Концепция автопоэзиса: от понимания сущности жизни к пониманию сущности познания
Чилийские ученые Франсиско Варела (1946-2001) и его старший коллега, учитель, Умберто Матурана (р. 1928) создали в начале 1970-х годов концепцию автопоэзиса, или самопро- изводства, жизни, живых существ.
Их исходной исследовательской установкой было выявление сущности жизни. При этом они не соглашались с распространенным представлением, что сущность живых систем в отличие от неживых - их способность к самовоспроизведению, репродукции. Это свойство представлялось им недостаточным для понимания того, что делает жизнь жизнью.A всё начиналось с исследовательских увлечений и явной склонности к философии Франсиско Варелы еще в студенческие годы. Как студенту, стремящемуся проникнуть в существо биологических проблем, Вареле посоветовали установить контакт с нейробиологом Умберто Матураной. B своей биографической статье «Первые шаги автопоэзиса: Хайнц и Чили» он вспоминает: «В погожий апрельский день в 1966 году я пошел, чтобы познакомиться с ним в его лаборатории, расположенной в подвальном помещении одного из отделений новой школы.
B то время Матурана был уже признанным ученым, известным по своим исследованиям в области физиологии зрения, результаты которых были представлены в нескольких классических статьях, написанных в Гарварде и в Массачусетском технологическом институте. B Чили он продолжал работать по физиологии и анатомии сетчатки глаза позвоночных животных»[108]. Ввалившись в его лабораторию, юный студент со всем энтузиазмом заявил, что хочет «изучать роль сознания во вселенной», на что получил от Матураны ответ: «Мой мальчик, вы попали как раз туда, куда следует».Для Варелы это был хороший старт. Ведь сделанное им в биологии и нейрофизиологии в 1970-е годы подтолкнуло его к выдвижению блестящих идей и к плодотворной концепции энак- тивного ума в когнитивной науке в 1990-е годы.
До сих пор, спустя десять лет после своей смерти, Варела остается флагманом исследований и одной из наиболее цитируемых фигур в философии сознания и когнитивной науке. Ero интеллектуальной традиции следует ряд влиятельных международных журналов, в том числе “Phenomenology and the Cognitive Sciences”.Варела рассказывает о том, как родилась сама идея автопоэзиса: «В мае 1971 года в моих записях появился термин “авто- поэзис” как результат вдохновенной идеи нашего друга Xoce М. Булнеса, который только что опубликовал диссертацию о Дон Kuxome, где он проводил различие между praxis и poesis. Новое слово было уместным, поскольку мы хотели обозначить нечто новое. Ho это слово приобрело силу только в соединении C содержанием нашего текста, в котором определялся его смысл; его резонанс выходит далеко за пределы просто шарма от неологизма»1. Как часто случается в истории науки, творческое сотрудничество Матураны и Варелы развивалось по восходящей спирали, в которую зрелый собеседник вносил свой опыт и свои прежние соображения, а молодой ученый - свежие перспективы и идеи. Эта смесь прошлого и настоящего, талантов и слабостей, продуктивного воображения и скрупулезного критического анализа и привела к качественному скачку - рождению новой идеи. K 15 декабря 1971 г. был подготовлен текст на английском языке «Автопоэзис: организация живых существ».
Работа, которая была закончена к концу 1971 г., была принята научным сообществом далеко не сразу. Она была послана, по крайней мере, к пяти издателям и в ряд международных журналов, и они все без исключения сочли, что этот текст нельзя публиковать. Еще раз подтвердилась старая истина, что судьба всех новых научных идей нелегка. Эта книга вышла в свет лишь спустя девять лет, после многочисленных отказов со стороны международных издательств. Она была опубликована только тогда, когда идеи теории автопоэзиса уже получили распространение благодаря научным докладам на международных конференциях, нескольким статьям в реферируемых журналах и поддержке известных ученых, прежде всего кибернетика Хайнца фон Фёрстера.
Последний был, по сути дела, первым ученым, кто сразу же проявил интерес к идее автопоэзиса, в то время как почти все другие убеждали Матурану и Варелу отказаться от пустых спекуляций.Ключевое свойство живых систем, по мнению Матураны и Варелы, - это автопоэзиз, в буквальном смысле само-производ- ство (греч. amoq - сам + лощац - производство, созидание, творчество) всякого живого существа, поддержание им своей идентичности. Это был нетривиальный, новый подход к пониманию сущности жизни. Концепция автопоэзиса, первоначально встреченная чрезвычайно холодно, получила впоследствии широкое признание научного сообщества. Важно, что, она была успешно распространена и на понимание сложных социальных систем и организаций, что является заслугой в первую очередь немецкого философа Никласа Лумана. B свете автопоэзиса сегодня можно понимать функционирование сложных самоорганизующихся систем вообще, т.е. автопоэзис вливается в теорию сложных систем, которую у нас в России чаще называют синергетикой.
Основные положения концепции автопоэзиса перекликаются с идеями, развитыми в рамках эволюционной эпистемологии, прежде всего, К. Лоренцем, Р. Ридлем и Ф. Вукетичем. Первое положение состоит в том, что жизнь есть познание (life is cognition) или, иначе, познание есть атрибут жизни. Если попытаться просто для себя усвоить, что если не определяется, то подразумевается под познанием (cognition), то наилучшим ответом будет: cognition это software живого существа, а hardware - это его тело.
Матурана и Варела исходили из разработанной ими экспериментальной компьютерной модели искусственной жизни, некоего варианта клеточного автомата, имитирующего зарождение замкнутых на себя структур из неупорядоченного субстрата - набора клеток, с добавлением к ним катализирующих элементов. Образовавшиеся структуры проявляли способность к самоподдержанию и восстановлению нарушенных связей между клетками в случае разрушающих воздействий извне. Модель показывала, что структуры обладают способностью каким-то образом «узнавать» о нарушении связей, с тем чтобы восстановить их.
Это «узнавание» и легло в основу определения сущности феномена познания.Чтобы определить сущность познания, Варела выделил характерное свойство живого существа. «Я придерживаюсь здесь того взгляда, что репродукция не является существенной для минимальной логики жизни... Идентичность имеет логический и онтологический приоритет над репродукцией, хотя и не предшествует репродукции в историческом плане»[109]. Таким образом, определяющим свойством живого существа является поддержание им своей идентичности (тождественности) и внутренняя направленность на сохранение своей идентичности. Варела развивает свою мысль: «Всякая поломка может рассматриваться как основание для поиска того, что упущено, чего недостает системе, чтобы она могла поддержать свою идентичность... Короче говоря, это постоянное, непре- кращающееся действие и поиск того, чего не хватает, становится базой для непрерывной когнитивной активности системы»[110]. «Создание когнитивной области связывает организмы и их миры так, что это и составляет саму суть понятия интенциональности, используемого в современной когнитивной науке... Использование этого когнитивного термина здесь оправданно, поскольку он лежит в самой основе того, как ин- тенциональность возни-кает в природе»[111]. «Более традиционный уровень когнитивных свойств, включая мозг как многоклеточный аппарат,- это в сущности продолжение того же самого базисного процесса»[112].
Варела суммирует свою мысль следующим образом: «Познание в его отношении к жизни есть активность по поиску и устранению неполадок. Познание есть действие, направленное на нахождение того, что упущено, и восполнение недостающего с точки зрения когнитивного агента»[113].
Если исходить из изложенного понимания, то неизбежен вывод: познание неотделимо от жизни, первое всегда сопутствует второму и наоборот. Подобную позицию, в сущности, занимал и Конрад Лоренц.
«Жизнь как таковая в одном из своих существенных аспектов представляет собой когнитивный процесс. Жизнь обрела существование с «изобретением» структуры, способной собирать и сохранять информацию»[114], - писал он в работе «По ту сторону зеркала».Важнейшими свойствами автопоэтической системы являются ее автономность, самореферентность (циклическая организация, в которой она порождает продукты, которые ее саму порождают, поддерживают и возобновляют), операциональная замкнутость, ее структурное сопряжение со средой и структурный детерминизм.
Поскольку жизнь тождественна познанию, то автопоэзис является сущностью не только всякой жизни, HO и всякого процесса познания. Познание автопоэтично, ибо оно направлено на поиск того, что упущено, чего еще недостает, и на самодо- страивание целостности. Познание в его отношении к жизни представляет собой «узнавание» нарушения, а жизнь дает ответ на это нарушение, устраняя обнаруженные неполадки.
Существа в живой природе способны к самодостраиванию: из куска гидры при определенных условиях снова вырастает целая гидра, ящерица отращивает оторвавшийся хвост и т.д. Раны на теле человека затягиваются, человек излечивается от болезней, в том числе он может излечиться и от смертельных болезней, например от рака, как описал А.И. Солженицын в «Раковом корпусе».
Человек способен непрерывно восстанавливать себя, поддерживая свою идентичность и в телесном, физическом, И B духовном плане. Сложная организация души-тела человека балансирует «на краю хаоса», на хрупкой границе между жизнью и смертью. Необратимый телесный и духовный рост, подъем по лестнице жизни и возвышение духа над самим собой невозможны без возвратов к старому, без оглядок, без переключения на иной режим, когда в основном происходит растекание по старым следам, без спусков на несколько ступенек вниз. Нужно спускаться хоть немного, чтобы однажды не скатиться по всей лестнице вниз, не сорваться на полное падение, не умереть.
1.5.2.
Еще по теме Концепция автопоэзиса: от понимания сущности жизни к пониманию сущности познания:
- Аксиологическое понимание сущности
- Онтологическое понимание сущности и явления
- § 4. Монистическое понимание сущности права
- § 2. Основные современные подходы в понимании сущности государства
- 3.Сущность государства. Эволюция понимания сущности государства.
- ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПОНИМАНИИ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ПРИЧИН ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
- Глава 2. Понимание сущности феодализма в исторической науке
- Глава 9. ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ ГОСУДАРСТВА, ЕГО СУЩНОСТИ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
- ОСНОВНЫЕ ПОЗИТИВИСТСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ПРАВА И ЕГО ИСТОКОВ
- ПОЛИТИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ПОНИМАНИИ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ПРИЧИН ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
- От экономического понимания сущности инвестиций необходимо отличать юридические дефиниции.