<<
>>

Лекция 6. Основные принципы философии эпохи Ренессанса

Вопросы

1. Основные черты философии эпохи Возрождения.

2. Гуманизм философской мысли (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский)

3. Натурфилософия Ренессанса (Парацельс, Дж.

Бруно, Н. Коперник)

4. Социально-политическая мысль Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла)

Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период XIV-XVI века и характеризуется критическим отношением к средневековой традиции, апеллировавшей к Священному писанию и аристотелевской философии. Эта эпоха возникновения нового искусства, современного естествознания, новых политических и социальных концепций. Начинается возрождение античного образа жизни и способа мышления, по-новому предстает характер философствования, сам облик философа, его место в обществе.

В эту эпоху совершаются крупнейшие географические открытия, появляются технические изобретения: компас, телескоп, хронометр в виде часов и многие другие изобретения, способствовавшие прогрессу науки. Ручной труд заменяется машинным, появляются мануфактуры, активизируется торговля со всем миром, происходят преобразования в духовной жизни, старые феодальные, крепостнические отношения сменяются новыми, буржуазными.

Философия характеризуется антропоцентрическим стилем мышления, центром ее размышлений становится реальный человек в его отношениях с окружающим миром и людьми. Утверждаются идеи гуманизма, рационализма и индивидуализма, самоценности земной жизни, а значит возможности наслаждения и радости (гедонизм). Человек объявляется центром Вселенной, он может и должен преобразовывать природный и социокультурный мир в соответствии со своими потребностями и ценностными ориентациями.

Бог больше не рассматривается как сверхъестественная запредельная духовная сущность, первоначало, он растворяется в мире, в душе человека.

Все наполняется божественным духом и гармонизируется. Такое миропонимание обозначается философским термином пантеизм. Пантеистическая картина мира, отождествляя Бога и природу, обожествляет человека. Бог Возрождения - это не схоластический Бог. Он лишен свободы, он не творит мир «из ничего», он «со-участник» мира.

Наиболее адекватно картина мира Возрождения представлена в литературных и живописных произведениях Данте, Петрарки, Лоренцо Вала, Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи. В своих работах они прославляли величие и силу человека, пробуждение его духа и радости, тождество микро- и макрокосма.

В «Божественной комедии» Данте Алигьери (1265-1321 гг.) гениально выразил идеи о двойном предназначении человека, о самоценности земной жизни и человеческом достоинстве. Франческо Петрарка (1304-1374 гг.) описал земные чувства людей, новую нравственность. Бессмертие он понимал как славу человека среди других. Воспевая любовь, Петрарка утверждал, что любовь требует свободы человека как личности. Лоренцо Вала (1407-1457 гг.) создал этику, в основе которой лежит следование

Агеева Л.А., Фангина И.В. ФИЛОСОФИЯ. Генезис и история философии_____________________________ 53

единому принципу наслаждения на небе и на земле. Блаженство он понимал не просто как чувственное наслаждение, а как достойное человека существование, включающее в себя честь и добродетель. Великие художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль своим искусством поднимали человеческую красоту на небывалую высоту.

Вершиной гуманизма является Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.), «властитель дум» гуманистически мыслящей европейской интеллигенции. По его учебникам обучалась латыни вся прогрессивная Европа. Он осуждал пороки католического духовенства, внешнюю обрядовую религиозность, пышность культа, нетерпимость церковников, оправдание ими грабительских войн.

Единомышленником Эразма был французский мыслитель, гуманист Мишель Монтень (1533-1592 гг.) По его мнению, человек есть существо сомневающееся, ибо ему дано такое свойство как сознание.

Скептицизм Монтеня жизнелюбив, он приводит к познанию мира и не позволяет самоуспокоиться на вере в догматы церкви. Человек не может пассивно ждать своего счастья, а вправе стремиться к нему в земной жизни.

Натурфилософия Возрождения представлена гениальными Леонардо да Винчи, Николаем Кузанским, Николаем Коперником, Джордано Бруно.

Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) был не только великим художником, но и великим ученым. Он выступает перед нами, как создатель анатомии, инженер, архитектор, химик. Он писал, что знание о предметах выросло из чистого опыта. Опыт - учитель, природа - подлинный объект философии и науки. Истинная наука та, которую опыт заставил пройти сквозь чувства, и которая продвигается к цели постепенно и при помощи истинных заключений.

В эпоху Возрождения усиливается тенденция к практической науке, которая может способствовать господству человека над природой и улучшению его жизни. Появляются теоретики науки и практики. Среди практиков, стремящихся получить быстрый результат, используется магия,

Агеева Л.А., Фангина И.В. ФИЛОСОФИЯ. Генезис и история философии_____________________________ 54

алхимия, астрология и пр. Таким магом был Парацельс (1493-1541 гг.). Он понимал природу как живое целое, пронизанное магическими силами. Магико-алхимическое понимание природы Парацельсом отличается активистским духом, стремлением управлять природой с помощью тайных оккультных сил.

Николай Кузанский (1401-1464 гг.) духовный деятель и ученый, предшественник Коперника. Им была высказана догадка о том, что Земля является одним из многих небесных тел и подобно другим светилам совершает движение. Неподвижность земли только кажущаяся. У него уже появилась пантеистическая идея: природа - это бесконечный бог.

Джовани Пико делла Мирандола (1463-1494 гг.) - представитель пантеистических идей неоплатонизма. Его учение эклектично. Но в нем он говорит о человеке как особенном микрокосмосе, как существе, которое отражает в себе общие закономерности большого мира.

Особое значение имело постепенное преодоление ненаучных средневековых воззрений на мир, основанных на схоластике. Были опровергнуты представления о Земле как о сотворенном богом неподвижном центре Вселенной. (теория Птолемея) Поворотным пунктом в этом

отношении стало учение Н. Коперника, выдвинувшего и обосновавшего гелиоцентрическую систему. Николай Коперник (1473-1543 гг.) своим учением о гелиоцентрической системе мира указал единственно верный путь к раскрытию законов природы, положив в основу данные наблюдения, опыта. Коперник, в противоположность мнению Аристотеля - Птолемея, предположил, что первой и высшей из сфер вселенной является сфера неподвижных звезд. Затем следуют планеты, совершающие путь вокруг Солнца. Земля одна из таких планет. И значит, в центре мира не Земля, а Солнце. С открытия Коперника места для Бога, центра мироздания не осталось. Концепция Коперника полностью разрушила теоцентризм и поэтому носила революционный характер. Позднее Иоганн Кеплер (1571­1630 гг.) уточнил модель Коперника и вычислил, что планеты движутся по

Агеева Л.А., Фангина И.В. ФИЛОСОФИЯ. Генезис и история философии_____________________________ 55

эллипсам, в центральном фокусе которых находится Солнце. Он сформулировал законы перемещения планет по их орбитам.

Дж. Бруно отстаивал идею множественности миров, бесконечности и самодвижения природы. Джордано Бруно (1548-1600 гг.) представитель натуралистического пантеизма. Вселенная божественна, но у него Бог растворен в природе, в отличие от Н. Кузанского, у которого природа была растворена в Боге. (теологический пантеизм). Во Вселенной бесконечное число миров, и ни один из них не создан богом. Вселенная должна рассматриваться в ее истории, а история эта есть сплошное свидетельство многообразия и неисчерпаемости богатства природы.

Бруно резко критиковал средневековых схоластов, называя их бездельниками, жуликами и шарлатанами. За отказ отказаться от своих взглядов он был сожжен инквизицией.

В эпоху Возрождения появились социальные утопии Т.

Мора и Т. Кампанелла, в которых проповедовались идеи равенства людей, ликвидации частной собственности. Томас Мор (1478-1536 гг.). был английским социалистом-утопистом. Его идеи нашли выражение в работе «Утопия». В своей «Утопии» он развивает концепцию платоновского «Государства», будучи убежденным, что от правителя, как из какого-нибудь источника, распространяется на весь народ все доброе и злое. Главнейшей опорой государства является справедливость. Жизнь общества должна быть организована на принципах республиканской демократии, выборности начальства, отсутствии религиозного преследования. У жителей «Утопии» нет частной собственности, нет классов, труд становится жизненной и моральной потребностью всех островитян, однако есть рабы из числа преступников, которые выполняют самые тяжелые и грязные работы. Человек есть высшая ценность, и поэтому должен жить счастливо, работать по способностям и получать по потребностям. Сформулированные в «Утопии» идеи нашли свое дальнейшее развитие в философских системах последующих веков. (Мор. Т. Утопия, М., 1978, с. 125).

Агеева Л.А., Фангина И.В. ФИЛОСОФИЯ. Генезис и история философии_____________________________ 56

Томазо Кампанелла (1568-1639 гг.) свой идеал общественного устройства отразил в работе «Город Солнца». Он считал главной причиной всех бедствий в обществе неравенство людей и полагал, что упразднение частной собственности искоренит различие между интересами личности и интересами государства, которым должны управлять философы. Все граждане должны одинаково трудиться и одинаково получать по потребностям продукты труда. Они отвергают войны, но если же нападают на них, они все встают для защиты Отечества, включая и женщин. Кампанелла разработал всеобъемлющую систему воспитания и подготовки молодого поколения, в которой учитывается природная предрасположенность каждого индивида. Молодые люди получают должности в областях тех наук и ремесел, где они преуспели больше всего. (Кампанелла. Город Солнца. М., 1954, с. 49-50).

Таким образом, основное значение переходной исторической эпохи Возрождения заключается в ломке старых, религиозных представлений о природе, духовном мире человека и обществе, разработке основ материалистических мировоззренческих ориентаций, опирающихся на достижения естествознания. Начинает формироваться новый подход к осмыслению социальных процессов. Он базировался на естественных особенностях людей, их земных интересах, учитывал исторические условия существования, ориентировался на общественные идеалы свободы, равенства и братства, рожденные культурой Ренессанса.

<< | >>
Источник: Агеева, Л.А.. Генезис и история философии . 2010

Еще по теме Лекция 6. Основные принципы философии эпохи Ренессанса:

  1. Основные исторические эпохи в философии
  2. Лекция 8. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения и роль немецкой классической философии в развитии европейской философской традиции.
  3. Ренессанс институтов, правовых систем и философии
  4. Лекция 9. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
  5. Лекция 4. Особенности классической греческой философии и основные проблемы эллинизма
  6. Лекция 10. Основные стратегии развития неклассической западной философии в ХХ веке
  7. Темы 7, 8. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения о сущности бытия
  8. ЛЕКЦИЯ № 1. Адвокатура: понятие, роль в обществе, основные принципы
  9. Глава 3 Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция § 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
  10. 4 Философия эпохи Возрождения.
  11. ГЛАВА 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  12. ЛЕКЦИЯ 2 ФИЛОСОФИЯ KAK ДУХОВІІОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ОСНОВНОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ И ВЫХОД K ТРАГИЧЕСКИМ ПРОТИВОРЕЧИЯМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
  13. §1.1. Философия древности, средневековья, Нового времени и современной эпохи: становление и развитие проблемы смысла жизни