МЕТААНТРОПОЛОГИЯ KAK ФИЛОСОФИЯ ПРЕДЕЛЬНОГО БЫТИЯ
§81
Бытие-па-пределе как экзистенция
Предельное бытие, или бытие-на-лределе, есть бытие, порождающее личностное начало и отрицающее обыденность.
Бытие-на-пределе - это восстание против социальной заданности человеческой жизни, прорыв к свободе.
Это восстание и этот прорыв порождают чувства одиночества и отчуждения от жизни социума. Однако только через выход человека в одиночество и отчуждение можно прийти к преодолению одиночества и отчуждения обыденности. Используя опыт философской культуры XX века, можно связать предельное бытие и экзистенцию. Экзистенция ссть выход человека в бытие-на-пределе, отрицающее обыденность и порождающее в нем личностное начало.Ho бытие-на-пределе может быть понято как одиночество и отчуждение по отношению к себе.
Смена возраста человека - это переход в отчуждение от своей прежней гармонии. Рождение, подростковый возраст, порог молодости, вступление в зрелость - все это есть экзистенциальные надломы— вступление в свои пределы и нрс-ступление их.
B этом смысле предельное бытие присутствует в жизни каждого человека уже в силу того, что он ж и в e m и движется во времени.Однако можно говорить о сознательном выходе в бытие-на-пределе — независимо от возрастных переломов. Это выход не в новый возраст, а в новое качество личностного бытия, проходящее через разные возрасти. Понятое таким образом, предельное бытие доступно всем, HO у одних - это краткие ускользающие мгновения, а у других - целые эпохи жизни.
Обыденность и жизнь в обыденности оформляются в цивилизацию - процесс воспроизводства материальной жизни, поддержанный и окруженный техникой. Предельное бытие оформляется только B культуру. И только через предельное бытие культура можетстать истинным достоянием человека.
И экзистенцию< и обыденность пронизывает страдание.
Однако в обыденном бытии это страдание-безысходность, страдание-круговорот, тогда как в бытии-на-пределе страдание может быть выходом к новому бытию, где открывается относительность страдания.B глазах обыденности нредслыюс бытие почти всегда выступает падением. Это вы-падение из общих норм. И оно действительно может стать падением, если останавливается на самом себе, своей отрицательности по отношению к обыденному бытию, а не стремится к новой гармонии.
§ 82
Человеческое бытие, окизнь и экзистенция
Здесь мы приходим к необходимости разделения категорий человеческого бытия, жизни и эк- зистепции.
Человеческое бытие - максимально широкая категория, включающая в себя все аспекты человеческого отношения к реальности. Эта категория объединяет человека и все остальное в мире, а потому выступает фундаментальной категорией метаантропологии.
Жизнь - это категория, означающая непосредственное отношение человека к реальности, когда относительно снято противоречие человека и окружающего мира. B этом смысле жизнь может быть тождественна с обыденностыо.
Экзистенция oice означает трагический разлад Я и окруокающего мира, нарастание противоречия между ними. Это - обострение личностного начала в жизни, позволяющее называть ее существованием. Это - обостренное бытие личностного начала в пограничных ситуациях.
По сравнению с жизныо существование обеднено гармонией, но оно есть прорыв к новой гармонии и предчувствие ее. Эта новая гармония лежит за пределами жизни-обыденности.
Является ли категория жизни тождественной обыденности? Ііет. Жизнь может и вырываться, из своего тождества с обыденностыо. Ho сделать это она может только через экзистенцию. Это означает, что ее достоянием может стать гармония, запредельная обыденности, - гармония трансцен- денции. Поэтому человеческая жизиьдвойственна по своей природе — она может выступать обыден- ностыо, но может превратиться в нечто совершенно противоположное ей. Д значит, в широком смысле жизнь - это бытие, в котором проявляется гармония.
Экзистенция человека выступает процессом постоянной дисгармонизации его жизни, но она ведет жизнь к пределам отжившей гармонии и открывает возможность преступать их. Преступление пределов гармонии жизни есть появление гармонии в отношениях жизни и существования. Именно такая гармония порождает абсолютное бытие человека, в котором проявляется Вечность.Человеческая жизнь всегда трагична перед спокойным лицом такого Бытия. Она подобна реке, которая впадаст в океан Бытня. И путь жизни в Бытие как Вечность лежит через экзистенцию.
§ 83
Философия предельпого бытия человека
Главной задачей философии предельного бытия человека является прояснение возможностей перехода жизни-обыденности в экзистенцию как пограничную реальность жизни и выявление условий гармонии жизни и экзистенции.
Таким образом, философия экзистенции изучает предельные состояния человеческого Я, которые выражаются в категориях предела. Это, например, - тоска, отчаяние, ужас...
Однако для философии предельного бытия не менсе важно показать трансформацию этих категорий в нечто такое, где снимается их абсолютная безысходность и трагизм. Только в этом случае философия экзистенции не превратится в философию абсурда.
4.
Еще по теме МЕТААНТРОПОЛОГИЯ KAK ФИЛОСОФИЯ ПРЕДЕЛЬНОГО БЫТИЯ:
- МЕТААНТРОПОЛОГИЯ KAK ФИЛОСОФИЯ ЗАПРЕДЕЛЬНОГО БЫТИЯ
- МЕТААНТРОПОЛОГИЯ KAK ФИЛОСОФИЯ ОБЫДЕННОСТИ
- ЛЕКЦИЯ 2 ФИЛОСОФИЯ KAK ДУХОВІІОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ОСНОВНОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ И ВЫХОД K ТРАГИЧЕСКИМ ПРОТИВОРЕЧИЯМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
- Материализм как философия обыденного бытия человека, идеализм и персонализм как философия духовного бытия
- МЕТААНТРОПОЛОГИЯ B СИСТЕМЕ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА
- ПОЗНАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО: ОБЪЕКТИВАЦИЯ ПРЕДЕЛЬНОГО БЫТИЯ
- ПРОСВЕТ ПРЕДЕЛЬНОГО БЫТИЯ: OT ГНЕВА K НАДЕЖДЕ И BEPE
- ИСТОКИ ПРЕДЕЛЬНОГО БЫТИЯ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ: TOCKA И ВЛЮБЛЕННОСТЬ
- УГЛУБЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНОГО БЫТИЯ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ: УЖАСИОТЧАЯНИЕ
- РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ KAK ОСНОВАНИЕ НОВОГО БЫТИЯ
- ЛЕКЦИЯ 4 ВОЛЯ K ВЛАСТИ: ОСВОБОЖДЕНИЕ OT ОДИНОЧЕСТВА ПРЕДЕЛЬНОГО БЫТИЯ И ЕГО ОБНОВЛЕНИЕ
- Темы 7, 8. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения о сущности бытия
- ФИЛОСОФИЯ И ТРАГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
- Теория предельной производительности. Предельная производительность и предельный продукт. Принцип экономического вменения
- E. А. Тюгашев.. ФИЛОСОФИЯ KAK ОПЫТ СВОБОДЫ.2012, 2012