<<
>>

Лихачев-миф.

Кто сможет удержать человечество у края пропасти?

Если не воля Божия, то только разумные, образованные, добрые интелли­генты, человеколюбивые и бескорыстные альтруисты. Надежду на то, что подобные люди сохранились на Русской земле, вселяет легендарная лич­ность академика Д.

С. Лихачева. В конце 80-х неожиданно возник «фено­мен Лихачева». Появление этого «феномена» Д. А. Гранин объяснял так: «Когда режим немного ослаб, общество почувствовало потребность в че­ловеке, которого можно любить, которому можно верить, который являет­ся не то, что идеалом, но радостью души»[21]. В 90-е гг. образ академика ми­фологизировался, и получил распространение апологетический Лихачев- миф об идеальном русском интеллигенте. Этот миф представлен, во- первых, в повествовании о замечательных деяниях героя, во-вторых, в многочисленных высказываниях Дмитрия Сергеевича о сущности интел­лигентности и модели подлинного русского интеллигента. Начнем с дея­ний.

Общественная активность Д. С. Лихачева развивалась по трем на­правлениям: 1) научная деятельность в области древнерусской литературы и в смежных областях, которая принесла ему мировую славу; 2) защита памятников истории и культуры, которая вызывала неудовольствие неве­жественной власти; 3) этическая проповедь в средствах массовой инфор­мации, принесшая ему широкую популярность, доверие и авторитет.

Нет необходимости перечислять научные достижения Дмитрия Сер­геевича, которые хорошо известны специалистам и получили международ­ное признание. В 1970 гг. он был избран действительным членом Акаде­мии наук СССР, еще раньше - в 1963 г. его избрали иностранным членом Академии наук Болгарии, а после 1971 г. он стал членом еще десяти ино­странных академий. Д. С. Лихачев - почетный доктор одиннадцати евро­пейских университетов и одного отечественного - Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

Научные исследования сочетались с популяризаторской деятельно­стью академика. Помимо популярных изданий «Слова о полку Игореве»,

он публикует очерки о классических произведениях литературы Древней Руси - «Великое наследие» (1975 и 1980), он инициатор и участник мону­ментальной серии «Памятники литературы Древней Руси», выходившей с 1978 г. в издательстве «Художественная литература», под его редакцией вышло учебное пособие «История русской литературы X-XVII веков» (1980 и 1985). Впечатляющими свидетельствами широты его культурного кругозора могут служить книга «Литература - реальность - литература» (1981 и 1984), где содержится подборка интереснейших комментариев к произведениям Пушкина, Некрасова, Гоголя, Достоевского, Лескова, Тол­стого, Блока, Ахматовой, Пастернака, которые Дмитрий Сергеевич объе­диняет понятием «конкретное литературоведение», и очаровательная «По­эзия садов. К семантике садово-парковых стилей» (1982 и 1991).

Теперь, по необходимости кратко, о культурозащитной деятельно­сти. Дмитрий Сергеевич решительно выступал, начиная с 60-х годов, про­тив амбициозных планов перестройки Невского проспекта, модернизации Екатерининского парка в Пушкине и Петергофского парка. По словам Д.

А. Гранина, «Он стал препятствием для ленинградских властей, для их бе­зумных, невежественных, корыстных проектов. Он стал значительным препятствием - вокруг него объединялась общественность. Ей был нужен лидер, и этим лидером стал Лихачев»[22]. Благодаря Д. С. Лихачеву сохра­нился Земляной вал вокруг Новгорода, были спасены от разрушения мно­гие храмы.

В этой деятельности особенно ярко проявились такие качества Лиха- чева-интеллигента, как толерантность и благоговение перед культурой. Эти же качества подсказали Лихачеву-ученому в 70-х гг. перспективное и очень важное направление научной деятельности - экологию культуры[23], которое закономерно привело Лихачева-публициста к разработке Деклара­ции прав культуры. Эта декларация - хорошо продуманный и конструк­тивный документ конца ХХ столетия, который мог бы служить основой для государственной культурной политики в России и в других странах.

Декларация была одобрена Конгрессом российской интеллигенции в 1997

г. и рекомендована для введения в действие на территории Российской

3

Федерации , но, к сожалению, дальше дело не пошло.

Интеллигентское обаяние Дмитрия Сергеевича сделало его выступ­ления по радио и телевизионные «Встречи в Останкино» нравственными акциями для массовой аудитории россиян. Он рассуждал доходчиво и про­сто о главных жизненных ценностях, о добром и прекрасном, о России, культуре, русской истории, о науке, литературе, об интеллигенции. Он не был красноречив и артистичен, но в его речах непринужденно и неожи­данно появлялись эрудиция, житейский опыт, иногда - мудрость, которые заставляли доверять ему и восхищаться им. Незаметно академик Лихачев сделался совестью нации, пожалуй, это вершина русской интеллигентно­сти, покорить которую удалось очень немногим.

Теперь обратимся к модели русского интеллигента, содержащейся в высказываниях академика Лихачева. Высказываний довольно много, процитирую некоторые. Необходимой предпосылкой формирования ин­теллигентности, неустанно подчеркивал академик, служит образован­ность, «соединение университетских знаний со свободным мышлением и свободным мировоззренческим поведением»[24], т. е. с креативностью. Но только образованности и креативности не достаточно. «Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная

категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и

2

своей мысли» . Развивая эту идею, Лихачев добавляет: «Я бы сказал еще и так: интеллигентность в России - это, прежде всего, независимость мысли при европейском образовании». Имеется в виду независимость от партий­ных, экономических и карьерных соображений, интересов специальности, «если они выходят за пределы допустимого совестью»[25]. Не одобряется со­средоточенность в узкопрофессиональной области: «Ученые бывают неин­теллигентны, когда, слишком замыкаясь в своей специальности, забывают о том, кто и как может воспользоваться плодами их труда.

Я очень ценю профессионалов и профессионализм, но это не всегда совпадает с тем, что

4

я называю интеллигентами и интеллигентностью» .

Д. С. Лихачев вновь и вновь повторяет: «Я бы назвал интеллигенцию интеллектуально независимой частью общества. Это не просто образова­ние и образованные люди, работающие в сфере интеллектуального труда. Интеллектуальная независимость является чрезвычайно важной особенно­стью интеллигенции. Независимость от интересов партийных, сословных, классовых, профессиональных, коммерческих и даже просто карьерных. Интеллигент теряет интеллектуальную свободу и перестает быть интелли­гентом, когда принужден слепо следовать догмам какого-либо учения. Ес­ли по своим убеждениям интеллигент входит в партию, требующую от не­го безусловной дисциплины, действий, не согласованных с его личным мнением, то добровольная продажа себя в рабство лишает его возможно­сти причислить себя к интеллигенции. Это очень важное утверждение. Совесть принуждает, но принуждение совести является гарантией полной свободы человека, потому что совесть принуждает изнутри, все остальные

принуждения снаружи. Совесть является гарантом свободы человека- интеллигента»[26].

Последовательно отвергая путы партийности, Д. С. Лихачев, высту­пая на учредительном съезде Конгресса русской интеллигенции в декабре 1997 г., заявил: «Нельзя из интеллигенции делать партию, потому что, как

только из интеллигенции будет сделана партия, перестанут существовать

2

интеллигенты. Со свободой и с демократизмом будет покончено» . Силу интеллигенции он видел в разнообразии индивидуальностей, которое ни в коем случае не должно превращаться в «толпу, скованную одной концеп­цией».

Этическое самоопределение «интеллектуально свободного интелли­гента» Дмитрий Сергеевич неразрывно связывал с совестливостью, чест­ностью, правдивостью: «Честь, порядочность, совесть - это качества, ко­торыми дорожить нужно так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек - не человек»[27].

С великолепным чувством собст­венного достоинства он заявлял: «Правда и страх - несовместимы. У нас должен присутствовать один страх: страх лжи. Вот тогда и будет в нашем обществе здоровая умственная атмосфера»[28]. Особенно возмущали его бес­честные поступки образованных людей, «интеллектуальное воровство». «Стали привыкать жить двойной жизнью, - клеймил он советских интел­лигентов, - говорить одно, а думать другое. Разучились говорить правду - полную правду, а полуправда есть худший вид лжи: в полуправде ложь подделывается под правду, прикрываясь щитом частичной правды»[29].

Д. С. Лихачев обнаруживает в русской истории немало людей, соот­ветствующих его модели интеллигентности. Отвергнув по этическим со­ображениям кандидатуру Владимира Мономаха, он пишет: «В сущности, первым интеллигентом на Руси был в конце XV - начале XVI века Максим Грек - человек итальянской и греческой образованности. В России он под­вергся гонениям, находился в заключении и был причислен к лику препо­добных только после своей смерти. Своею жизнью на Руси он прочертил как бы путь многих и многих интеллигентов на Руси»[30]. К числу этих «мно­гих и многих» Д. С. Лихачев относит Сумарокова, Новикова, Радищева, Карамзина, Пушкина, который «шел свободной дорогой и “жил один“», декабристов, следовавших «велению совести», а не «партийной линии». Решительно отвергается принадлежность к интеллигенции профессио­нальных революционеров и террористов.

Обращаясь к ХХ в., к «жесточайшему произволу идеологизирован­ной советской власти», Лихачев признается в чувстве преклонения перед «русской интеллигенцией старшего, уже ушедшего поколения» и с восхи­щением пишет: «Можно было бы привести пример сотен и тысяч ученых, художников, музыкантов, которые сохранили свою духовную самостоя­тельность или даже активно сопротивлялись идеологическому террору - в исторической науке, литературоведении, в биологии, философии, лингвис­тике и т. д.»[31]. Он приходит к выводу, что «интеллигенция все это время была главным врагом советской власти, так как была независима»[32].

Особенность Лихачев-мифа в его персонификации. Есть интеллиген­ты и интеллектуалы - единственные в своем роде мифические герои, люди- символы, воплощающие главные смыслы своего времени. Дмитрий Сер­геевич Лихачев в тяжелые гг. перестроек и трансформаций сделался сим­волом русской интеллигентности ХХ в., соединившей преемственность с поколением Серебряного века и почитание культурного наследия тысяче­летней России, мужественное противостояние агрессивному невежеству и интеллектуальную независимость. Символ интеллигентности был необхо­дим русским людям на излете тоталитаризма, и Д. С. Лихачев успешно выполнил свою миссию.

<< | >>
Источник: Аркадий Соколов. Диалоги об интеллигенции, коммуни­кации и информации. 2011

Еще по теме Лихачев-миф.:

  1. Большой миф «Политика»
  2. Фаустовский миф.
  3. Миф о тамплиерах
  4. Как факт подтверждает миф
  5. Л. Мэмфорд МИФ МАШИНЫ
  6. 3.1. МИФ О ЧЕЛОВЕКЕ-ШАРЕ
  7. Миф о демиурге
  8. Правда и миф
  9. Алкоголь и миф
  10. Смысл истории: факт, вымысел, миф
  11. Миф о древней алхимии
  12. ХЕТТСКИЙ МИФ И ЛЕГЕНДА