<<
>>

Метафизическое состояние.

5.

6. — Ha этом, втором, этапе сверхъ­естественные деятели заменяются абстрактными сущностями, ис­тинными тайными силами, или способностями вещей. Таков «ре­жим сущностей». Именно эти сущности, согласно Конту, который не слишком грешит здесь против истории, высмеял Мольер, гово­ря об усыпительной силе опиума и т.д.

Это состояние в сравнении с предыдущим означает прогресс: теперь речь идет не о том, чтобы выходить из вещей ради достижения потусторонних миру деятелей и причин, а о том, чтобы держаться самих вещей. B вещах и произ­водимых ими операциях усматривают результат действия абстрак­тных свойств, сущностей или сил, внутренне присущих самим ве­щам. Вероятно, Конт называет это состояние «метафизическим» по двум причинам. Первая состоит в том, что эти сущности, или силы, мыслятся в некоторых отношениях и у некоторых философов эпохи упадка схоластики как своего рода экспликации вещей. Вторая — в том, что со времен Локка и до Канта метафизика, как мы видели, постепенно все больше сосредоточивалась на рассмотрении сверх­чувственного. Подобно тому как теологическое состояние эволюци­онировало от фетишизма к монотеизму, так и метафизическое состо­яние прогрессировало в сторону объединения всех этих сущностей и сил в одной-единственной, которая называется Природой. Обра­щение к Природе, а значит, к природе каждой вещи, мыслилось как подлинное объяснение мира. B одной выразительной фразе Конт го­ворит о том, что Природа — это «премьер-министр божества». Тип объяснения, к которому тяготеет это состояние, — примерно тот же, что и в теологическом состоянии: абсолютное знание, достигнутое скорее посредством воображения, чем рациональным методом. Ho метафизическое объяснение превосходит то, которое предлагалось теологической стадией, потому что отказывается от ссылок на транс­цендентные причины и удерживается в границах природы, то есть в границах самих вещей.

7.

<< | >>
Источник: Хавьер Субири. Пять лекций о философии . 2007

Еще по теме Метафизическое состояние.:

  1. Хлебосолов Е. И.. Метафизические основания христианства.2007, 2007
  2. Философия информации: позитивистская и метафизическая версии
  3. 1. МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ОДИНОЧЕСТВО
  4. 1.6. О значении метафизического подхода в юриспруденции
  5. в) КРИТИКА МЕТАФИЗИЧЕСКОГО ОТРЫВА ДВИЖЕНИЯ OT МАТЕРИИ
  6. а) ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И МЕТАФИЗИЧЕСКОГО МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ
  7. Глава 4. Метафизическая сущность нравственного учения христианства
  8. Каким будет конкретное содержание Яразных метафизических систем?
  9. Современные психофизиологические исследования естесшвенныхи «неестественных» измененных(транс- формированных) состояний сознания (сна, гипнотиче­ского состояния, галлюцинаций и т.д.)
  10. Естественное состояние и общественное состояние.
  11. Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения Комментарий к статье 27.12
  12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, медицинское освидетельствование па состояние опьянения, задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации
  13. Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения Комментарий к статье 12.8
  14. Позитивное состояние.
  15. § 3. Отъ этой метафизической точки зрѣнія на проблему цѣнности перейдемъ теперь къ реальной почвѣ жизни. Философское понятіе цѣнности распадется здѣсь на два понятія, согласно различію субъекта и объекта—индивида, оцѣнивающаго вещи, и вещей, подлежащихъ оцѣнкѣ.
  16. СУЖЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ