<<
>>

2 Классический период украинской философии. Г. С. Сковорода. Социально-политические взгляды деятелей Кирилло-мефодиевского общества. П. Д. Юркевич

Классический период в развитии украинской философии связан по времени с борьбой украинского народа за национальное освобождение и расцветом культуры. В CUI веке в Украине распространяется деятельность Острогского научно-просветительского центра.

CUII век- это время деятельности братств и основание первого высшего учебного заведения – Киево-Могилянской академии. Украинская культура этого времени развивалась в процессе органического освоения на основе достижений киево-русской духовности идей западноевропейского Ренессанса, Реформации, культуры Барокко. В сфере истории философской мысли наиболее сущностным результатом было формирование теоретического мышления как отрасли украинской культуры. Ярким проявлением этого есть философия, которая преподавалась в курсах Киево-Могилянской академии. Весомое место в системе философии профессоров Киево-Могилянской академии принадлежит натурфилософии, гносеологии, логике, психологии, этическим и эстетическим проблемам человека. Киево-Могилянская академия сыграла видную роль в развитии не только украинского народа, но и других восточнославянских и южнославянских народов.

Воспитанником Киево-Могилянской академии был Г.С. Сковорода /1722-1794/. Его философское учение является вершиной в развитии классического периода отечественной философской мысли. Г.С. Сковорода активно исследует философию жизни, проблему человеческого счастья. Главным в человеке являются не теоретико-познавательные способности, а эмоционально-волевая сущность человеческого духа – “сердце” человека.

В своих взглядах Г.С. Сковорода исходил из идеи существования двух натур: видимой и невидимой. Видимая натура- это мир материальный, мир вещей, земля и т.п. ; невидимая- это дух, истина, вечность, Бог. Автор выдвинул концепцию трех миров, согласно которой мир делится на три реально существующие части: ”макрокосм» - природа, материальный мир, который состоит из множества миров; ”микрокосм” - человек в совокупности всех своих связей и отношений; мир символов – духовная жизнь, основу которой составляет Библия.

”макрокосм” и ”микрокосм” не созданы какой-либо сверхъестественной силой, это закономерное продолжение общей природы. Третий мир-совокупность символов, которые обеспечивают познание невидимой натуры, т.е. Бога. Это-Вселенная, “мир миров”.

В человеке истинной является невидимая натура, а телесный человек есть только тень. Человек становится настоящим человеком только тогда, когда достигает своей духовной сущности. Поскольку макро- и микрокосм едины, то познание, согласно Г.С. Сковороде, является аналогом самопознания. Таким образом, осуществляется самопознание, человек тем самым постигает закономерность мира в целом.

Своеобразно раскрывает Г.С. Сковорода взаимоотношения человека и Бога. Невидимая натура является основой тождества человека и Бога. Поэтому самопознание и познание есть не что иное, как Богопознание. Познавать мир, – значит, учится с помощью разума видеть за видимым невидимое.

Г.С. Сковорода наделяет каждый из этих миров внутренней духовной и внешней материальной природой. Внутреннее, духовное является действительным Богом. Истина в человеке есть Бог. Он не тело, а дух его, сознание, воля, мир внутренних убеждений.

За миром символов Г.С. Сковорода пытается установить духовную сущность человека, идеал человеческих взаимоотношений, ибо именно они, на его взгляд, определяют социальный прогресс. В основе жизни людей находится идея “сродного труда”, которая должна соответствовать внутренней природе и способностям человека. Бог Г.С. Сковороды сливается с природой. Философ считает, что мир-это есть материя, которая вечна, не имеет границ и бесконечна в пространстве и времени. Он рассматривает “Библию” творчески, стремится найти в ней рациональный смысл.

В философии Г.С. Сковороды видное место отводится теории познания, обнаруживаются в ней и глубокие мысли относительно развития мира. Особенно ярко изображает Г.С. Сковорода праздность, паразитизм господствующих кругов, раскрывает обнищание и бесправие трудящихся. Общественный идеал Г.С.

Сковорода усматривал в “горной республике”. Это страна, в которой взаимоотношения между людьми должны строиться на основе их духовной природы, высокой морали, свободы и равенства.

Видную роль в развитии социально-политической мысли в Украине сыграло Кирилло-мефодиевское общество – тайная политическая организация, образовавшаяся в декабре 1845-январе 1846 г. и просуществовавшая до марта 1847 года. Основной задачей общество считало ликвидацию самодержавия, крепостного права и сословий, объединение славянских народов в федеративную республику с парламентским строем и с предоставлением каждому народу равных прав и широкой политической автономии и т.д. Либералы / В.И. Белозерский, Н.И. Костомаров, А.М. Маркович и др./ ратовали за социальные реформы, мирную пропаганду идей общества, христианскую покорность, были противниками идеи революционного переворота. Они утверждали, что украинская нация являет собой особое единство, проникнутое духом равенства и братства, умалчивали о классовом антагонизме внутри украинского народа, считали, что украинский народ как мессия призван повести за собой славян к объединению. Т. Г. Шевченко и другие отрицательно относились к идее “мессианской роли” Украины среди славян, призывали к республиканскому объединению славян.

Значительное влияние на формирование украинской и русской философской мысли, снабжение ее с европейской философской культурой имело творчество П. Д. Юркевича/1827-1874/. Особое внимание он уделил естественным наукам, применимости приемов эмпирического исследования в изучении психологии и наук о духе. В его трудах развитие философской мысли рассматривается как сложный, многоплановый процесс.

Резкой критике ученый подвергал односторонность, механистический материализм. К оценке материализма П.Д. Юркевич подходил с позиций творческой философии. В своих трудах он не менее резко критиковал идеализм. Недостаток, как материализма, так и идеализма он усматривал в игнорировании конкретного, индивидуального.

В своей философской концепции П.Д. Юркевич особое значение придавал идее. Он расширил понятие идеи путем выведения за рамки чистой гносеологии. Идея необходима не только философскому познанию, но и естествознанию. Естественные науки, так или иначе, подчиняются руководящему свету идеи, которая не существует подобно тому, как существуют материальные объекты, психические явления, а выступает всего лишь “мыслимым”, тем, чем должен быть предмет; это-идеал, норма. Переход от идеального бытия к действительности осуществляется не только через идею Гегеля, “сущность” Платона, но и через деятельность личности с ее духовностью, душой, сердцем как центром духовности.

П.Д. Юркевич, развивая украинскую традицию, обосновывает философию познания, не ограничиваясь только рациональной стороной, т.е. деятельностью разума, мышления. Философию П.Д. Юркевич называет “философией сердца”. С сердцем он связывает процесс духовной деятельности, этико-эстетический взгляд человека на мир.

<< | >>
Источник: Горький В.С.. Курс лекций по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ» /для всех специальностей заочного обучения./. 0000

Еще по теме 2 Классический период украинской философии. Г. С. Сковорода. Социально-политические взгляды деятелей Кирилло-мефодиевского общества. П. Д. Юркевич:

  1. Вопрос №45. Социально-экономическая политика Украинского государства в период рыночной трансформации общества
  2. 3 Постклассический период украинской философии: М.П. Драгоманов и И. Я. Франко
  3. Джон Стюарт Милль — английский философ, экономист, политический и общественный деятель.
  4. 3.2 Развитие психологических воззрений в классический период античной философии
  5. 1 Единство истоков русской и украинской философии.
  6. Лекция 8. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения и роль немецкой классической философии в развитии европейской философской традиции.
  7. Социально-политическая философия французского Просвещения
  8. Раздел второй СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Глава 4 ОБЩЕСТВО, ЕГО СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И РЕГУЛЯТОРЫ
  9. § 2. Общество и его социальные и политические институты
  10. § 4. Правовое социальное государство в политической системе общества
  11. Борис Николаевич Чичерин — русский философ, теоретик государства и права, историк, публицист и общественный деятель.
  12. Особенности социальной структуры индийского феодального общества в период раннего средневековья. Кастовый строй.
  13. Глубокие сдвиги, происходившие в период позднего средневековья в социально-экономической жизни общества
  14. Общество как особая реальность: введение в социальную философию
  15. Глава 4. ОБЩЕСТВО, ЕГО СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И РЕГУЛЯТОРЫ
  16. Алексис Шарль Анри де Морис Клерель Токвиль — французский социолог, историк, политический и государственный деятель.
  17. Значение политической философии и та роль, которую она играет, сегодня столь же очевидны, как это было и всегда с тех пор, как политическая философия появилась на свет в Афинах.