<<
>>

г) КОММУНИСТИЧЕСКАЯ МОРАЛЬ

Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения сов­ременной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали.

Ho существует ли коммунистическая мораль? Существует ли коммунистическая нравственность? Конечно, да.

Часто представ­ляют дело таким образом, что у нас нет своей морали, и очень час­то буржуазия обвиняет нас в том, что мы, коммунисты, отрицаем всякую мораль. Это — способ подменять понятия, бросать песок в глаза рабочим и крестьянам.

B каком смысле отрицаем мы мораль, отрицаем нравствен­ность?

B том смысле, в каком проповедовала ее буржуазия, которая выводила эту нравственность из велений бога. Мы на этот счет, конечно, говорим, что в бога не верим, и очень хорошо знаем, что от имени бога говорило духовенство, говорили помещики, говорила буржуазия, чтобы проводить свои эксплуататорские интересы. Или вместо юго, чтобы выводить эту мораль из велений нравст­венности, из велений бога, они выводили ее из идеалистических или полуидеалистических фраз, которые всегда сводились тоже к тому, что очень похоже на веления бога.

Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов рабочих и крестьян в ин­тересах помещиков и капиталистов.

Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне ин­тересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата.

...Для нас нравственность, взятая вне человеческого общества, не существует; это обман. Для нас нравственность подчинена ин­тересам классовой борьбы пролетариата...

Мы говорим: нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудя­щихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество комму­нистов.

Коммунистическая нравственность это та, которая служит этой борьбе, которая объединяет трудящихся против всякой эксплу­атации, против всякой мелкой собственности, ибо мелкая собст­венность дает в руки одного лица то, что создано трудом всего об­щества. Земля у нас считается общей собственностью.

Ну, а если из этой общей собственности я беру себе известный кусок, возделываю на нем вдвое больше хлеба, чем нужно мне, и излишком хлеба спекулирую? Рассуждаю, что, чем больше голодных, тем дороже будут платить? Разве я тогда поступаю, как коммунист? Нет, как эксплуататор, как собственник. C этим нужно вести борьбу. Если оставить так, то все скатится назад, к власти капиталистов, к власти буржуазии, как это бывало не раз в ырежпих революциях. И, чтобы не дать снова восстано­виться власти капиталистов и буржуазии, для этого нужно торга­шества не допустить, для этого нужно, чтобы отдельные лица не наживались на счет остальных, для этого нужно, чтобы трудя­щиеся сплотились с пролетариатом и составили коммунистическое общество. B этом и состоит главная особенность того, что является основной задачей союза и организации коммунистической моло­дежи...

Когда рабочие и крестьяне доказали, что мы умеем своей силой отстоять себя и создать новое общество, вот здесь и нача­лось новое коммунистическое воспитание, воспитание в борьбе против эксплуататоров, воспитание в союзе с пролетариатом против эгоистов и мелких собственников, против той психологии и тех привычек, которые говорят: я добиваюсь своей прибыли, а до остального мне нет никакого дела.

Вот в чем состоит ответ на вопрос, как должно учиться ком­мунизму молодое подрастающее поколение.

Оно может учиться коммунизму, только связывая каждый шаг своего учения, воспитания и образования с непрерывной борьбой пролетариев и трудящихся против старого эксплуататор­ского общества. Когда нам говорят о нравственности, мы гово­рим: для коммуниста нравственность вся в этой сплоченной соли дарной дисциплине и сознательной массовой борьбе против экс­плуататоров.

Мы в вечную нравственность не верим и обман всяких сказок о нравственности разоблачаем. Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда.

Чтобы это осуществить, нужно то поколение молодежи, ко­торое начало превращаться в сознательных людей в обстановке дисциплинированной отчаянной борьбы с буржуазией. B этой борьбе оно воспитает настоящих коммунистов, этой борьбе оно должно подчинить и связать с ней всякий шаг в своем учении, образовании и воспитании. Воспитание коммунистической моло­дежи должно состоять не в том, что ей подносят всякие услади­тельные речи и правила о нравственности. He в этом состоит воспитание. Когда люди видели, как их отцы и матери жили под гнетом помещиков и капиталистов, когда они спми участвовали в тех муках, которые обрушивались на тех, кто начинал борьбу против эксплуататоров, когда они видели, каких жертв стоило продолжить эту борьбу, чтобы отстоять завоеванное, каким беше­ным врагом являются помещики и капиталисты,— тогда эти люди воспитываются в этой обстановке коммунистами. B основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма. Вот в чем состоит и основа комму­нистического воспитания, образования и учения.

<< | >>
Источник: Шептулин А.П. K.MAPKС, Ф. ЭНГЕЛЬС, В.И.ЛЕНИН. О диалектическом и историческом материализме.. 1984

Еще по теме г) КОММУНИСТИЧЕСКАЯ МОРАЛЬ:

  1. Коммунистическое движение.
  2. КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ
  3. ОБРАЗОВАНИЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
  4. Становление коммунистической власти
  5. III КОНГРЕСС КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА
  6. II СЪЕЗД КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КИТАЯ
  7. ПОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ И КОММУНИСТИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ
  8. 3. Судьбы государства и права в коммунистической формации
  9. 3. Концепция коммунистического общества
  10. § 5. Судьбы государства и права в коммунистической формации
  11. XV СЪЕЗД КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ