<<
>>

Методологическое противоречие между диалектикой и математикой

Другим, не менее важным препятствием превращения Сущего в начало мира и науки было противоречие между диалектикой и математикой, неравномерность и противоречивость их исторического и логического развития.

Между диалектикой и математикой существует диалектическая взаимосвязь, подчиняющаяся логике отдельного и общего. Диалектика вбирает в себя математику, математика вбирает в себя диалектику. В этом, казалось бы, равновесном соотношении первичным, основным является диалектика.

В диалектической триаде логическое подлежащее абсолютно, содержательно, определено в себе и не может быть подменено предикатом. В математической триаде логическое подлежащее относительно, бессодержательно, не определено в себе, и им может быть любой предикат.

Диалектическая триада является генетически жесткой, стабильной, субординационной. Она не допускает подмены логического подлежащего. Математическая триада является текучей, лабильной, координационной. Она допускает подмену логического подлежащего.

Содержательность и определенность логического подлежащего в диалектике описывает объект исследования в шестимерном пространстве.

Бессодержательность и неопределенность логического подлежащего в математике описывает объект исследования в трехмерном пространстве.

В диалектике нуль содержателен. В математике нуль бессодержателен. Шестимерное пространство объекта в диалектике - «перед» и «зад», «правая и левая сторона», «верх и низ». Трехмерное пространство объекта в математике - «длина», «ширина», «высота».

Шестимерная диалектическая система определений объекта лежит в основе знаменитой и известной с древнейших времен «Семерки», в основе гексаграмм «И-цзин» и «Звезды Давида», а с временной координатой - в восьмеричном пути познания истины Будды, но в них диалектическая система определений объекта настолько засимволизированна, что прикладного научного и практического значения не приобрела.

Математика как метод лежит в основе естествознания. Диалектика как метод лежит в основе онтологии. Следовательно, шестимерное диалектическое пространство включает в себя трехмерное математическое пространство. Онтология включает в себя естествознание, диалектика включает в себя математику. Отсюда математика - только часть диалектики. Следовательно, диалектика - царица наук. Об этом говорит и Платон: «Одна диалектика должна носить имя науки, ибо ее метод есть наивысший и совершеннейший». Исходя из диалектики отдельного и общего, из единства диалектики и онтологии, можно повторить, что диалектика - разгадка логической тайны человеческого мозга, разгадка лаборатории ленинской мысли. Платон также говорил, что математика - это только подготовка для занятий диалектикой. Платон считал, что диалектикой нельзя заниматься до 30 лет. Есть подозрение, что он боялся спекулятивного злоупотребления ею. Ленин-революционер - тому подтверждение.

Диалектика - самая трудная из всех наук, но умещается она в три слова: противоположности в любом противоречии противостоят, дополняют, взаимопереходят.

Диалектика предполагает развертывание от монады к диаде, к триаде, к гексаде, а от гексады - к 49-членной системе онтологических категорий Кузьмина и к мистическим 49 богам-умам Прокла. Развертывание системы онтологических категорий осуществляется через «оборачивание метода» Маркса.

Существует эмоциональная оценка диалектики и математики: «диалектика - наука ангельская, математика - наука дьявольская».

Объективно-логически диалектика господствует над математикой, а вот субъективно-исторически получилось так, что математика господствует над диалектикой и, заняв чужой трон, стала царицей наук. Математика - это только историческое предварительное начало «Большой науки».

Эвклид канонизировал основы математики и заложил начала ее логического развития. Диалектика все еще бьется в пеленках. Объясняется это тем, что мыслить в объемном шестимерном диалектическом пространстве значительно труднее, нежели в плоскостном трехмерном математическом пространстве. Кроме того, диалектикой занимались преимущественно философы-идеалисты - Платон, Прокл, Гегель.

Это была диалектика идей, а не диалектика вещей, то есть это была идеалистическая диалектика.

Элементы же материалистической диалектики у Маркса, Энгельса, Ленина не были сведены в единую систему, не были кодифицированы, номологизированы и канонизированы. Диалектика не превратилась в науку, она не стала методом для других наук. Более того, она социологизировалась и, по словам Герцена, стала «алгеброй революции». Именно диалектика отдельного и общего и была для Ленина «алгеброй революции», которой он перевернул и Россию, и мир (Как Лукач социологизировал онтологию).

Естествознание на основе математики взорвало теологически завершенное, замкнутое, вертикальное мир- пространство Средневековья.

Естествознание на основе математики, через технику и технологию, открыло Новое время, Новое технологическое пространство, Новый технологический Свет. Шло интенсивное познание естества и развитие производства. Наряду с этим было открыто Новое географическое пространство, Новый географический Свет - Америка. Шло экстенсивное познание естества и развитие производства.

Эти два взаимодополняющих и взаимопроникающих процесса - открытие Технологического пространства и открытие Географического пространства - были представлены Бэконом, Колумбом и Ермаком.

Эпоха Возрождения в лице Леонардо да Винчи и Микеланджело открывает Новое, в сравнении со Средневековьем, Эстетическое пространство, возрождая вечно юную Античность. Если естествознание на основе математики, через технику и технологию, обеспечивает утилитарно­практическое овладение Миро-Космосом, то Возрождение обеспечивало художественно-эстетическое овладение Бого­Человеком.

Итак, развитие техники на естественно-математической основе породило европейский историцизм и технологическое время, научный фетишизм и технологический романтизм.

Целостное здание теологии было взорвано естествознанием на математической основе и техническим прогрессом как его следствием. Естествознание на основе математики создало многоотраслевое единое глобальное хозяйство, породило технологическое и информационное, экономическое и финансовое, культурное и психологическое, этическое и эстетическое «сжатие мира», сделав земной шар маленьким и тесным, неуютным и грязным.

Общий кризис теологического мировоззрения «развалил» божественно­конечный, целостно-замкнутый, вертикально-монистический мир на бесчисленное множество миров, сделав его бесконечно­релятивным, разорванно-разомкнутым, горизонтально­плюралистичным. Гераклитовское «все течет» абсолютно подавило протагоровское «все пребывает». Отпав от божественной замкнутости и вечности внешнего Мира, человек потерял божественную замкнутость и вечность своего внутреннего мира. Потеряв божественный смысл Мира, человек потерял и смысл своей жизни. И это будет продолжаться до тех пор, пока вместо субъективно­теологической основы Мира и Человека не будет поставлена объективно-онтологическая основа, то есть пока не будет произведена замена Бога на Сущее.

Мир надо снова закрыть, замкнуть на себя, собрать, завершить Сущим, перейти от теологического единства Мира к онтологическому, вернуться к монизму на другом историческом уровне, включить в Сущее всю естественно­технологическую и гуманистическую историю.

Таким образом, методологическое противоречие между диалектикой и математикой дало трагический результат и стало одним из существенных препятствий, затрудняющих овладение концепцией самодвижения и саморазвития всего сущего посредством взаимодействия противоположностей - фундаментом рационального реализма Мира и глобального гуманизма Человека. Математика не справляется с гегелевскими «непредвиденными последствиями» технического прогресса. С ними может справиться только онтологическая диалектика, диалектика отдельного и общего.

4.

<< | >>
Источник: Березовский В.И.. Тупик и Выход : научная статья. 2012

Еще по теме Методологическое противоречие между диалектикой и математикой:

  1. § 24. Методологическое значение основных законов диалектики. Противоречие — источник развития научного знания
  2. § 25. Категории диалектики, их методологическое значение
  3. Семинар 8. Диалектика как философское учение и как методологический принцип
  4. д) ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ НОВЫМ И СТАРЬТМ
  5. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ КОЛОНИАЛЬНЫМИ ДЕРЖАВАМИ
  6. § 3. Накопление противоречий и борьба между Севером и Югом
  7. ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫМИ СИЛАМИ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ
  8. ЛЕКЦИЯ 9 СВЕРХЧЕЛОВЕК И МЕТАЧЕЛОВЕК KAK ПУТИ IC БОГОЧЕЛОВЕКУ. ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ НИМИ
  9. Противоречия между пролетариатом и буржуазией можно разрешить только путем социалистической революции
  10. В начале указанного Парменидом пути стоит требование принять к сведению действующее в сущем противоречие между бытием и небытием.
  11. Характеристика какой разновидности норм права изложена ниже: «... призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями»:
  12. Решение об отказе в регистрации права выносится, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
  13. ЛЕКЦИЯ 2 ФИЛОСОФИЯ KAK ДУХОВІІОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ОСНОВНОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ И ВЫХОД K ТРАГИЧЕСКИМ ПРОТИВОРЕЧИЯМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
  14. Осторожно, математика!