<<
>>

7.1. МЕТОДОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ МИРА И ПРЕДМЕТОВ МИРА

Философский анализ основных путей и методов научного познания окружающего Мира приводит к пониманию того, что, вероятнее всего, нельзя говорить об одном-единственном общем методологическом подходе в исследованиях.

Скорее наоборот, следует выделить несколько основных методологических подходов к изучению частей и Предметов Мира, каждый из которых раскрывает определенные стороны и важные общие характеристики предмета. А взаимодействие и взаимное дополнение разных подходов формирует более глубокое, широкое и целостное понимание как отдельных частей и Предметов Мира (природных комплексов и Систем Мира), так и в целом, Мира-Системы. Иными словами, по-видимому, следует говорить о многомерности методологических подходов к исследованию. Тогда, в самом общем виде, целесообразно вычленить главные направления, позволяющие все более глубоко и разносторонне отразить Мир.

С одной стороны, это общая методология познания как всего Мира-Системы, так и отдельных Предметов Мира.

В указанном всеобщем плане, важное методологическое значение имеет определение более четких соотношений таких реальностей и понятий, как самодвижение, самоорганизация, саморазвитие, самополяризация и самораспад, а также общая методология их взаимосвязанного познания. Соответствующий теоретический и системно-философский материал был рассмотрен нами в предыдущих главах. Поэтому здесь мы сведем воедино общие полученные результаты.

Считаем, что наиболее широким и синтетическим является понятие самодвижения Мира-Системы (всеобщего Мирового круговорота веществ и энергий). А такие реальности и отражающие их понятия, как самоорганизация, саморазвитие, самополяризация и самораспад в Мире, являются важнейшими, но частями Мирового круговорота, или самодвижения. В частности, это нашло отражение в рассмотрении соответствующих этапов самодвижения активных Систем Мира. Поэтому, по-видимому, исходной методологической основой познания Мира-Системы, его частей и отдельных предметов в системно-философской НКМ является признание и теоретико-методологическое отражение самодвижения Мира.

Оно проявляется: I) в Мировом круговороте веществ и энергий; 2) в круговоротах обмена веществ и энергий между системой и средой в природных комплексах «система- окружающая среда»; 3) в онтогенетических циклах отдельных систем; 4) в филогенетических циклах смен множества поколений аналогичных систем. При этом методы и результаты познания процессов самоорганизации, саморазвития, самополяризации и самораспада в Мире также имеют важ-

нейшее значение для новейшей НКМ, они органично встраиваются в соответствующие части единой картины Мира - природы, человека и общества, отражая разные стороны круговорота субстанции.

Кроме того, как на уровне всеобщего, так и отдельного познания Мира, наибольшей эффективностью обладают общие теоретико-методологические принципы диалектического рассмотрения предмета. К ним следует отнести необходимость познания, с помошью соответствующих методов исследования, следующих реальностей:

выявление и теоретическое обобщение данных о силах взаимодействия (собственной активности) предмета, полярно представленных в виде: а) потенциального и б) кинетического взаимодействия;

формирование целостных знаний о полярной структуре предмета: а) полюса с преобладанием потенциального взаимодействия, с наиболее плотной, концентрированной структурой и б) полюса с преобладанием кинетического взаимодействия, с более разреженной, рыхлой структурой, или же ее распада на соответствующие элементы (при переходе к бесструктурному);

синтез результатов по динамике самодвижения предмета, в виде взаимодействия полярных процессов и достижения полярных состояний: а) процесса концентрирования и б) процесса рассеивания субстанции;

общий синтез представлений о предмете в знаниях о самодвижении (циклях изменения содержания) предмета. В целом это позволяет выявить: активность, статику, динамику и общее самодвижение предмета.

Во-вторых, по-видимому, следует специально выделить методологические закономерности на уровне отдельного, при изучении Предметов Мира. Считаем, что именно данный пласт методологических установок и направлений в познании имеет наиболее важное значение, поскольку как наука, так и практика в большинстве случаев имеют дело с разносторонним изучением и преобразованием исключительно многообразных Предметов Мира. Именно этой стороне методологии уделим главное внимание в данном разделе.

На уровне отдельного рассмотрения предмета выделим следующие методологические аспекты. 1. Методология выявления «онтологической клеточки» познания Предметов Мира. II. Методология познания отдельных систем и природных комплексов. III. Методология комплексного познания систем, природных комплексов и частей Мира. IV. Особенности методологии исследований систем концентрированной и рассеянной материи (вещественных систем и энергетических систем). Каждый из указанных аспектов обладает выраженной спецификой и заключает в себе разные методологические подходы. Поэтому рассмотрим каждый из них в отдельности.

<< | >>
Источник: Ушакова К.В.. Системная философия и системно-философская научная картина мира на рубеже третьего тысячелетия. Часть 2.. 1998

Еще по теме 7.1. МЕТОДОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ МИРА И ПРЕДМЕТОВ МИРА:

  1. 7.4 МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО ПОЗНАНИЯ СИСТЕМ, ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ И ЧАСТЕЙ МИРА СИСТЕМНО-ФИЛОСОФСКАЯ ТИПОЛОГИЯ ГЕНЕЗИСОВ
  2. Глава 12. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ МИРА ПОЛИТИЧЕСКОГО
  3. 72. ВЫЯВЛЕНИЕ ИСХОДНОЙ «ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КЛЕТОЧКИ» ПОЗНАНИЯ ПРЕДМЕТОВ МИРА
  4. 1. Строение Мира (познание строения с противоположных сторон - как части и как целого)
  5. § 20. Понятие метода и методологии. Специфика философско-методологического анализа науки. Функции общенаучной методологии познания
  6. 6.3. АКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ МИРА - АККУМУЛЯТОРЫ И ТРАНСФОРМАТОРЫ И ИХ РОЛЬ В ПОЗНАНИИ СУЩНОСТИ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
  7. 1.3. ЕСТЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ МИРА (КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МИРА)
  8. 3 Проблемы познания мира
  9. Естественная "система" категориальных определений мира (категориальная структура мира)
  10. 3.3. КАТЕГОРИИ ДЛЯ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ МИРА
  11. 1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ. 2. Методология курса 3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?
  12. 5.1. ПРЕДМЕТЫ МИРА В НКМ И ДВА ПЛАНА ИХ ИЗУЧЕНИЯ
  13. Вещи - предметы материального мира
  14. § 2. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки
  15. Глава 5 ПРЕДМЕТЫ МИРА В СИСТЕМНО-ФИЛОСОФСКОЙ НКМ
  16. 4.1. Способы рассмотрения Мира-Системы. Мир неделимый