<<
>>

МЕТААНТРОПОЛОГИЯ KAK ФИЛОСОФИЯ ЗАПРЕДЕЛЬНОГО БЫТИЯ

§84

Запредельное бытие человека как аптропо-трансцендеиция

Развиваясь, экзистенция обретает гармонию, которую она утратила в своем восстании против обыденности. Такой этап становления человека мы можем назвать запредельным бытием или антропо- трансценденцией.

Термин «антропо-трансценден- ция» представляется корректным, учитывая тра­дицию использования термина «траисценденция» в религиозной философии Запада, идущуго еще от Средневековья. ІІод трансценденцией и трансцен­дентным понималось бытие, лежащее за предела­ми человеческого мышления и опыта, - прежде всего божественное бытие.

Итак, запредельное бытие как антроно-транс- ценденция обладает запредельной гармонией. Ho что такое эта гармония? Каковы ее сущностные черты?

Гармония запредельного бытия — это гармо­ния обретения свободы как творчества своей жизни, а также гармония личностного разре­шения трагических противоречий жизни. Это творение своей жизни как целостности и пости­жение ее смысла, а в результате - обретение пол­ноты жизни, которой лишены и обыденность, и экзистенция.

Антропо-трансценденция как пол­нота жизни есть выход за пределы того страдания, которое иронизывает обыденность и бытие на пре­деле. Реальностями запредельного бытия поэтому являются любовь, свобода, творчество, надежда, вера, истина, добро, красота, а также интегрирую­щие их идеи и реальности Бога и Богочеловека[39].

Запредельное бытие, таким образом, выступает закономерным завершением человеческого бытия и в то же время - его действительным началом. A значит, именно антропо-трансценденция выступа­ет абсолютным бытием человека.

B отличие от обыденности и предельного бытия запределыюе бытие человека распахнуто навстре­чу миру, в нем соединяется личностное и вселен­ское. Запредельное бытие поэтому характеризует истинного мудреца и философа.

B этом смысле весьма показательны слова Бердяева: «Я стремил­ся не к изоляции своей личности, не к ее замыка­нию в себе и не к самоутверждению, а к размыка­нию в универсум, к наполнению универсальным содержанием, к общению со всем. 51 хотел быть микрокосмом, каким и является человек IlO своей идее»[40].

Самотрансцендснция есть разрешение противо­речия обыденности и экзистенции. Она поднимает­ся над скукой обыденности и тоской экзистенции.

Однако oua полностыо преодолевает обыденность в своем бытии и сохраняет экзистенцию. Сохране­ние экзистенции означает, что еамотрансценден- ция не замыкается в «окончательной» гармонии, а постоянно стремится выйти к своим пределам. ІІоэтому запредельное бытие может быть названо mp а н с i{ e n д e н m н о й э к з и с m e n ц и e й. B сво­ем трансцендентном бытии экзистенция утрачива­ет безысходно-трагический характер, она обретает способность к разрешению трагического.

B свете всего сказанного можно допустить, что формами проявления запредельного бытия чело­века в культуре могут быть мифология, фи­лософия и религия. Именно в этих формах отливается запредельное бытие личности в челове­ческом мире.

Мы вернемся к развитию этой мысли ниже. Сей­час же обратимся к проблеме философии запре­дельного бытия.

§85

Философия запредельного бытия

Наши размышления приводят нас к мысли о том, что философия запределъпого бытия - это философия духовного эволюционирования че­ловека к свободно выбранному гармоническому бытию.

Всякая философия есть заиределыюс бытие но отношению к обыденности. Поэтому философия самотраисценденции постигает свой предмет не только в познании, но и а бытии. Волее того, толь­ко через бытие философа самотрансценденция мо­жет стать достоянием философского мышления. Можно утверждать, что философия кик мета- антропология столь же познает запредельное бы­тие, сколь и творит его.

Философия запредельного бытия есть заверше­ние метаантропологии как философии обыденнос­ти и бытия-иа-пределе.

Однако точно так же, как в запредельном бытии не заканчивается развитие человека, так и философия запредельного бытия не завершает, а открывает действительную фило­софию человека. Она открывает Вечность мета­морфозы человеческого. Такое открытие есть открытие Вечности творческого совершенс­твования личности и безграничности ее свободы.

§86

Выводы и перспективы.

Феномен метаантропологии и диалектико-персопалистический метод

3. Возможен ли общий метод, соединяющий все части метаантропологии? Вероятно, да. Им может стать д и а л e к т и к о ■ п e p с о и а л н с т и ч e с к и й метод.

B чем смысл этого метода?

B той мерс, в которой философия уходит от су­губо дискурсивно-понятийного бытия, выдвига­ющего положения и их доказательства, она все болыпе переходит к свободному саморазвертыва- ншо своего содержания как разрешению противо­речий познания и бытия. Она во все большей мсрс становится не доказательством, а выведением по­ложения.

Это прекрасно выразил Гегель в «Феноменоло­гии духа», критикуя доказательность как мстод математики: «ІІе трудно усмотреть, что манера выставить положение, привести в его защиту до­воды и точно так же доводами опровергнуть про­тивоположное ему положение, не есть та форма, в которой может выступать истина. Истина есть движение истины в самой себс, а указанный метод есть познавание, внешнее по отношению к матери­алу»[41]. Такой метод выступает тем, что историчес­ки было названо диалектическим методом.

Ho метод философии человека есть и nepcona- листический метод. Это означает, что ее содер­жание выступает результатом жизни и пережива­ния философа, а потому требует сопереживания и жизненного, личностного ответа читателя его тек­стов. ІІерсоналистический и экзистенциальный характер философии человека усиливается при движении от теоретической формы ее проявления

к афористической и художественной. Здесь весьма показательны слова Фридриха Ницше:

«Кто пишет кровыо и притчами, тот хочет, что­бы его не читали, а заучивали наизусть»[42].

Персоналистический и экзистенциальный ха­рактер философии человека показывает, что она не может избежать образно-оценочного наполне­ния своего содержания. A это с необходимостью приводит к превращению философского текста в художественное целое.

B результате имеем три принципа диалектико- псрсоналистического метода философии человека, которые одновременно будут его пределами:

1) принцип антиномнчности;

2) принцип художественного целого;

3) принцип сопереживания.

Принцип антипомичности означает, что метаантропология как философия человека и его пределов обладает тенденцией к выдвиже­нию противоречий в процессе рассуждения и стремится к конструктивпомуразрешению их. (ГІод антиномией в философии ионимастся проти­воречие между двумя умозаключениями, каждое из которых является в равной стспеии обоснован­ным.)

Принцип художественного целого выражает то, что текст должен создаваться .u. воспри­ниматься как целостность, в которой логика образного гармонически соединяется с логикой понятий и завериіает ее.

Принцип сопереживания основан па том, что проблемы человеческого бытия можно пос­тигать только экзистенциалъно-чувственпо.

Лишь через отождествление своих жизненных проблем с проблемами текста о человеке можно проникнуть в сокровенные глубины человеческого бытия и постичь его пределы и запредельность.

4. Диалектико-персоналистический метод мета­антропологии означает, что она с необходимостью должна стать философией мужского и женского. Мужское и женское - это две противоположности, разрешение противоречий между которыми тво­рит человеческую жизнь в физическом, душевном и духовном смыслах.

Более того, если мы понимаем метаантрополо­гию как философию пределов и запределыюсти че­ловека, то она должна стать философией пределов и занределыюсти мужского н женского.

Мы разовьем эту идею во второй книге нашего курса лекций.

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

• Бердяев II. 0 назначении человека. - М., 1993.

• Бердяев It. Экзистенциальная диалектика бо­жественного и человеческого // 0 назначении че­ловека.

- М., 1993.

• Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. - СПб., 1999.

о Бурхардт 1\ Непонятая чувственность // Это че­ловек. - М., 1995

• Быстрицкий E. К. Феномен личности: мировоз­зрение, культура, бытие. - K., 1991.

• Вальверде К. Философская антропология. - М., 2000.

• Вандерфсльс Б. Топографія Чужого: студидо фе­номенології Чужого. - К. 2004.

• Дилыпей В. Наброски к критике исторического разума // Вопр. философии. - 1988. - JsrJ 4.

• Камю А. Миф о Сизифе. Эссс об абсурде // Су­мерки богов. - М., 1989.

• Лях В. Трансцендентний вимір людського буття // Гснеза. - 199G. - .XrJ 1.

• Макаров Б. Б. Философская антронология.- СПб., 1997.

• Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? - M., 1991.

• Табачковский В. Г. Человеческое мироотноше- ние: данность или проблема? - K., 1993.

• Табачковський В.Г., Булатов M.0., Хамітов H.B. та ін. Філософія. Світлюдшш. Kypc лекцій. -K., 2003.

• Тейяр de IJJapden. Феномен человека. - M., 1987.

• Хайдеггер М. Бытис и время.- М., 1997.

• X'амітоз //., Гармаш JI., Крилоаа С. Історія фі­лософії. Проблема людини. Навчальний посіб­ник зі словником. - K., 200G.

• Хамитов II., Крылова С. Философский словарь. Человек и мир. - K., 2006.

• Хамитов II., Мепжулина Л. Антропологичес­кие парадигмы и мифологемы европейской фи­лософии. - IC., 1998.

• Шинкарук В. И. Единство диалектики, логики u теории познания: Введение в диалектическую логику. - K., 1977.

• Шинкарук В. I. Методологічні засади філософсь­ких вчень про людину // Філософська антропо­логія: екзистенціальні проблеми. - K., 2000.

<< | >>
Источник: Хамитов. И. Философия. Бытие. Человек. Мир. 2006

Еще по теме МЕТААНТРОПОЛОГИЯ KAK ФИЛОСОФИЯ ЗАПРЕДЕЛЬНОГО БЫТИЯ:

  1. МЕТААНТРОПОЛОГИЯ KAK ФИЛОСОФИЯ ПРЕДЕЛЬНОГО БЫТИЯ
  2. МЕТААНТРОПОЛОГИЯ KAK ФИЛОСОФИЯ ОБЫДЕННОСТИ
  3. ЛЕКЦИЯ 2 ФИЛОСОФИЯ KAK ДУХОВІІОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ОСНОВНОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ И ВЫХОД K ТРАГИЧЕСКИМ ПРОТИВОРЕЧИЯМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
  4. Материализм как философия обыденного бытия человека, идеализм и персонализм как философия духовного бытия
  5. МЕТААНТРОПОЛОГИЯ B СИСТЕМЕ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА
  6. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ KAK ОСНОВАНИЕ НОВОГО БЫТИЯ
  7. ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЛЕКЦИЯ 6 ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ БЫТИЕ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО: ЛЮБОВЬ[55]
  8. Темы 7, 8. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения о сущности бытия
  9. ФИЛОСОФИЯ И ТРАГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
  10. E. А. Тюгашев.. ФИЛОСОФИЯ KAK ОПЫТ СВОБОДЫ.2012, 2012
  11. ЛЕКЦИЯ 1 KAK ОПРЕДЕЛИТЬ ФИЛОСОФИЮ?