<<
>>

Как категории работают-проявляют себя?

Как структурные элементы мысли, лежащие в основе всякого мышления, категории мышления формируются и функционируют, как правило, помимо сознания человека и выступают либо (1) в виде образов-символов, либо (2) в языке, в словах, либо (3) в виде понятий, либо (4) в различ­ных формах и методах деятельности.

(1) Образы-символы категорий весьма многообразны. Вот некоторые примеры:

круг-шар часто служил для древних людей образом-сим­волом вечности, незыблемости, порядка;

В древнегреческой философии образом-символом все­общего изменения-движения было выражение “все течет” (panta rei).

В китайской философии своеобразными образами- симво-лами-понятиями были ян и инь. Исходное значение: пасмурная и солнечная погода или теневая и солнечные стороны (например, горы и ущелья). Древнекитайские мыс­лители использовали бинарность данного противопоставле­ния для выражения многих противоположных и сменяющих друг друга явлений-сил: света и тьмы, солнца и луны, огня и воды, активности и пассивности, мужского и женского начал, неба и земли, порядка и беспорядка и т.

п.

знак ““ является символом математической бесконеч­ности;

“круг времени” и “стрела времени” являются образами- символами временной обратимости и необратимости.

“Золотая середина” — образ-символ меры.

В выражении “ничто не ново под луной” луна является образом-символом неизменности, вечного повторения од­ного и того же.

Выражение “вавилонское столпотворение” — образ беспорядка, хаоса.

В пушкинской строке “И случай — бог-изобретатель” мы видим образ случайности. Такую же категориально­образную функцию выполняют выражения “жребий бро­шен”, “мы все ходим под богом”, “стечение обстоя­тельств”.

(2) Выражение категорий в языке.

1. Категории прежде всего выражаются в структуре языка, в членораздельной речи.

Грамматические части речи

— пусть весьма приблизительно и упрощенно — выражают основные категории мышления. Имя существительное — материю, тело, вещь, организм, существо. Имя прилага­тельное — качество. Имя числительное — количество. Гла­гол — движение, действие, деятельность.

Особое место в структуре языка занимают местоимения и местоименные наречия. Они являются своеобразными языковыми эквивалентами-заместителями категорий. Мож­но составить такую таблицу (см. следующую страницу).

Вопросительные местоимения и местоименные наречия

— это самые настоящие пра- или прото-категории.

По мере того, как подрастающий человек осваивает членораздельную речь, формируется категориальный строй его мышления. Наиболее интенсивно это происходит в воз­расте “почемучки”, так талантливо описанном К.И. Чуковским в книге “От двух до пяти”. Когда ребенок задает окружающим бесчисленные вопросы, то он не про­сто любопытствует, собирает-впитывает в себя информа­цию, а учится мыслить категориями, при помощи катего­рий. Ведь вопросы задаются им в основном в форме вопро­сительных местоимений и наречий[23]. Фундаментальный

'"'^ виды место­имений и "\наре- категории ^чий вопроситель­

ные

местоимения

другие

местоимения,

наречия

отрицатель­ные местои­мения, наре­чия (тени категорий)
материя, тело, вещь, объект, предмет___ что?

что-то

что-именно

что-то, что имен­но, этот, тот, не­что ничто
живое существо, человек, субъект кто? кто-то, кто имен­но, некто, все, каждый_ никто
качество какой? такой, этакий, какой-то, какой именно,

некий___________

никакой
свойство чей? чей-то

чей именно_______

ничей
количество сколько?

насколько?

который?

столько, настолько, несколько больше, меньше нисколько
движение куда?

откуда?________

сюда, туда, отсюда, оттуда никуда

ниоткуда_____

время когда? теперь, сейчас, раньше, потом, иногда, всегда никогда
пространство где? здесь, там, везде, повсюду нигде
мера ~ в какой мере? в меру
причина почему? отчего? по какой причине? вследствие че­го? потому, поэтому оттого, из-за то­го, из-за этого по причине этого вследствие этого
возможность можно? как возможно? можно

возможно________

нельзя,

невозможно

действитель­

ность

в самом деле? на самом деле? действительно ли? действительно, в самом деле недействите­

льно

случайность ~ что случилось? по случаю
явление что произошло? что такое?______
цель зачем?

с какой целью?

затем,

с целью__________

незачем

бесцельно

средство ~ как? так, этак, вот так, никак

каким оЬразом?
результат какой резуль­тат?

что в результа­те?__________

без

результата

деятельность, действие________ что делать?

характер некоторых вопросов давно был осознан людьми. Свое понятие о категориях Аристотель строил в значитель­ной мере на основе вопросительных слов: “что?” (категория сущности), “сколько?” (категория количества), “какой?” (категория качества) и т.

д. Арабский философ IX века Абу Юсуф Якуб бен Исхак аль-Кинди писал:

“Чтобы познать что-либо, следует ответить на четыре вопроса: Есть ли это? Что это? Каково это? Почему это?”. Английский писатель Р. Киплинг выразил примерно эту же мысль в поэтической форме:

Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, — все знаю я от них.

Они по знаку моему являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.[24]

Нельзя не упомянуть также Раймунда Луллия. Стремясь переработать схоластическую логику, он выдвинул ряд но­вых идей. Среди них — учение о вопросах. Вопросы, по Луллию, служат орудием открытия истины. Он разделял их на девять групп: “ли?”, “что?”, “из чего?”, “почему?”, “как велико?”, “какого качества?”, “когда — где?”, “чем?”, “как?”[25].

Интересно еще отметить, что в риторике есть так назы­ваемые семь вопросов: Quis?, Quid?, Ubi?, Quibus auxiliis? Cur? Quomodo? Quando? (Кто? Что? Где? С чьей помощью? Для чего? Каким образом? Когда?). Эти вопросы призваны, развивая мысль, выявлять лицо, деяние, место, соучастни­ков, цель, способ и время[26].

2. Категории выражаются также в словах, предложени­ях, фразах, текстах, т. е. не только в структуре языка, но и в его содержании, материале. Возьмем для примера катего­рию возможности. Вокруг нее — целый куст отдельных слов, словосочетаний, выражений: мочь, можно, могущий, возможно, невозможно, возможный, возможность, мо­жет быть, как можно, через не могу, по возможности, по мере возможности, есть возможность, насколько воз­можно, иметь возможность, дать возможность, реальная возможность, абстрактная (формальная) возможность, юридическая возможность, фактическая возможность, большие возможности, безграничные возможности, упу­щенная возможность, любопытная возможность, инте­ресная возможность, возможность роста, при первой воз­можности, до последней возможности, “если бы моло­дость знала, если бы старость могла!”, “хочу и могу”.

Это лишь немногие слова, словосочетания и выражения, обо­значающие разные стороны категории возможности. Если же взять предложения, фразы, тексты, в которых фигуриру­ет рассматриваемая категория, то их бесчисленное множе­ство. В них, в этой стихии языка, она живет, функциониру­ет, действует, развивается. И так обстоит дело с каждой ка­тегорией мышления.

(3) В понятиях категории не просто выражаются, а осознаются, осмысливаются.

То, что обычно называют философскими категориями, на самом деле — понятия-категории, т. е. понятия, пред­ставляющие, выражающие категории мышления. Это всегда нужно иметь в виду при исследовании-использовании фи­лософских категорий и понятий. Они лишь отображение ка­тегорий мышления. А отображение, как мы знаем, может быть неверным, искаженным, неполным и т. д. История фи­лософии дает вторичный материал для исследования кате­горий мышления. Первичный материал — в естественном мышлении и языке, в различных формах, методах и резуль­татах человеческой деятельности. Некоторые философы ошибочно ставят знак равенства между естественным и обыденным мышлением и на этом основании третируют первое, утверждая, что только философское мышление — мышление в категориях и только философы знают, что та­кое категории. Это высокомерие философов опасно. Оно ведет к самоизоляции и творческому бесплодию.

С другой стороны, труд философов нужно уважать, по­тому что именно в философских понятиях категории по- настоящему осознаются, осмысливаются как структурные элементы мысли.

(4) О выражении категорий в различных формах и методах деятельности см. ниже, п. 1.6 “Методологиче­ская функция категориальной логики”.

<< | >>
Источник: Балашов Л.Е.. НОВАЯ МЕТАФИЗИКА. (Категориальная картина мира или Основы категориальной логики). 2003

Еще по теме Как категории работают-проявляют себя?:

  1. Как категории работают-проявляют себя?
  2. Глава 11 Этика: как себя вести, работать и жить
  3. Как работают гадалки на улице?
  4. Часть IV. Как работают рынки
  5. Памятка «Как работать над сочинением»
  6. Как сотворить себя другого?
  7. ♥ Как мне быть? Могу ли я хоть как-то защитить себя от подобных горе-травматологов? Ведь операция – это дополнительные расходы, и почему я должна из своего пенсионерского кармана оплачивать чье-то наплевательское отношение? (Елена)
  8. Экзистенциализм: человек как «проект самого себя»
  9. Переживание испуга (когда мы философствуем) проявляется для нас как аморфное переживание позади исходного переживания.
  10. ♥ А как нам, врачам, защитить себя от пациентов, которые все чаще необоснованно хамят, угрожая судом и наличием «сильного юриста»?!!
  11. "Возлюби ближнего, как самого себя"
  12. Качество как ценностно-практическая категория
  13. 4.1 Власть как общесоциологическая категория
  14. 1.1.1. Бюджет как историческая категория
  15. § 1. Категория «система» как средство познания
  16. Сущность государства как философская категория
  17. Форма правления и политический режим как правовые категории
  18. Молитва — невероятно мощный инструмент, хотя я считаю, что нам нужно разобраться и понять, что это такое на самом деле и как это работает.
  19. 3.4. Собственность как базовая категория экономической организации общества