<<
>>

К. Маркс и Ф. Энгельс.

Карл Маркс (1818 — 1883) и Фрид­рих Энгельс (1820 — 1895) не ставили своей задачей создание теории комического; тем не менее замечания, касающиеся иронии, юмора, са­тиры, сарказма и т.

д., встречаются практически во всех их работах2 .

Комическое Маркс и Энгельс видят не только в процессе субъек­тивной рефлексии, но прежде всего в объективном ходе человеческой истории. Здесь несомненным является влияние Гегеля: однако в от­личие от идеалистических представлений последнего о развертыва­нии мирового Духа философы пытаются вывести комическое из объек­тивных законов общественного развития. Смех, согласно Марксу и Энгельсу, глубоко историчен. «Что значат крохи нашего остро­умия, — пишет Энгельс, — по сравнению с потрясающим юмором, который прокладывает себе путь в историческом развитии!»3. Иро­ния истории, ее остроумие и сатира проявляются как противоречие желаний, деятельности и иллюзий субъекта объективным законам раз­вития общества. «Почему таков ход истории? — спрашивает Маркс. — Это нужно для того, чтобы человечество весело расставалось со

своим прошлым»4 .

Показательны в этом отношении слова Маркса из «Предисловия ко второму изданию „Восемнадцатого брюмера Луи Бонапарта“», где, в частности, говорится, что «сатира и юмор наряду с историческим исследованием и критикой навсегда покончили с наполеоновской ле-гендой»5. Симптоматично уже само соположение комического и ис­торического исследований: как первое, так и второе показывает зако-

1 См.:Vischer F. Aesthetik oder Wissenschaft das Schonen. Leipzig, 1846.

2 Серьезную попытку достаточно верифицируемой реконструкции теоретических взглядов Маркса и Энгельса на категорию комического предпринимает Б. Г. Лукья­ нов. См.: Лукьянов Б. Г. По законам красоты. М., 1988.

3 Маркс К. Соч. Т. 38. С. 338.

4 Там же. Т. 1. С. 418.

5 Там же. Т. 16. С. 375.

3 2

номерности исторического развития и их несоответствие иллюзор­ным притязаниям (в данном случае — Луи Бонапарта) на изменение естественного хода истории.

Следует также отметить тезис о признании огромной разруши­тельной роли смеха: комическое вскрывает социальные противоречия и наглядно показывает общественному сознанию нежизнеспособ­ность идеалов. Неслучайно гибель социально-экономической форма­ции сопровождается всплеском смеха. Можно сказать, что этот смех есть своеобразный механизм погребения отживших социальных форм.

Размышления Маркса и Энгельса о комическом оказали значи­тельное влияние на отечественную теорию смеха ХХ века и некото­рые зарубежные (в основном неомарксистские) теории. Особенно это касается тезиса о разрушающем, сатирическом смехе.

<< | >>
Источник: Сычев А.А.. Природа смеха или Философия комического. 2003

Еще по теме К. Маркс и Ф. Энгельс.:

  1. Основные идеи философии К. Маркса и Ф. Энгельса
  2. Начало дружбы Маркса и Энгельса, Дальнейшая разработка революционной теории.
  3. § 2. Концепция закономерного мирового процесса в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина
  4. Маркс и Энгельс были выходцами из буржуазного лагеря, которые весь свой ум, талант и знания употребили для борьбы с буржуазией ради дела рабочего класса и всех угнетенных и эксплоатируемых.
  5. Научность и тенденциозность Маркса и Ленина. Некритическое отношение к Марксу и Ленину
  6. X. ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС. 1820—1895.
  7. Карл Маркс.
  8. § 1. Гегель и Энгельс о химизме как закономерном этапе единого мирового процесса
  9. Гегель и Маркс
  10. шептулин .А.П. K.MAPKG Ф. ЭНГЕЛЬС В.И.ЛЕНИН. 0 диалектическом и историческом материализме., 1984
  11. Маркс, марксизм и Восток
  12. IX. КАРЛ МАРКС. 1818—1883.
  13. 7.5. Вклад К. Маркса в развитие философии
  14. Полифоничность и гетерогенность «марксизмов» привела, прежде всего, на Западе к поиску аутентичного Маркса.
  15. По слѣдамъ мысли Маркса.
  16. Положение, высказанное Ф. Энгельсом в работах «Анти-Дюринг» и «Людвиг Фейербах и конец классической не­мецкой философии»