<<
>>

Лекция 2. Становление философии в культуре древних цивилизаций

Востока

Вопросы

1. Специфика древневосточной философии: основные черты.

2. Основные принципы философской мысли Древней Индии.

3. Философские школы Древнего Китая: даосизм, конфуцианство, легизм.

Древневосточная философия носит религиозный характер. Она направлена на интеллектуальный поиск истины, на стремление человека найти путь к спасению и освобождению от мирской суеты. Специфика восточных философских систем в том, что они обладают практической значимостью, строгостью и обоснованностью. Основная их цель заключается в раскрытии тайны мироздания и решении проблемы жизни, смерти и бессмертия (круговорот). Впервые в историко-культурном опыте человечества был сформирован нравственный идеал человека, предполагающий слияние с первоначалом и достижение гармонии.

Особыми чертами философии Древнего Востока являются традиционализм, утверждающий слепое следование уже устоявшимся в обществе нормам и ценностям, и интровертность, проявляющаяся в аскетизме (отрешении от земных чувственных благ), обращении на внутренний духовный мир человека.

В то же время восточная философия из-за своей практичности не смогла сформировать категориальный аппарат. В своих рассуждениях она использует метафорические понятия, часто не имеющие смысла. В отличие от более поздней древнегреческой философии, она не опирается на рационализм, в ней нет критичности мышления, в силу ритуализации, и она не носит авторского характера.

Причинами формирования философских школ Древней Индии являются жесткая кастовая система, не предполагающая перехода человека из одной касты в другую, отсутствие свободомыслия, стремление человека слиться с первоначалом - Брахманом. Все принципы мироустройства зафиксированы в основных философских текстах индусов Веды (обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными явлениями) и Упанишады (философские комментарии к Ведам).

Основная проблема этих произведений - взаимосвязь человека с Космосом, круговорот жизни и смерти, достижение блаженства.

На Ведах основывался брахманизм (учение брахманов - священников, жрецов) как система религиозно-философских взглядов, утверждающих принцип колеса перерождений (сансары), идеи воздания (кармы), нравственный идеал, возможность изменить свою судьбу и достижение душевного покоя (нирваны). Согласно учению о сансаре человеческая жизнь - это определенная форма бесконечных перерождений. Будущее рождение индивида определяется законом кармы. Из дел и поступков, совершенных в предшествующих жизнях, складывается земное будущее человека, и важнейшая его задача - освобождение от мира объектов и страстей, постоянное нравственное совершенство.

В индийской философии акцент в познании делается не на внешних предметах, а на собственном сознании. Для этого используется особая техника сосредоточенного созерцания - медитация. Цель ее - восхождение человеческой души (Атмана) к Абсолюту Брахману. Переживание мистического единства, слияние Части с Целым, выступает в индийской философии как первый и главный метод знания.

Философская мысль Древней Индии включает в себя шесть ортодоксальных систем (ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога, веданта). Первые три являются второстепенными, а последние оказали влияние на развитие религиозно-культурной традиции Индии.

В центре системы санкхья - два безначальных активно взаимодействующих начала: пракрити (материальная субстанция, энергия) и пуруша (духовное начало). Духовное начало придает материальному началу

Агеева Л.А., Фангина И.В. ФИЛОСОФИЯ. Генезис и история философии____________________________ 14

форму. Их взаимодействие является первопричиной возникновения и существования всего феноменального мира. Основной философский смысл сводится к тому, чтобы пуруша освободился от материи, а значит, от состояний перерождений и обрел блаженство.

Методом достижения этой цели является йога. Философская школа йоги носит практический характер.

Она учит человека подавлять свое сознание, ощущения, свою физическую активность и готовиться к вечному блаженству.

Система Веданта принадлежит к числу наиболее философски насыщенных и емких учений. Источником всего сущего является Брахман. Он един и неделим. Духовное начало человека - Атман тождественен ему, что нашло свое выражение в знаменитой «формуле»: Брахман есть Атман. В каждом человеке содержится «искра божья». Поэтому, познавая себя, мы познаем Брахмана - бога. Полностью это познание невозможно, но стремиться к этому необходимо. Надо искать себя и найти. Как? Избавиться от сансары («хоровода» жизни и смерти). Для этого, живя только нравственно, совершая только добрые дела, питая добрые мысли, произнося добрые слова, человек поступает в соответствии с законом космической эволюции, проходит реинкарнацию, обеспечивая себе лучшее положение в следующих жизнях.

Самым разработанным религиозно-этическим учением Древней Индии является буддизм. Буддизм является древнейшей мировой религией. Считается, что это учение было создано принцем Сиддхартха Гаутамой, прозванным Буддой, т.е. просветленным, которому после прохождения им сложных жизненных коллизий открылись четыре благородные истины:

1) жизнь есть страдание и поэтому зло. Стоит ли за нее держаться;

2) причина человеческих страданий и несчастной жизни в желаниях и постоянных стремлениях человека. Но круг возможностей меньше круга желаний, поэтому мы не сможем все их удовлетворить;

3) чтобы от этих желаний избавиться, необходимо их устранить или

Агеева Л.А., Фангина И.В. ФИЛОСОФИЯ. Генезис и история философии_____________________________ 15

совладеть с ними (желания нельзя подавить, их можно отпустить);

4) с помощью аскетизма, т. е. отрешения от чувственных земных желаний, через «правильное поведение» и «правильное знание» можно вырваться из цепи перерождений и достичь нирваны.

«Правильное поведение» и «правильное знание» основаны на следующих аскетических нормах:

1) правильное видение цели своего существования;

2) правильная мысль, внутренняя дисциплина;

3) правильная речь , самопостроение своего « Я»;

4) правильное действие, научиться жить в согласии с самим собой;

5) правильный образ жизни, без нарушений вышеназванных требований;

6) правильное усилие, требующее волевого самопринуждения и нравственного анализа своих устремлений;

7) правильное внимание, предполагающее строжайшую дисциплину мышления;

8) правильное сосредоточение - медитация, как успокоение духа через мистическое единство его слияния с Космосом (нирвана).

Человек должен сам искать применение своим нравственным усилиям и быть благодарным миру за предоставленную возможность заниматься самосовершенствованием.

Наряду с буддизмом, неортодоксальными древнеиндийскими учениями являются чарвака и джайнизм.

Чарвака - материалистическое учение, отрицающее концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Основа сущего - материя в виде четырех элементов: земли, огня, воды и воздуха. Жизнь - производное от этих элементов. В основе познания лежит чувственное восприятие мира. Истина лишь то, что познается посредством чувств.

Джайнизм возник в VI в. до н.э. В основе учения - проблема бытия личности, которое состоит из духовного (джива) и материального (аджива)

начал. Карма связывает дживу и адживу и рассматривается в джайнизме как тонкая материя. Это соединение и приводит к возникновению личности.

Джайнисты образуют общины из мужчин и женщин и делятся на аскетов и мирян. Аскеты полностью отрешаются от прелестей жизни, даже не носят одежды, а миряне соблюдают супружескую верность и ограничивают себя в наслаждениях. Джайнисты должны соблюдать четыре обета: не наносить вреда живому; быть правдивым; не воровать; не иметь привязанностей, быть отрешенным.

Как видим из всех вышеперечисленных направлений, в основе индийской философии - учение о человеке и его назначении. Но смысл этих учений - аскетическое бегство от мира, от его проблем. Человек ищет себя в себе. Истина в духовном мире самого человека, в его самосовершенствовании и слиянии с космосом (достижение нирваны - вечного покоя и блаженства).

Если в индийской цивилизации акцент делался на индивидуальном духовном мире человека, в силу сложившихся социальных условий, то в китайской культуре действует высокая социальная мобильность и взаимодействие человека с окружающей реальностью.

Философия Древнего Китая представлена тремя школами: даосизмом, конфуцианством и легизмом.

ДАОСИЗМ - это влиятельное религиозно-философское учение, основанное китайским философом Лао-Цзы.

В своем сочинении «Книги о пути и добродетели» он изложил свою философию всеобщей предопределенности. Даосизм как народная религия ставит своей целью раскрыть перед человеком тайны мироздания, вечные проблемы жизни и смерти.

Основное понятие даосизма - Дао. Это первопричина и, одновременно, конечная цель, завершение бытия. Оно возникает из слияния темноты и света. Его постижение невозможно с помощью органов чувств, оно проявляется через силу добродетелей. Основными добродетелями являются долголетие, богатство, созерцательность. Человек должен познать Дао, встать на путь «естественного совершенствования», которое проявляется в слиянии человека с природой. Человек - это микрокосм, его тело смертно, а дух растворяется в мировом духовном пространстве.

Все сущее делилось на два противоположных начала (инь - ян): женское и мужское. Мужское начало (ян) ассоциировалось с Солнцем, со всем светлым, ярким и сильным. Женское начало (инь) связано с Луной, оно темное, слабое, спокойное. При их взаимодействии образуется гармония. В китайской философии начало (ян) представляет небо, а инь - землю.

Небо вторично по отношению к дао. Земля вторична по отношению к небу. А человек вторичен по отношению к земле. Человек следует законам земли, земля законам неба. А небо законам дао, а дао следует самому себе. Но мудрый человек может следовать сразу законам дао. Для этого его жизнь должна быть деянием без борьбы. Он должен принимать жизнь такой, какая она есть (фатализм). По этому учению получается, что жизнь наша нам совсем не принадлежит. Она есть сумма от нас не зависящих факторов и условий. Человеческая жизнь как полет стрелы. Она летит в том направлении, которое задают ей факторы и условия, их формирующие. А раз от человека ничего не зависит, то он ни за что и не должен отвечать. Его надо принимать таким, какой он есть.

Свобода от долженствования, от напряжения, от борьбы и погони за чем-то, что наполняет жизнь страданиями, а стало быть, свобода от страданий - вот результат естественного фатализма, пропагандируемого даосизмом.

Философско-этическим направлением Древнего Китая является конфуцианство. Основоположником этой школы был Конфуций. В центре конфуцианства проблемы взаимоотношений между людьми, проблемы воспитания, проблемы управления. Конфуций был социальным реформатором. Но его идеалы были не в будущем, а в прошлом, в котором люди вели себя достойно, отличались прямотой, учились, чтобы совершенствовать себя, избегали людей с грубыми выражениями и

Агеева Л.А., Фангина И.В. ФИЛОСОФИЯ. Генезис и история философии_____________________________ 18

некрасивыми манерами, сторонились общества, где нет порядка.

Основная идея учения Конфуция - формирование идеала совершенного человека («благородный муж») и достижение социальной гармонии. «Благородный муж» должен обладать пятью добродетелями: гуманность (человеколюбие, милосердие), соблюдение долга, исполнение ритуала, справедливость, доверие к людям. В своих деяниях он руководствувается чувством меры.

Учение Конфуция о человеколюбии и сострадании тем не менее защищало строго иерархическую организацию общества. Для Конфуция обязанности личности определяются ее социальным положением. Взаимоотношения в этой социальной иерархии сравнимы с «ветром и травой». Трава ведь гнется туда, куда дует ветер. Так, госслужащие должны подчиняться правителю, жены - мужьям, дети - родителям, молодые- старшим, друг-другу. У каждого должны быть свои обязанности. Народ должен плодотворно трудиться на правящий класс. Вот почему конфуцианство всегда поддерживалось теми, кто был у власти Поднебесной. Но вместе с тем Конфуций подчеркивал, что главное средство управления народом в силе примера и убеждения, а не в голом принуждении.

Первыми, кто оспорили утверждения Конфуция, что в управлении людьми необходимо опираться на этические нормы поведения, были легисты (законники). Они выступали за приоритет закона, исходя из уверенности в изначально злой природе человека. Порядок в государстве может обеспечить лишь всеобщее жестокое повиновение закону.

Легисты внесли в социальное управление страной ряд положений, обогативших впоследствии социальную философию в целом.

Так, легисты настаивали 1) на необходимости контроля и вмешательства государства в экономику; 2) подбор управленческих кадров осуществлять не по наследству, а через сдачу квалификационного экзамена;

3) на равенстве всех перед законом; 4) на отказе управлять современными людьми старыми методами, годными в прошлом. Предлагались ими и

средства наказания и поощрения, регулирующие исполнение законов.

В целом, легизм обосновывал сильную государственную власть, опираясь на закон, насилие, армию, аристократию.

Таким образом, в отличие от древнеиндийской философии, в древнекитайской философии человек самоценен как личность, а не как простая составляющая Космоса.

<< | >>
Источник: Агеева, Л.А.. Генезис и история философии . 2010

Еще по теме Лекция 2. Становление философии в культуре древних цивилизаций:

  1. СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО КИТАЯ
  2. ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  3. Лекция 9. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
  4. Лекция 5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
  5. Лекция 7. Проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
  6. Раздел 3 Рождение индустриальной цивилизации и противоречия мирового развития (XVIII – первая половина XIX вв) Глава 1 Революции и реформы в становлении западной цивилизации
  7. Семинар 1. Становление философии. Роль философии в жизни человека и общества
  8. Сабатино Москати. Цивилизации Древнего Востока, 2010
  9. древние цивилизации америки
  10. 2.2. Цивилизации древнего мира
  11. § 1. Общая характеристика древнейших цивилизаций
  12. Культура и цивилизация
  13. Тема 1.1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре
  14. Тема 17. Цивилизация и культура. Типы культуры
  15. Древнейшие цивилизации долины реки Инд.
  16. § 18. Становление советской цивилизации
  17. § 3. Становление европейской феодальной цивилизации
  18. § 8. Древнейшие цивилизации Америки
  19. § 9. Другие древние цивилизации