<<
>>

Критика концепции репрезентационизма

C точки зрения концепции телесного познания сегодня под­вергается сомнению и становится объектом серьезной критики классическая для эпистемологии и когнитивной науки модель, согласно которой наш мозг обрабатывает информацию, посту­пающую из внешней среды, и вырабатывает соответствующую реакцию.

Осознается принципиальная недостаточность репре- зентационализма как до сих пор господствующей парадигмы в когнитивной науке и эпистемологии.

У. Матурана и Ф. Варела, к примеру, обосновывают, что жи­вые системы являются операционально замкнутыми система­ми, они находятся в циркулярном взаимодействии, структур­ном сопряжении с «внешней средой», которая на самом деле является частью их собственной организации. Трудно провести границу между тем, что является моим, а что не моим, что - внешним, а что - внутренним. Граница телесности познающего существа размыта, не определена точно, уходит в тот мир, кото­рый это существо познает и осваивает в своей деятельности.

Кроме того, живые системы - это своего рода китайские шка­тулки (или русские матрешки), которые есть целое, находящее­ся внутри другого целого, а это целое - еще более мощного цело­го и т.д.

Сложные структуры эволюции, как правило, подчине­ны принципу вложенности, масштабной инвариантности, само­подобия. Свойство масштабной инвариантности в теории слож­ных систем называют фрактальностью. Фрактальность возмож­на как в пространстве (самоподобие пространственных структур и конфигураций), так и во времени (вложенные циклы).

Наш мозг и сознание, которое, судя по всему, необходимо связывать не просто с мозгом, но и со всем телом, с его психомо­торной деятельностью, - это замкнутые, автономные, саморе- ферентные, относящиеся к самим себе системы. Вспомним B связи с этим, что еще Аристотель в своем сочинении «О душе» говорил о том, что восприятие открыто миру и зависит OT него, - человек, по крайней мере без особой практики, не мо­жет не воспринимать, - ум же, напротив, движется по кругу, мыслит самого себя.

Наш мозг и наше сознание не просто об­рабатывают информацию, поступающую из внешнего мира, и не просто строят внутренние символические репрезентации, которые представляют внешнюю реальность. Они скорее уста­навливают схемы изменения как проявления и как собствен­ной модели организации. Сознание организует внешнюю среду как продолжение самого себя.

Знание не есть просто репрезентация. Знание есть опреде­ленный соответствующей системой когнитивный процесс, а не составление карты объективного мира в субъективных когни­тивных структурах.

Идея о том, что сознание может создавать правильное пред­ставление о внешней среде, предполагает наличие некой внеш­ней контрольной точки, с которой можно судить о степени со­ответствия между представлением и реальностью. Сознание должно обладать способностью видеть и понимать мир с точки, находящейся вне его, что невозможно. Поэтому сознание соз­дает образы реальности как проявления его собственной орга­низации и взаимодействует с этими образами, модифицируя их в свете текущего опыта.

1.1.2.

<< | >>
Источник: Бескова И.А.. Природа и образы телесности . 2011

Еще по теме Критика концепции репрезентационизма:

  1. Критика гегелевской концепции меры
  2. Критика концепции перехода количества в качество
  3. Критика концепции постиндустриализма: в поисках исторических аналогов.
  4. Мера и проблема взаимосвязи качественных и количественных изменений (критика концепции перехода количества в качество)
  5. Положение об отрицании, критике, действии в истории заняло важнейшее место среди идей русских социалистов 40-х годов, идей, раскрывающих их концепцию закономерного движения общества к социализму
  6. О. С. Иоффе О. А. Красавчиков* О КРИТИКЕ НАУКИ И НАУЧНОСТИ КРИТИКИ
  7. СТОРОННИКИ, КРИТИКИ, КРИТИКИ КРИТИКОВ
  8. Материалистическая философия в Англии и Франции В философии XVIII в. объектом критики стала, помимо средневековой схоластики, метафизика XVI-XVII вв. В частно­сти, критике подвергался умозрительный характе
  9. Одиннадцать разрывов преемственности В шестидесятые годы, когда количество социальных критиков, смотревших вперед, превышало количество критиков, смотревших назад, стало обычным определять, по крайней мере, одиннадцать разрывов
  10. 68. Плюралистическая концепция права Б. А. Кистяковского, феноменологическая концепция Н. Н. Алексеева, интегральная школа
  11. Наиболее известной субстанциальной концепцией времени является концепция абсолютного времени классической физики.
  12. 4. КРИТИКА РЕЛИГИИ
  13. 2.2. Критика политического разума с позиции коммуникативной рациональности
  14. Тест 11. Как Вы относитесь к критике!
  15. 5.4.1. Критика и благодарность