<<
>>

Категория качества в логике Гегеля

Впервые после Аристотеля великий немецкий философ осу­ществил систематическое исследование категориальных форм бытия и мышления. Значительное место в этом исследовании он отвел категории качества.

До Гегеля многие философы употреб­ляли слово "качество", писали о качестве, но все это было не спе­циально, а лишь в контексте более общих или других проблем. Ярким примером может служить проблема первичных и вторич­ных "качеств", которая длительное время была предметом дис­куссии между философами. Эта проблема, хотя в ней и говорится о качествах, имеет лишь косвенное отношение к категории каче­ства). Гегель вновь сделал категорию качества (как и многие дру­гие категории) предметом философского размышления, категори­ально-логического исследования. Уже это придает особую зна­чимость всему, что писал немецкий философ о качестве. Не слу­чайно многие философы, жившие после Гегеля, строили свое по­нимание категории качества в основном на базе гегелевских оп­ределений качества.

К положительным моментам в учении Гегеля о качестве мож­но отнести следующие:

Гегель впервые после Аристотеля попытался выяснить ха­рактер качества как категории. Для него качество — не слово и не общее понятие, как например у Локка, а именно категория. В отличие от Канта Гегель не ограничился одной фиксацией кате­гориальной сущности качества, а дал подробный анализ различ­ных моментов, сторон, определений этой категории.

2. Именно у Гегеля микросистема категорий "качество- количество" приобрела завершенный характер: "качество-мера- количество". Гегелем была, таким образом, осознана тесная связь качества и количества, сделан значительный шаг к преодолению дуализма качественного и количественного подходов.

3. Гегелем было найдено принципиальное решение вопроса о соотношении качества и сущности.

Каждая из этих категорий от­носится к разным категориальным блокам: качество — к системе категорий бытия ("качество-количество-мера"), сущность — к системе категорий "сущность-явление-действительность".

4. Философ наметил путь к разграничению категорий качест­ва и свойства (см. об этом ниже, п. 3222.4).

Следует отметить, что в нашей отечественной философии советского периода встречалось порой одностороннее истолкова - ние гегелевской концепции качества. В основу брались какие-то отдельные формулировки, высказывания и не учитывался весь ход рассуждений Гегеля. Например, было широко распростране­но представление о том, что Гегель понимал качество именно как категорию наличного бытия, характеризующую предмет в его данности, наличности, "этости". Отсюда многочисленные вариа­ции на эту тему в определениях категории качества, которые да­вались нашими философами[170]. В действительности гегелевская концепции качества, взятая в целом, несомненно шире и глубже отдельных формулировок и определений, содержащихся в его сочинениях.

Гегель выдвинул, по существу, два понятия качества. Одно понятие, о котором говорилось выше, характеризует у него опре­деленность наличного бытия. Это — понятие качества в узком смысле. Другое понятие охватывает все определения, относящие­ся к первому разделу "Учения о бытии", который так и называет­ся: "Определенность (качество)". (В Малой логике этот раздел называется просто: "Качество"). Это — понятие качества в широ­ком смысле; оно является одним из определений бытия в целом, т. е. включает в себя и абстрактное бытие, и наличное бытие, и бытие-для-себя. В таком понимании качества содержится идея о том, что качество может быть в разной степени конкретным, оп­ределенным. Наиболее конкретное качество — это качество на­личного бытия, данного нечто. Наиболее абстрактное качество — это качество чистого бытия, бытия вообще, как такового. Гегель, однако, не развил идею о существовании различных степеней конкретности качества.

У него нет действительного перехода от абстрактно-общей определенности чистого бытия к конкретной, наличной определенности данного нечто, нет промежуточных ступеней перехода. Отсюда разрыв между абстрактно-общим и конкретно-специфическим представлением качества. Его мысль о двух ступенях качества не оформилась в идею иерархии качест­венных уровней. Кроме того, сама идея абстрактного качества (бытия вообще) является у Гегеля слишком абстрактной; в ней исчезает всякая качественная определенность вплоть до тождест­ва бытия и ничто (не случайно Гегель в отдельных местах назы­вает чистое бытие бескачественным бытием).

В том, что немецкий философ выдвинул два понятии качества — в широком и узком смысле — сказывается противоречивость его позиции, некоторый дуализм. С одной стороны, он сознавал ограниченность представления о качестве как определенности наличного бытия, но, с другой, рассматривая качество до количе­ства он вынужден (в угоду однажды принятой схеме движения от качества к количеству) трактовать качество в ограниченном смысле, как конкретно-чувственную, специфическую определен­ность нечто в противоположность количеству как абстрактно­чувственной, неспецифической определенности. Эта трактовка качества является доминирующей в его системе логики. Одно­сторонность гегелевской концепции качества как раз и состоит в том, что качество рассматривается в ней в основном как специ­фицирующая определенность предмета. Гегель не принимал во внимание другой момент качества — общее (даже качество чис­того бытия, бытия вообще он рассматривал не как общее качест­во, а как особенность этого бытия по сравнению с конкретным, наличным бытием: "сама его неопределенность, — писал он, — составляет его качество"[171]).

Текстологический анализ сочинений Гегеля убедительно по­казывает, что он понимал качество именно как специфицирую­щую определенность. Выше я уже говорил об определенности чистого бытия, которая рассматривалась Гегелем лишь как осо­бенность этого бытия, отличающая его от наличного бытия.

То же можно сказать об определенности наличного бытия. У Гегеля на этот счет есть выразительная формула: "своим качеством не­что противостоит иному"[172]. Эта формула была предметом особого внимания у наших философов. Она усиленно использовалась в различных формулировках определения категории качества (час­то в несколько измененном виде: качество есть определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предме­том, "остается именно этим, а не другим" предметом[173]).

Отнюдь не случайно, что Гегель в разделе о качестве совер - шенно не рассматривает проблемы, связанные с классификацией и систематизацией явлений. Ведь для того, чтобы быть класси­фицирующей категорией, качество должно содержать в себе оба момента: специфическое и общее. У Гегеля же оно только спе­цифицирует. Весьма характерным для философа является сле­дующее рассуждение: "дух, например, несомненно, нечто боль­шее, чем природа... но мы очень мало узнаем об этих предметах и об их различиях, если остановимся только на таком "больше" или "меньше" и не пойдем дальше, не поймем их в их своеобразии, т. е. прежде всего в данном случае в их качественной определен- ности"[174]. 3десь подчеркивается, что качество в противополож­ность количеству указывает на своеобразие предметов.

Далее, употребляя понятие качества в переносном смысле — как качество определенного количества — Гегель и в этом случае имел в виду под качеством особенность количественной опреде­ленности по сравнению с качественной: "его (количества) осо­бенность, его качество — это внешность, безразличие определен- ности"[175]; "Качество определенного количества, определенность его понятия это его внешность вообще”[176]. То же мы видим в раз­деле "Мера". Качественную сторону меры Гегель понимает именно как такую сторону, которая специфицирует меру: "Мера есть...

обычное качество, обладающее определенной, принадле­жащей ему величиной. От той же стороны, с которой определен­ное количество есть безразличная граница, отлична его другая сторона, с которой оно качественно, специфично"[177]. Или: "Качест­венное количество — это... специфическое определенное количе­ство"[178].

Трактовка Гегелем качества как специфицирующей категории в значительной мере обусловлена тем, что он понимал его скорее не как категорию мышления, а как категорию чувственного по­знания. Так, он противопоставлял качество и количество как кон­кретно-чувственную и абстрактно-чувственную определенности. В том и другом случае речь идет не о категориях мышления, а с категориях чувственного познания. Вот что пишет, например, Ге­гель о математике и понятии числа: ' 'Математика имеет дело с абстракциями числа и пространства, но последние все еще пред­ставляют собой нечто чувственное, хотя это чувственное абст­рактно и не имеет наличного бытия"[179]. Качество как раз и является тем чувственным, которое "имеет наличное бытие". В самом де­ле, как мы уже говорили, господствующим для философа было представление о качестве как определенности наличного бытия. Последнее же рассматривалось им как бытие в его непосредст­венной, конкретно-чувственной данности, "этости". "Различие между чувственным и мыслью, — пишет философ, — мы долж­ны видеть в том, что характерной особенностью первого служит единичность (и внеположенность)"[180]; "чувственное есть некое единичное и исчезающее, а то, что в нем постоянно, мы узнаем посредством размышления"[181]. Эти характеристики чувственного относится в равной степени и к качеству. Ведь оно как опреде­ленность наличного бытия, как специфицирующая определен­ность характеризует именно единичное, исчезающее, конечное. "Своим качеством, — пишет Гегель, — нечто противостоит ино­му, оно изменчиво и конечно"[182].

Он специально отмечает, что "ка­чество есть по существу лишь категория конечного, которая по­этому и находит свое подлинное место лишь в царстве природы, а не в мире духа"[183].

Особенность позиции Гегеля в вопросе о качестве как катего­рии чувственности состоит в том, что он не отрывал его полно­стью от мышления. Сфера чувственного у Гегеля своеобразно трансформируется в первоначальную ступень развития логиче­ской идеи. Учение о бытии он рассматривал как учение "о мысли в ее непосредственности — о понятии в себе"[184].

Гегель полагал, что поскольку качество — категория чувст­венности, постольку оно является самой бедной и абстрактной категорией в отношении содержащейся в нем мысли. Качество, по его характеристике, почти не имеет мыслительного содержа­ния, так как оно относится к сфере "непосредственного чувствен­ного сознания"[185].

Своим пониманием качества как конкретно-чувственной ка­тегории Гегель демонстрирует феноменологический подход к этой категории. В самом деле, качественность он связывает ис­ключительно с являющейся, наличной, непосредственной дейст­вительностью. Он также допускает возможность существования качественных определений до количественных. В том и другом случае качество остается у Гегеля феноменологической, а не диа­лектической категорией.

3222.3. О категориальном и некатегориальном значениях понятия "качество"

Во введении (п.1.4) указывалось, что трудность исследования категорий обусловлена тем, что их языковые носители — слова — употребляются неоднозначно в философской и научной лите­ратуре. Наряду с категориальным значением продолжают функ­ционировать различные формы некатегориального значения этих слов, что приводит к путанице понятий, к смысловым искажени­ям категорий. Яркий пример в этом отношении — понятие каче­ства.

Этимология слова "качество" восходит к вопросительно­относительному местоимению "какой" в его краткой форме "какъ"[186]. Определяемое им содержание намного шире содержания категории качества. До сих пор слово "качество" нередко упот­ребляется в значении "признак, определенность предмета", когда им обозначают все, что так или иначе характеризует предмет, что отвечает на вопрос "какой?" О распространенности использова­ния слова "качество" в этом значении можно судить по тому фак­ту, что оно зафиксировано в "Словаре современного русского ли - тературного языка" как одно из значений слова[187]. Примером по­добного употребления слова "качество" философами является понятие качества в философии Д. Локка. Под "качеством предме­та" Локк понимал "силу, вызывающую в нашем уме какую- нибудь идею"[188]. К первичным "качествам" он относил такие нека­чественные определения, как "форма", "движение", "покой", "объем", "протяженность", "число". Вполне очевидно, что лок­ковское понятие качества ничего общего не имеет с категорией качества; для этого понятия безразлично, какую определенность оно выражает. Количественные определения в данном случае яв­ляются лишь частными, подчиненными общему понятию качест­ва. Для Локка не существовало проблемы взаимосвязи качества, количества и меры, хотя только в этом соотношении категорий и раскрывается действительный смысл категории качества. До сих пор в западной, особенно англо-американской, философии можно встретить случаи употребления слова "качество" в локковском смысле[189].

Более умеренной формой некатегориального значения слова "качество" является его употребление в значении, близком к грамматической форме качественного прилагательного. В этом случае проводят определенное различие между качественными и количественными терминами. Так, по мнению Р. Карнапа "каче­ственный язык ограничивается предикатами" типа "трава - зеленая", а "количественный язык вводит то, что называют сим­волами функторов, т. е. символы для функций, которые имеют численное значение"[190]. Р. Карнап понимает различие качества и количества только как различие в языке, в концептуальной сис­теме. Отсюда его тяготение к логико-грамматической форме представления этих понятий. Для него качественный язык — это язык качественных терминов, под которыми подразумеваются различного рода прилагательные[191]. Понимание качественности как предикативности, выражаемой именем прилагательным, не соответствует действительному содержанию категории качества. В фиксировании однозначной связи качества и прилагательного мы имеем пример смешения категории мышления и формы язы­ка. Качество ставится в зависимость от существования имени прилагательного. Это неизбежно ведет к нечеткому, неоднознач­ному употреблению понятия качества, к размыванию его границ, так как естественный язык выражает не только логически выве­ренные понятия, но и понятия практические, являющиеся, как правило, многозначными, состоящими из элементов, которые от­носятся к разным категориям мышления. Выше, в п. 322.1 я уже отмечал, что когда, например, говорят о качественных представ­лениях как доколичественных (или донаучных), то в действи­тельности имеют в виду не только собственно качественные представления, но и приблизительные, оценочные представления о количественной стороне материи, которые называют качест­венными, так как в языке им соответствуют качественные прила­гательные.

С другой стороны, очевидно, что языковое выражение качест­ва не ограничивается рамками одной части речи. Объективная качественность предметов отображается всеми формами качест - венного языка (разными частями речи, сочетаниями слов, пред­ложениями), а также средствами искусственных языков (научной терминологией, математической или иной символикой). Связы­вать выражение качественности в языке только с именем прила­гательным — это значит суживать значение понятия качества, изображать его как феноменологическое, интуитивное, непосред­ственное понятие, пригодное лишь для фиксации результатов субъективной (чувственной или интуитивной) оценки явлений. Не случайно Р. Карнап, отмечая различие между ньютоновским и гётевским подходами к изучению природы, характеризует пер­вый словами "количественный", "аналитический", "эксперимен­тальный", а второй словами “качественный”, "феноменологиче­ский", "непосредственный", "интуитивный"[192]. Качественность оказывается в одном ряду с понятиями, которые характерны для доколичественного (и, в определенном смысле, донаучного) по­знания. Такое понимание качественности является односторон­ним. Качественный подход в этом случае существует как бы сам по себе, независимо, вне связи с количественным подходом, что противоречит реальному соотношению категорий качества и ко­личества. Как стороны материи они не только отрицают, исклю­чают друг друга, но и обусловливают, опосредствуют друг друга. Качественный же подход, понимаемый феноменологически, рас­сматривает качественность лишь с одной стороны: как неколиче- ственность (или, в лучшем случае, как понятие, дополнительное понятию количества). 3десь игнорируется неразрывная связь ка­чества и количества.

Существование различных форм некатегориального значения слова "качество" связано с тем, что понятие качества лишь посте­пенно определилось в своем категориальном содержании. Эти формы — рудиментарные остатки, в которых зафиксировано со­держание понятия качества на разных этапах его осознания как категории.

Первоначально понятие качества функционирует на уровне обыденного, донаучного мышления, для которого характерен фе­номенологический, описательный подход к познанию качествен­ной стороны предметов. На этой стадии качественные представ­ления формируются и развиваются вместе с развитием лексико­грамматических форм языка, происходит отделение качествен­ных представлений от предметных и количественных, постепен­но выкристаллизовывается (т. е. выкатегоризовывается) поня­тие качества. 3десь условно можно выделить три этапа развития качественных представлений в зависимости от развития лексико­грамматических форм.

На первом этапе качество (как и количество) не мыслится от­дельно от предмета, носителя качества. Их языковые эквивален - ты — существительные и прилагательные — не отдифференци­рованы друг от друга, составляют одну лексико-грамматическую категорию — имя.

"Большинство исследователей истории языка, — пишет по этому поводу А.Г. Спиркин, — считает, что на ранней ступени развития языка, еще в дописьменную эпоху, не существовало морфологической диффе­ренциации слов на части речи. Так сравнительная грамматика индоев­ропейской группы языков... показывает, что в глубокой древности су­ществовало морфологически единое, нерасчлененное образное имя, обозначающее одновременно и предмет и качество"[193]. Об этом же пишет А.Н. Савченко: "В малоразвитых языках прилагательное обычно не со­ставляет отдельной части реч2и, а входит в общую категорию имени, ре­же объединяется с глаголом” .

На втором этапе существительные и прилагательные обособ­ляются друг от друга, становятся самостоятельными частями ре­чи. Существительное обозначает предмет. Прилагательное — признак, свойство или качество предмета. Качественность в дан­ном случае рассматривается уже в некотором отвлечении от предметности (вещности). Однако здесь еще нет полного абстра­гирования качества от предмета. Прилагательное обозначает ка­чество лишь в отношении к предмету, определяя его и согласуясь с его названием (именем существительным) в роде, числе и па­деже.

В полном отвлечении от предмета-носителя качество мыслит­ся лишь на третьем этапе, когда прилагательные субстантивиру­ются, становятся существительными (например, от прилагатель­ного "твердый" образуется существительное "твердость"). Назва­нием отвлеченного качества служит теперь имя существительное. "Человек начинает мыслить качество как предмет со специфиче­ским словесным оформлением предметности с помощью грамма­тических показателей существительного... Языковый процесс субстантивации качественных имен, т. е. как бы обратный про­цесс... превращения имени прилагательного в имя существитель­ное, представляет собой словесную форму выражения новой сту­пени человеческой абстракции" . Для обозначения отвлеченных качеств возникает специальный термин — "качество", который также обязан своим происхождением субстантивации, на этот раз — вопросительно-относительного местоимения "какой". Именно на третьем этапе реальная качественность становится предметом мысли и начинает формироваться понятие качества как род кате­гориального высказывания.

Наука, практика, философия развивают понятие качества дальше. На смену феноменологическому подходу приходят раз­личные формы познания, в которых все более существенную роль играют логика, математика и количественные методы ис­следования. Наряду с этим получают развитие собственно каче­ственные методы исследования и деятельности, такие, как "клас­сификация", "систематизация", "моделирование", а также разви­ваются математические формы качественного познания (теория подобия, топология, теория графов и т. д.).

3222.4.

<< | >>
Источник: Балашов Л.Е.. НОВАЯ МЕТАФИЗИКА. (Категориальная картина мира или Основы категориальной логики). 2003

Еще по теме Категория качества в логике Гегеля:

  1. Категория меры в логике Гегеля
  2. Категориальная логика-картина по Гегелю
  3. Определение категории качества ссуды с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания долга
  4. ГЛАВА 11. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Наука логики.
  5. ГЛАВА 11. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Наука логики.
  6. ГЛАВА 9. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Наука логики. Учение о бытии
  7. ГЛАВА 10. Философия Г. В. Ф. Гегеля. Наука логики. Учение о сущности
  8. ГЛАВА 9. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Наука логики. Учение о бытии
  9. ГЛАВА 10. Философия Г. В. Ф. Гегеля. Наука логики. Учение о сущности
  10. Качество как ценностно-практическая категория
  11. РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ЛОГИКА СООТВЕТСТВИЙ И АНТИСООТВЕТСТВИЙ МЕЖДУ КАТЕГОРИЯМИ [53]
  12. взаимосвязь категорий качества и потребительной стоимости.
  13. 6.1 Основные категории экономики управления качеством.
  14. Закон определяет категории лиц, которые не могут быть вызваны в качестве свидетеля и допрошены в суде, и тех, кто вправе отказаться от дачи свидетельских показаний.
  15. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА И ЛОГИКА ФОРМАЛЬНАЯ
  16. Качество и категории "вещь", "свойство", "отношение ”
  17. Тема 23. Приемка товаров по количеству и качеству. Экспертиза качества
  18. "Качество и категории "вещь", "свойство", "отношение