<<
>>

Лекция 5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре

Вопросы

1. Значение римской философии (I -V вв. н.э.)

2. Становление религиозной картины мира. Этапы и основные проблемы философии в эпоху Средневековья.

3. Соотношение веры и разума в философской традиции средних веков (Тертуллиан, Августин, Абеляр).

4. Схоластика и ее систематизация в философии Фомы Аквинского.

Когда греческие полисы потеряли свою независимость, и Греция

Агеева Л.А., Фангина И.В. ФИЛОСОФИЯ. Генезис и история философии_____________________________ 41

оказалась под властью сначала Македонии, а затем Рима, греческая культура, испытав на себе известное влияние древневосточных культур, приобрела мировой характер. Несмотря на поражение Греции в борьбе с Римом, влияние греческой культуры на римскую постепенно усиливалось. Проигрывая Риму геополитически, Греция побеждала его духовно.

Синтез римской и греческой культур, органическое соединение греческой духовности и римской гражданственности, утраченной в Греции, но все еще живой в республиканском Риме, продолжил Цицерон - римский оратор и писатель.

Цицерон в своих речах и трудах утверждал возможность применения философии к жизни, как частной, так и общественной. Такая убежденность выражает характерный для римлян практицизм. Римлянам не нужны были искусство для искусства, философия для философии. Философия должна была стать руководством их будущей жизни. Мудрость, которая не помогает в жизни, не пользуется спросом, поэтому в своих трудах Цицерон критиковал противоречивые взгляды скептиков, стоиков, эпикурейцев, сталкивая их как спорщиков.

Цицерон создал не только латинский литературный язык, но и латинскую философскую терминологию, которая, будучи продолжена Сенекой и другими латиноязычными философами, вошла в средневековую латиноязычную культуру. Цицерон, высоко ценя мудрость, как знание добра и зла, возвышал образ философа не как философоведа, а как мудреца.

Он утверждал, что «... никто из глупцов не может быть счастливым, нет мудреца, который был бы несчастен».

В римский период выразителем греческого стоицизма выступал Сенека, а линию Демокрита-Эпикура продолжил Лукреций Кар.

Согласно Сенеке, в мире все подчинено строгой необходимости в силу наличия Бога. Он - правящая сила, властвующая над разумом (логосом). Эта сила носительница высшего блага и мудрости. Смысл жизни заключается в том, чтобы достигнуть абсолютного душевного спокойствия. Жизнь следует

Агеева Л.А., Фангина И.В. ФИЛОСОФИЯ. Генезис и история философии_____________________________ 42

посвящать самосовершенствованию и избегать участия в общественных и политических делах. Фундаментом межличностных отношений должна быть братская любовь

Этика Сенеки - это этика пассивного героизма. Так как в жизни ничего изменить нельзя, можно только презирать ее напасти. Сенека при всем его фатализме и проповеди покорности судьбе восхваляет здравый ум, мужественный и энергичный дух, благородство, выносливость и готовность ко всякому повороту судьбы.

Лукреций Кар был поэтом и основные свои взгляды, не будучи оригинальным, изложил в поэме «О природе вещей», где повторяет идеи Демокрита о первоначалах (атомах) как неделимых частицах, вечных и неизменных Закон сохранения бытия принимает у Лукреция форму закона вечности и полной неизменности первоначал.

Все атомы как разнородные, так и однородные, отличающиеся движением, ударами, тяжестью, сочетаниями, положением, промежутками между ними, образуют физические сочетания - вещи. В поэме философ рассматривает движение, пространство, время, природу, вещи, их свойства и даже пытается объяснить происхождение жизни (происхождение живого из неживого). Он опровергает существование загробной жизни. Смерть и жизнь не разделимы, всему, что сложено из первоначал, положен предел, гибель сложного справедлива и естественна. А душа у Лукреция телесна и находится в физическом теле. Это возможно, так как тело состоит из первоначал и пустоты и душа находится в пустоте.

От души образуются чувства и ум. Лукреций был третьим и последним атомистом античности.

Конец классической греческой и эллинистической культуре был положен христианством.

Философский разум был доступен немногим образованным, а религиозный миф о загробном воздаянии охватил широкие массы народа. Возник новый идеал: культ святости, душевной чистоты, спасения и нравственного возрождения, имеющего начало в земной жизни и

Агеева Л.А., Фангина И.В. ФИЛОСОФИЯ. Генезис и история философии____________________________ 43

переходящего в вечное блаженство в высшем (загробном) мире. Христианство, первоначально проявившее заботу о бесправном и отверженном человеке, объявило братскую любовь нормой отношения между людьми без различия народности, расы, пола и общественного положения.

Мифы греков были связаны главным образом с явлениями жизни и жизнедеятельности. Христианские же мифы с самого начала своего распространения явились мифами спиритуалистическими, мифами о сверхъестественном, о спасении бессмертной души, о преображении и чуде как прорыве слепой необходимости и безличной закономерности. Эти мифы о спасении воспринимались как панацея от всех бедствий.

Античная рационалистическая философия не смогла устоять против натиска антиинтеллектуализма нового религиозного мышления, ставившего вместо разума и логики веру в сверхъестественное и культ.

Правящие круги римской империи увидели в христианстве возможность мировоззренческого объединения завоеванных народов и целый ряд лояльных к властям положений (« власть от Бога»; проповедь смирения и др.) и поэтому поддержали, после периода преследований, христианство. Так началась эпоха, получившая название средневековья (I-II вв. - XIV-XV вв. н.э.).

Переосмысление античных ценностных ориентиров стало одной из важных составляющих установления средневековой культуры. Своеобразие нового типа философствования заключается в его сопряженности с религией, основанной на принципах монотеизма (христианства) и откровения. Философия становится служанкой богословия.

Христианство положило начало совершенно новой культуре, признававшей в человеке личность как земное воплощение Бога. Главной проблемой этой философии являлась проблема взаимоотношения Бога и мира, Бога и человека. Формируется теоцентрический стиль мышления, основанный на аскетическом отношении к земной жизни. Целью аскетизма является достижение возвышения духа, освобождение от материальных и плотских потребностей.

Мир сотворен из ничего божественным разумом, он рационально устроен и постижим человеком. Бог творит свободно в акте своей воли на благо. Человек предстает образом и подобием Бога, должным следовать Священному писанию (Библии как слову божьему). Мир в сознании человека был разделен на видимый, материальный мир и божественный. Невидимый, божественный мир был важнее мира реального. Объяснялось это тем, что по христианской доктрине вечная жизнь души наступала только после смерти.

В средневековой культуре изменяются античные представления о человеке как смертном теле и бессмертной душе. Человек Средневековья опирается на три идеи христианства: 1) идею греховности всего

человеческого рода; 2) идею спасения, которое необходимо каждому человеку; 3) идею искупления перед Богом в загробном мире. Отсюда человек предстает как греховное тело, бессмертная душа и божественный дух, способствующий преодолению всего земного для спасения души в божественном мире.

В развитии средневекового мировоззрения выделяется три этапа: апологетика, патристика, схоластика.

Период апологетики, (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген) - это период до 325 г., распространения и защиты христианства миссионерами, которые проповедовали идеи христианства среди населения, разъясняли их сущность и образовывали христианские общины, насаждая в них религиозную мораль.

Суровые условия становления раннего христианства вынуждали его бороться за свое сохранение. Вот почему первые христианские философы получили название апологетов. Они стремились убедить власть и образованных людей в оправданности христианского вероисповедания.

Апологеты выбирали разные направления интеллектуальной деятельности: одни вступали в полемику с язычеством, другие с еретиками, одни выражали приверженность эллинской духовной культуре, другие ее критиковали. Категория веры, которая отражает внерациональный способ постижения действительности, становится одной из центральных в христианской философии.

По мере того, как христианские общины становились прибежищем все большего числа богатых людей, менялась и их структура. В них постепенно выделились пресвитеры (старейшины), диаконы (служители), епископы (надзиратели), которые и составляли клир (избранные по жребию), осуществлявших богослужение и управление общинным имуществом. Клир и объявлял себя единственным носителем божественной благодати.

Первым христианским мыслителем был Тертуллиан. Ему принадлежит знаменитое выражение: «Верую, потому что абсурдно». Этим он хотел сказать, что за абсурдом, может скрываться великая тайна. Он считал, что социальная функция христианства не зависит от того или иного его философского обоснования. Между Академиями и церковью, между язычниками, еретиками и христианами не может быть ничего общего.

Еще одним апологетом был Климент Александрийский, который наоборот отстаивал необходимость веры и знания как нуждающихся друг в друге. В философии он не видел врага христианской религии, стремился объединить христианство с эллинской философией.

Непосредственным преемником Климента был Ориген, который пытался объединить христианство с платонизмом. Он сделал первую попытку в истории христианства дать систематическое изложение его «истин».

Параллельно с апологетикой развивалась патристика (II - VIII вв.) - учение «отцов церкви». Основными темами патристики являлись: тема Святой Троицы, то есть учение о единстве Бога в трех лицах - Бог-отец, Бог- сын, Бог-дух святой; учение о Богочеловеке - Иисусе Христе; тема богопознания; обобщение практики духовной жизни монахов.

Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики был Аврелий Августин Блаженный (354-430 гг.). Он причислен католической церковью к лику святых.

Основными работами Августина являются

Агеева Л.А., Фангина И.В. ФИЛОСОФИЯ. Генезис и история философии_____________________________ 46

«Исповедь», в которой излагается его биография, и «О граде Божьем», посвященной проблемам добра и зла. Целью этих работ является побуждение язычников к обращению в христианство. Августина называли «молотом еретиков» и видели в нем наиболее раннего предшественника католической инквизиции.

Августин систематизировал христианское мировоззрение, стремясь представить его как целостное и единственно верное учение. В процессе этой систематизации он использовал принципы неоплатонизма. От философов эллинистическо-римской эпохи Августин перенял практическо-этическую установку в соответствии с положениями и задачами христианства.

Фундаментальной идеей его богословия является идея Бога и его отношение к миру. Решая проблему бога и мира, Августин утверждал, дуализм бога и мира. Бог абсолютно не зависит от природы и человека. Природа и человек, напротив, полностью зависят от бога. Отсюда - превосходство души над телом, воли и чувств над разумом.

Все вещи, все существа появились, согласно Августину, в результате божественного творчества (креационизм). Материю он считал абсолютно бесформенным и пассивным субстратом. В сразу законченном виде были сотворены вода, земля, воздух, огонь, небесные светила, ангелы и человеческие души. В этом утверждении полностью исключается идея эволюции. Творя мир, бог исходил из тех идей, которые заключены в его уме. Сотворив преходящие вещи, бог создал и меру их изменения, т.е. время.

Бог является важнейшим предметом познания, все остальное преходяще и бессмысленно. Ему присуща божья воля в божественном интеллекте. Полная и непосредственная зависимость природы и человека от бога как сверхприродной личности приводила при таких предпосылках к положениям крайнего фатализма. Бог ни на один миг не оставляет своего попечения над миром. Августин утверждал превосходство веры над разумом. Веру в божественный авторитет, зафиксированный в Священном писании, он провозглашал основой и главным источником знаний.

Направленность к Богу естественна для человека, и только через соединение с ним и испытание своей души человек обретает счастье. Это происходит в силу того, что душа человека близка Богу и бессмертна. Превосходство души над телом требует заботы о ней и подавления чувственных желаний. Основой духовной жизни, по Августину, является воля, а не разум. Благодаря воле человек свободен и сам может осуществлять выбор между добром и злом. Августин, таким образом, оправдывает Бога за то зло, что творится в мире. Бог создал мир на благо, а человек сам совершает зло, потому что его душа имеет нечистые помыслы. Оправдание Бога за зло в мире Августин обозначает понятием теодицея.

В отличие от ортодоксального христианства, Августин рассматривает не абстрактного человека, должного слепо следовать Библии, а духовного, особенную личность, наделенную совестью. Через совесть человек узнает волю Бога. Истину о Боге помогает постичь вера. Истина в душе человека, а не в мире. Человек достигает истины через сомнение. Условием прозрения истины служит чистая душа, освобожденная от зла.

Социально-политическое учение Августина основано на идеи неравенства, которую он отстаивает как вечный и неизменный принцип общественной жизни. В духовном плане все люди равны перед Богом. После прихода Иисуса Христа в мир земной, Божий град расширяется и привносит людям спасение и милосердие. В земном мире остаются злые и эгоистичные люди, забывшие Бога, а добрые, милосердные переселяются в мир божественный.

Таким образом, Августин заложил основы новой христианской философии со всеми ее противоречиями между Богом и миром, верой и знанием, добром и злом. Он отошел от греческой философии, основанной на рационализме и объективизме, представил мир как творение сверхъестественной силы, воле приписал первенство над разумом.

Завершающим этапом средневековой мысли является схоластика (VIII-XIV вв.) - «школьная философия». Основные проблемы

Агеева Л.А., Фангина И.В. ФИЛОСОФИЯ. Генезис и история философии_____________________________ 48

схоластической философии: соотношение веры и разума; проблема

универсалий: борьба с мистицизмом. Схоластика как особый этап в развитии средневековой философии дала ряд новых для эволюции европейской мысли результатов:

- произошло самоопределение философии, которая опирается на разум, в отличие от теологии, опирающейся на веру;

- осуществилась систематизация и упорядоченность философских знаний;

- был достигнут синтез аристотелизма и ряда других положений античной философии с догматами христианства;

- на завершающей стадии средневековой культуры начались самоотрицание схоластики и идейная подготовка прорыва к новому мировоззрению.

Наиболее яркой фигурой этого периода является Абеляр (1070­1142 гг.). Его отличал критический подход к догматам церкви и софистам, их защищающих. Он говорил про них, что они любят словесную форму, но презирают душу смысла, за что и подвергался гонениям со стороны ортодоксальных церковников.

Абеляр утверждал, что античные философы еще до появления христианства пришли ко многим его истинам и у них нет никакой вины в том, что они не были еще крещены. (защита античной «языческой» философии)

В своих трудах он старался раскрыть взаимоотношения между догматами христианского вероучения и диалектикой как главным проявлением человеческого разума. Постоянно подчеркивал преимущество знания перед слепой верой. Он считал, что прогресс в вере возможен лишь на пути знания. Его радикальный рационализм в истолковании соотношения веры и разума, привел к определению веры как «предположения» о невидимых вещах, не доступных человеческим чувствам. Про него писали, что человек этот, относясь с подозрением к богу, согласен верить только тому, что он ранее исследовал с помощью разума.

Агеева Л.А., Фангина И.В. ФИЛОСОФИЯ. Генезис и история философии_____________________________ 49

С одной стороны, Абеляр считал себя верным сыном церкви, а с другой, выступал как острый диалектик, критикуя многочисленные противоречия в Писании.

Диалектику Абеляр понимал как 1) сомнение; 2) свободомыслие; 3) критику теологической проблематики. В вопросах морали Абеляр считал человека ответственным за свои поступки, а не полностью зависящем от бога. (индивидуализация морального поведения человека).

В период патристики актуальным был спор об универсалиях (понятиях), т.е. о существовании объективного содержания общих понятий. По данному спору сформировалось три позиции: реализм, номинализм и концептуализм.

Реалисты утверждали, что универсалии являются действительными.

Номиналисты полагали, что универсалии не существуют реально, а являются только именами.

Абеляр отказывался в этом споре от крайних позиций номиналистов и реалистов и отстаивал в номинализме объективность общего. Эта концепция получила название концептаулизма. Такая позиция подчеркивала опытно­индуктивное содержание универсалий.

Самым видным философом и святым католической церкви средних веков, представителем схоластики был Фома Аквинский (1224-1227 гг.). Главным трудом Фомы Аквинского является «Сумма теологии», в котором разрабатывается католическая догматика. Фома Аквинский является основателем томизма, в котором находит свое законченное выражение схоластика, постепенно вытеснившая философию Августина.

Ф. Аквинский продолжает учение Аристотеля и показывает, что вера и разум гармонически сочетаются друг с другом. Человек руководствуется не только разумом, ему необходимо божественное откровение. Следует отличать истины разума от высших истин, познаваемых через Откровение. Хотя эти истины различны, они не противоречат друг другу. Вера предостерегает разум от ошибок, предназначение разума - служить вере: разум готовит сознание к восприятию веры, доказывая истины, которые вера

Агеева Л.А., Фангина И.В. ФИЛОСОФИЯ. Генезис и история философии_____________________________ 50

предопределяет; разум объясняет и развивает истины веры в научной форме.

Центральной проблемой его философии является проблема сущности и существования. Сущностью обладает все существующее, она постигается разумом. Но не сущность определяет существование, а наоборот. Чтобы существование появилось, нужен божий акт, воля творца, поэтому существование относится к сущности как действительность к возможности. В Боге нет различия между сущностью и существованием.

Основу жизни человека составляет его душа. Она бессмертна и лишена материи, обладает четырьмя способностями: питательной, вегетативной, чувственной и интеллектуальной. Душа еще до жизненного опыта обладает первым знанием, в частности о существовании Бога.

В учении об универсалиях Фома считается одним из главных представителей умеренного реализма, исходящего от Аристотеля (в то время как крайний схоластический реализм восходил к Платону, его утверждению, что идеи обладают наивысшей и наиболее реальной формой существования и не зависят от того, как их воспринимают люди). Аристотелевский реализм утверждал, что формы (универсалии) существуют в единичных вещах. Через единичное мы можем с помощью мышления познать универсалии, но сами универсалии не существуют независимо от вещей. Фома учил о трояком существовании общего (универсалий). Он утверждал, что общее содержится в единичных вещах, составляя, таким образом, их сущность. Это непосредственная универсалия. Во-вторых, это общее извлекается человеческим умом и поэтому наличествует в нем уже после вещей. Это мысленная универсалия. Но третья разновидность существования универсалий - до вещей, а это идеи или первоначальные формы, содержащиеся в божественном уме.

Таким образом, Фома Аквинский, утверждая культ разума, своей философией способствует формированию нового типа мировоззрения, антропоцентрического, характерного для последующей эпохи Возрождения.

<< | >>
Источник: Агеева, Л.А.. Генезис и история философии . 2010

Еще по теме Лекция 5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре:

  1. ГЛАВА 4. ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
  2. Лекция 3. Правовая культура: понятие, уровни, формы. Функции правовой культуры
  3. Лекция 2. Становление философии в культуре древних цивилизаций
  4. Лекция 7. Проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
  5. Лекция 8. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения и роль немецкой классической философии в развитии европейской философской традиции.
  6. 1 Средневековая философия как синтез христианства и античной философии. Аврелий Августин
  7. Темы 7, 8. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения о сущности бытия
  8. Тема 1.1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре
  9. ЦЕРКОВНЫЙ ХАРАКТЕР СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
  10. Семинарское занятие 1 Европейская философия и её история