<<
>>

ЛИЧНОСТНОЕ И КОЛЛЕКТИВНОЕ B ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: ШКОЛА, НАПРАВЛЕНИЕ, ТРАДИЦИЯ

§70

Философская школа и ее жизпь

Выше мы сделали предположение, что преемс­твенность в форме школы характерна для теоре­тической философии. Мы определили школу как содружество мыслителей, использующих общий метод и принимающих мировоззренческие выводы как результат такого использования.

B свете всего сказанного можно подтвердить это предположение - в силу того, что в теорети­ческой философии метод может выделяться как инструмент и использоваться в качестве инс­трумента. Однако тут необходимо сделать два замечания.

1. B философскую школу как содружество мыс* лителей-теоретиков могут войти и эссеисты, и ху­дожники. IIc стоит ли допустить, что бытис фило­софской школы выходит за пределы теоретической философии?

2. Философский метод появляется в результате личностных усилий но создашпо системы. Это сле­дует из экзистенциального характера философско­го отношения к миру. Поэтому Iie появляется ли в коллективном владении чьим-то методом некая деструкция?

Попробуем развернуть эти замечания и ответить на вытекающие из них вопросы.

Для этого осозна­ем жизнь философской школы и ее этапы.

Как и любая жизнь, она состоит из рождения, становления-молодости, зрелости и угасания-пе­рехода.

Очевидно, что философская школа начинается с деятельности некого оригинального мыслителя, обладающего собственной системой и методом. Та­кой этап есть этап зарождения школы и мы можем назвать его классическим. Метод и система пребывают здесь в противоречии и гармонии, кото­рые отражают противоречия и гармонию личности философа.

Создатель оригинальной системы и метода мо­жет сознательно искать единомышленников и уче­ников, формируя свою школу. Ярким примером этому есть жизнь и творчество Платона и Арис­тотеля. Однако мыслитель может отстраняться от единомьішленников и противиться созданию школы.

Здесь показательны слова H. Бердяева: «Я боялся единомышленников и последователей как стеснения моей творческой свободы. Лучше всего я себя чувствовал при конфликте, тогда мысль моя достигала наибольшей остроты»[36].

Мы можем допустить, что у ряда мыслителей есть изначальное стремление к философствованию за пределами школы. «51 понимал жизнь не как воспитание, а как борьбу за свободу..., - иишет Бердяев. - 51 никогда не мог принадлежать ни к какой школе»[37]. To же самое мы можем сказать о жизни Фридриха Ііицшс, болсе того, о жизни лю­бого экзистенциального философа.

Однако независимо от позиции классика вокруг его учения может образоваться школа. Для этого необходимо уиростить и формализовать это уче­ние, отделить метод и систему от личности осно­вателя. И это происходит на втором - ортодок­сальном - этаперазвитияшколы.Наэтомэтапе последователи некого мыслителя слепо и некрити­чески принимают его метод и его систему. Ha ор­тодоксальном этапе развиваются лишь частности материнской системы; главные и принципиаль­ные выводы остаются неизменными. Именно в это время философия чаще всего трансформируется в идеологию.

Однако рано или поздно находятся мыслители, которые применяют метод основателя для изме­нения его системы. Философская школа вступает в третий этап своей жизни - п e о к л а с с и ч e с - к н й , или к p и т и ч e с к и ii, этап. Возникают та­кие течения, как неофрейдизм, неокантианство, неогегельянство, неомарксизм и т. д. Метод проти­вопоставляется системе как нечто прогрессивное чему-то реакционному.

И наконец, среди последователей некого мысли­теля появляется тот, кто применяет его метод для изменения самого метода. Школа входит в пос­ледний этап бытия, который преодолевает се как школу и творит нечто новое - оригинальный ме­тод и окружающую его систему. Этот этап можно назвать новаторским, а личность, творящую его, - новатором.

Новатор всегда вступает в трагическое противо­речие со школой, ибо выходит за ec пределы.

Он мо­жет прийти на закате школы - исходе критическо­го отана, когда размываются границы школьного, по может появиться и в самом начале ее ортодок­сального бытия. Тогда его бытие наиболее трагич­но. Однако именно в трагическом бытии новатора философия становится действительностью.

Таким образом, философия школы достаточно замкнута формальным пониманием и метода, и системы классика, что всецело определяет ее те­оретико-понятийный характер. B философскую школу может попасть эссеист и художник со сво­бодным мышлением и со столь же свободным от­ношением к методу и системе классика. Однако ои вряд ли может долго удержаться там - все бытие иіколы отторгает его.

Коллективное использование метода и сис­темы как чего-то единственно верного влечет за собой деструкцию как отрицание свободы фи­лософского саморазвития. Школа и мышление школы, замкнувшиеся в себе, в лучшем случае есть тсоретико-аналнтігаеский, но отшодь не философ­ский феномен. Лишь в моменты возникновения и уничтожения школа поднимается дофилософии.

I-Io неужели все истинно оригинальные филосо­фы обречены на одиночество? Нет, если школа мо­жет перерасти в нечто большее.

§71

Философское направление

Под философским направлением или тече­нием можно понимать единство мыслителей, которые объединяются о б щ и м и ц e и и о с т я - ми, имея при этом разные методы, cuc- m e м ы и с m и л и.

Связь таких мыслителей значительно более сво­бодна, чем единство школы. Более того, их связь значительно конструктивней, ибо предполагает диалог разных методов, систем, и стилей, обога­щающий их.

Вфилософском нанравлении могутобъединиться философы-теоретики, эссеисты и философские ху­дожники. IIo возникает оно, как правило, в рамках философской эссеистики или философского искус­ства. Именно это обусловливает терпимость к раз­ным формам философствования и разомкнутость направления ко всему новому. Мы можем вспом­нить течение енских романтиков - общность пре­имущественно эссеистов и художников, - в которое свободно входил философ-теоретик Шеллинг.

Безусловно, общие ценности, соединяющие мыслителей в направление, носят персональный характер, то есть восходят к некой одной систе­ме; однако здесь нет освящсния этой системы и ее метода, а потому основание философского направ­ления выступает свободным диалогом ценностей, вырастающих на общих мировоззренческих пос­тулатах. Поэтому философское течение органично проявляется не в виде школы, а в форме сво бод - ной ассоциации философов. (При этом вполне можно допустить, что философская школа может перерасти в ассоциацию как зародыш на­правления.)

B истинно философском направлении коллек­тивное не подавляет личностное именно по­тому, что существует как диалог, в котором никто ne обладает правом исключительного владения истиной.

Поэтому мы могли бы определить философское направление как свободный диалог новаторов.

§ 72

Традиция в философии

Традиция в философии может быть попя­та как философское направление, пережившее хотя бы одно поколение. Философская школа, вышедшая за пределы поколения, тоже может считаться традицией, но традиция как развитие направления всегда будет более полнокровной и долговечной, способной к диалогу с другими тра­дициями.

Появление традиции в философии означает, что некое философское течение утвердилось в ткани окружающей культуры, слилось с ней в едином ритме. Конечно, возможны традиции в философии тоталитарного общества, когда философия про­тивопоставляет ссбя культуре как нечто норма­тивное и живет странной, противоестественной жизнью, механическим призраком проходя сквозь поколения. Ho это означает только одно - здесь появляется уже ue философская традиция. Это традиция идеологии, поглотившая философию и ее свободу.

И такая традиция покинет общество столь же легко, как и утвердилась в нем. Ибо традиция всегда есть торжество личностного над стихиями обыденности и несвободы, которые немогут быть традициями в силу своей безликости и аноним­ности.

§73

Выводы и перспективы.

История философии как система и личность философа

1.

Преемственность в философии есть личнос­тная преемственность, исключающая процесс абсолютного снятия как процесс пребывания каж­дого предыдущего учения в последующем в качес­тве элемента.

2. IIporpcce в философии проявляется как про­цесс нарастания свободы и универсальности фи­лософских систем, а значит - их взаимодействия и взаимной терпимости.

3. ІТреемствеішость и прогресс в философни — это преемственность и прогресс в системе, со­стоящей из теоретической философии, фило­софской эссеистики и философского искусства. Именно разворачивание этой системы может быть названо историей философии.

4. История философии как всеобщее и коллек­тивное проявляется только в особенном и персо­нальном. Вне их существует лишь возможность истории философии. Поэтому философское тече­ние - как свободная связь мыслителей - есть более конструктивная и развитая форма преемственнос­ти, чем философская школа, и именно она дает жизнеспособную традицию.

5. Лишь обостренно-личностное постижение истории философии утверждает ее как систему. Без такого постижения, которое с необходимостью проявляется в философском творчестве, исто­рия философии превращается в хаос и останавли­вается.

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

• Бердяев H. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Философия свободного духа. - М., 1994.

• Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Введение // Сочинения. - М., 1932. - Т. 9, кн. 1.

• Даренський В. Діалогіка в історії філософії: ме­тодологічний аспект // Філософська думка. - 2006. - № 2.

• Кушаков Ю. В. Историко-философская концеп­ция Л. Фейербаха. - K., 1983.

• ЛосевА. Ф. История античной философии в кон­спективном изложении. - М., 1989.

• Хамитов H. В. Философская школа как пара­докс //Философская исоциологическаямысль. - 1993. - № 11 - 12.

• Хамітов //., Гармаш Л., Крилова С. Історія фі­лософії. Проблема людини. Навчальний посіб­ник зі словником. - K., 200G.

• Хамитов U., Крылова С. Философский словарь. Человек и мир. - K., 200G.

• Ярошовець В. I. Історія філософії: від структу­ралізму до постмодернізму: Підручник. - K., 2004.

<< | >>
Источник: Хамитов. И. Философия. Бытие. Человек. Мир. 2006

Еще по теме ЛИЧНОСТНОЕ И КОЛЛЕКТИВНОЕ B ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: ШКОЛА, НАПРАВЛЕНИЕ, ТРАДИЦИЯ:

  1. История философии в семнадцатом столетии имела дело с рядом традиций.
  2. Выше было сказано, что практическая философия имеет богатую литературную историю и традиции.
  3. Личностный рост в аналитическом направлении психологии
  4. Личностный рост в аналитическом направлении психологии
  5. Личностный рост в аналитическом направлении психологии
  6. Законность аналогизации истории философии к истории искусства не предопределена
  7. Традиция европейской философии
  8. Категории философии (развитие содержания в истории философии)
  9. Статья 5.29. Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения Комментарий к статье 5.29
  10. «Церковная история»: содержание, рукописная традиция, источники
  11. 4. Философия не состоит из философских направлений и школ
  12. Тема 1.2. Этапы исторического развития философского знания. Основные направления философии
  13. Человек и история: введение в философию истории
  14. ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИЫОСТИ ВСЕХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ УКРЕПЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ КОПИНГ-РЕСУРСОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССА
  15. 2 Творческий характер философии марксизма, её гуманистическая направленность
  16. Предметом «Ионийской философии»2 явились первые европейские философские учения таких древнегреческих философов, как Фалес, Анаксимандр и Анаксимен (Ми­летская школа), во-первых, и Гераклит, во-вторых.
  17. Семинар 2. История философии
  18. 1.1. Отечественное ландшафтоведение: история, современное состояние, направление поиска*