное влияние опосредовано степенью интенсивности или длительности воздействия, а также индивидуальными характеристиками телесности субъекта, в том числе эффективностью психосоматической адаптации. Воздействие негативного агента вызывает в первую очередь активизацию адаптационно-регуляторных и компенсаторных механизмов, в том числе в разных слоях границы телесности, и лишь при их неэффективности приводит к развитию дезадап- тоза. Например, очевидно, что яркое красное свечение рекламного щита, направленное в окна спальни, в любом случае не доставит удовольствия в ночное время, однако не во всех случаях и не у всех людей это воздействие вызывает хроническое нарушение циркадианных ритмов и, как следствие, бессонницу.
Исследование параметров окружающего пространства с точки зрения факторов, оказывающих влияние на телесность субъекта, вызывающих активизацию адаптационнорегуляторных и компенсаторных механизмов телесности, позволяет ввести в круг исследования ряд феноменов повседневного функционирования субъекта, а также прояснить некоторые механизмы развития психосоматических расстройств - в качестве нарушений психосоматической адаптации. Безусловно, сведение пространства к набору освещенных форм и колористической палитре является огрублением реального положения вещей, поскольку на самом деле окружающая среда, кроме семантики, цвета, света и форм, обладает огромным количеством других характеристик. Вместе с тем на данном этапе развития исследований такой подход кажется продуктивным. B целом, как мы старались показать, существуют параллели между особенностями границ телесности и организацией предметного, в том числе архитектурного, пространства. Изучение этих взаимосвязей позволит обогатить существующие представления об ипостасях телесности, а также прояснить некоторые важные побудительные импульсы и механизмы, лежащие в основе архитектурного творчества.
Еще по теме 3.4. ИТОГИ:
- ИТОГИ ВАШИНГТОНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
- ИТОГИ
- ИТОГИ
- Итоги
- 5. ИТОГИ
- Подводим итоги
- НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ
- Итоги войны.
- Итоги нэпа.
- Итоги развития.
- Общеполитические итоги
- § 6. Промежуточные итоги
- Предварительные итоги
- Глава 9. Итоги
- 8. Итоги и перспективы.
- Итоги деятельности Японских корпораций 2002-2003 гг.
- Итоги развития естествознания
- Часть четвертая ИТОГИ