<<
>>

§ 1. Концепция закономерного мирового процесса в работах Гегеля

Впервые попытка представить мир как закономерный про­цесс была предпринята Гегелем. Именно с этим прежде все­го связано, как нам представляется, огромное значение геге­левской философии.

Ф, Энгельс отмечал, что со времени Ге­геля в общее сознание прочно вошла великая основная мысль, что «...мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в которой пред­меты, кажущиеся неизменными, ...находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются, причем поступа­тельное развитие, при всей кажущейся случайности и вопре­ки временным отливам, в конечном счете прокладывает себе путь..> 10.

В основу концепции единого мирового процесса Гегелем было положено понятие абсолютной идеи. По Гегелю, «...единственно лишь абсолютная идея есть бытие, непреходя­щая жизнь...»11. Абсолютная идея, как субстанция и сущ­ность мира, проходит в своем развитии три ступени: логику, природу, дух. Гегель определяет первую ступень, как царство чистой мысли, которое есть истина в себе и для себя самой. Логическая идея вначале существует как идея «в себе», т. е. как чистая непосредственность бытия, в котором все опреде­ления стерты, существуют только в возможности. Однако, пройдя ступени бытия, сущности, понятия, т. е. осуществив присущее ей потенциальное содержание, раскрыв все свои определения, она выступает как идея «для себя». Теперь ло­гическая идея есть «...наполненное бытие, постигающее себя понятие, бытие как конкретная и равным образом совершенно интенсивная целокупность» 12.

10 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 21, с. 302.

11 Гегель Г. В. Ф Наука логики, М, 1972, т. 3, с. 288.

12 Там же, с. 309.

7

Став наивысшей конкретностью, последним членом логи­ческой ступени, абсолютная идея оказывается также первым членом другой, более высокой ступени-—природы.

«...Сосре­доточивая себя в непосредственность бытия, идея как цело-купность в этой форме есть природа» 13. Переход от логики к природе — это переход к такой сущности, которая является ее прямой противоположностью, отрицанием. «Абсолютная идея, абстрактная идея, — отмечал К. Маркс, — ...решается свободно отпустить из самой себя природу, скрывавшуюся в ней только в качестве абстракции, в качестве мысленной ве­щи, т. е. покинуть абстракцию и взглянуть, наконец, на сво­бодную от нее природу» и.

В логике идея развивается в форме понятий, в природе она проявляется в форме чувственных предметов, образую­щих «систему ступеней, каждая из которых необходимо выте­кает из другой и является ближайшей истиной той, из кото­рой она проистекала...» 15. Механизм необходимо ведет к хи­мизму, химизм к организму, который представляет собой единство этих ступеней и вместе с тем противопоставляет се­бе их как свою неорганическую природу. Достигнув жизни, природа, в сфере которой идея обретает свою собственную сущность, необходимо переходит в высшую сферу — дух. Вос­хождение природы по ступеням, таким образом, состоит в том, что «она выходит из своей непосредственности и внеш­ности... и входит внутрь себя, чтобы Сначала стать живым су­ществом, а затем снять также и эту определенную форму, в которой она есть лишь жизнь, и породить себя к духовному существованию, которое является истиною и конечною целью природы и истинной действительностью идеи» 16.

Дух выходит из природы, но есть результат не только при­роды, но и логической идеи. Дух «сам порождает себя из тех предпосылок, которые он себе создает, из логической идеи и внешней природы, в одинаковой мере являясь истиной и той, и другой, т. е. истинной формой только внутри себя и только вне себя сущего духа» 17. Его развитие идет в направлении все более высокой формы познания того, что он есть. Такой наивысшей формой, в которой дух приходит к осознанию се­бя, оказывается философская система Гегеля.

Таким образом, абсолютная идея развивается в направ­лении от 'непосредственного к опосредованному, от простого к сложному, от абстрактного к конкретному.

Каждое поня-

13 Там же, с. 310.

14 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 639.

15 Гегель Г. В. Ф. Философия природы. М—Л., 1934, с. 28.

16 Там же, с. 33.

17 Гегель Г. В. Ф. Соч., М., 1956, т. 3, с. 39. .

8

тие несет в самом себе «свое другое», свою противополож­ность или отрицание, которое, по Гегелю, есть «новое поня­тие, но более высокое, более богатое понятие, чем предыду­щее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противополож­ностью; оно, стало быть, содержит предыдущее понятие, но содержит больше, чем только его, и есть единство его и его противоположности» 18. Развитие мыслится поэтому как пере­ход одной противоположности (ступени) в другую, более бо­гатую определениями и содержанием в силу удержания в се­бе, в «снятом» виде, предшествующего содержания, т. е. как рост богатства содержания. «...На каждой ступени дальней­шего определения всеобщее возвышает всю массу своего предшествующего содержания и не только ничего не теряет от своего диалектического движения вперед, не только ниче­го не оставляет позади себя, но несет с собой все приобре­тенное, и обогащается и сгущается внутри себя» 19.

Поскольку переход в свою противоположность носит необ­ходимый характер, развитие проходит закономерную последо­вательность ступеней, где высшая ступень необходимо обус­ловлена и порождена низшей. При этом детерминация имеет не только непосредственный, но и, так сказать, сквозной ха­рактер. Каждая последующая ступень развития детермини­рована предшествующей, а весь ряд ступеней развития детер­минировав всеобщим (абсолютной идеей). Абсолютная идея выступает у Гегеля как «субъект» всех своих изменений. Она представляет собой не нечто неподвижное, застывшее, а процесс самостановления, саморазвития. Для Гегеля главное со­стоит в том, чтобы «понять и выразить истинное не как суб­станцию только, но равным образом и как субъект»20. Ре­зультат без пути, приведшего к нему, по Гегелю, есть ничто, «...Суть дела — писал он, — исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением, и не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением»21.

Для выражения идеи единства мирового процесса Гегель использует образ круга. Единый мировой процесс представ­лялся им в виде кругов, переходящих один в другой и образу­ющий единый круг. Каждая группа понятий (категории бы­тия, категории сущности и т. д.) образует круг, в котором первая категория как нечто непосредственное снимается вто­рой, а третья, будучи их единством, как бы восстанавливает непосредственное на более высокой основе и служит началом нового круга. «Каждый шаг вперед в поступательном движе-

18 Гегель Г. В. Ф Наука логики. М., 1970, т. 1, с. 108.

19 Там же, с. 306—307.

20 Гегель Г. В Ф. Соч., М., 1959, т. 4, с. 9.

11 Там же, с. 3.

9

нии, каждое дальнейшее определение, удаляясь от неопреде­ленного начала, представляет собой также возвратное при­ближение к последнему, и тем самым.., — идущее назад обо­снование начала и идущее вперед дальнейшее определение его — совпадают воедино и есть одно и то же»22. Развитие, таким образом, сводится к раскрытию определений идеи, ее обогащению и вместе с тем к самоуглублению, или возвраще­нию идеи к себе. То есть развитие представляется некоторым замкнутым в себе кругом. Абсолютный дух как сущность все­го сущего «есть становление себя самого, круг, который пред­полагает в качестве своей цели и имеет началом

<< | >>
Источник: Васильева Т.С.. Химическая форма материи и закономерный мировой про­цесс. 1984

Еще по теме § 1. Концепция закономерного мирового процесса в работах Гегеля:

  1. § 2. Концепция закономерного мирового процесса в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина
  2. § 1. Гегель и Энгельс о химизме как закономерном этапе единого мирового процесса
  3. § 3. Концепция закономерного мирового процесса в советской философской науке
  4. Глава 1. КОНЦЕПЦИЯ ЕДИНОГО ЗАКОНОМЕРНОГО МИРОВОГО ПРОЦЕССА
  5. Глава 2. ХИМИЗМ И ЕДИНЫЙ ЗАКОНОМЕРНЫЙ МИРОВОЙ ПРОЦЕСС
  6. Васильева Т. С.. Химическая форма материи и закономерный мировой про­цесс.1984, 1984
  7. Государство в форме конституционной монархии объявляется Гегелем высшим воплощением Мирового духа
  8. Вопрос №46. Формирование и закономерности развития мировой экономики
  9. Гегелю принадлежит и гениальная идея возникновения сознания в процессе труда
  10. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХОМЕТРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
  11. 4.1. Общие закономерности изменения познавательных процессов при длительном стрессе
  12. 2 РЕТРОСПЕКТИВА КОНЦЕПЦИЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
  13. Глава 5. РАЗВИТИЕ ХИМИЧЕСКОЙ ФОРМЫ МАТЕРИИ КАК ЗАКОНОМЕРНЫЙ ПРОЦЕСС
  14. 4. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ КАК ВАЖНЕЙШая ТЕНДЕНЦИЯ И ЗАКОНОМеРНОСТЬ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
  15. Схема 13. Концепции исторического процесса