Миф - это воплощенный в слове мистический символ, представляющий собой синтез (сплав) знания, веры и вымысла.
Он связан с реальной действительностью и поэтому является источником знания; мистические качества мифа не удостоверяются здравым смыслом, поэтому он требует веры; мифу доверяют, потому что он обладает силой художественного вымысла (нас возвышающий обман).
Отсюда познавательнообъяснительные, ценностно-ориентационные, эмоционально-побудительные качества мифа. Классификация мифов, по поэтической метафоре Т. А. Апинян, напоминает «сад переплетающихся тропок», в котором легко заблудиться (см. с. 128-154). Не будем испытывать судьбу и ограничимся тем, что поделим интересующую нас мифологию русской интеллигенции на три относительно самостоятельных части.Во-первых, мифы о природе интеллигенции - в чем ее таинственная сущность? Эти мифы, по аналогии с космогоническими, теогоническими и антропогоническими, назовем интеллигентогоническими; во-вторых, мифы о добрых или, напротив, злодейских деяниях интеллигенции, рисующие ее привлекательный или отвратительный образ (героические мифы); в-третьих, мифы о конце интеллигенции, которые естественно назвать эсхатологическими.
По уровню разработанности интеллигентские мифы варьируются в широких пределах: от нигилистического мифа, воплощенного в классических романах и публицистике, до фольклорных элегий типа мифа о московских кухнях 70-х годов.Замысел интеллигентогонических мифов заключается в демонстрации специфических особенностей русской интеллигенции, которые отличают ее от работников умственного труда других стран. Признается, что общей и для западных интеллектуалов, и для русских интеллигентов является способность к созданию и распространению в обществе духовных культурных ценностей, т. е. способность к социально-культурной деятельности. Но если западные профессионалы мирно сотрудничают с властями и состоятельными заказчиками, то русским интеллигентам, по мнению сторонников «мифа исключительности», присущи три качественных отличия.
Первое качество - антимещанские, антибуржуазные установки, презрение к корысти, стяжательству, материальным благам и удобствам; приоритет духовных, а не материальных потребностей.
Второе качество - оппозиционность, противостояние власти. Видимо, под впечатлением революционно-террористических акций радикальной интеллигенции, которым сочувствовали российские либералы, сложился устойчивый стереотип о вечной враждебности интеллигенции к самодержавию, да и государственной власти вообще. Получается нелепость: обществом в целом, включая нищую культурную элиту, должны руководить неинтеллигентные люди - деспоты, мерзавцы, циники с сомнительным уровнем интеллекта.
Третье качество - гипертрофированная совестливость. М. С. Каган, автор афоризма «интеллигент - образованный человек с больной совестью», развивая его, писал, что русский интеллигент представляет собой «особый социально-психологический тип человека, сложившийся в России в XIX в. в силу особых исторических условий»[9]. Выходит, что интеллигентность - уникальная черта национальной русской психологии, которая отсутствует у иноземных интеллектуалов в силу различия культурноисторического опыта наших стран. Опять несуразица: иностранный интеллектуал - психически нормальный человек со спокойной, здоровой совестью, а русский интеллигент - параноик с хронически воспаленной, больной совестью, толкающей его на путь гибельных революционных катаклизмов.
Если обобщить аргументы в пользу уникальности русской интеллигенции, получается мифический герой: истомленный душою воинствующий бессребреник-моралист.
Определение национальной специфики интеллигенции (великорусское или всемирное Чудо-Чудовище) тесно связано с вопросом о ее социальном статусе, о сословно-классовой и профессиональной принадлежно-
сти. На этот вопрос отвечает отдельная группа интеллигентогонических мифов. Здесь сталкиваются разнообразные точки зрения: интеллигенцию именуют то умственно развитой социальной группой (В.
И. Даль и другие дореволюционные лексикологи), то особым сословием или кастой, то негативной социальной группой, то эксплуататорским классом, то социальной прослойкой, то особым языковым сообществом, то духовным образованием, которому вообще нет места в социальной структуре России.Ответ прост: это - субкультура, о чем свидетельствуют и такие ее характеристики, как особое этическое самоопределение, креативность, идейность. Мысль о субкультурной природе русской интеллигенции представляется продуктивной, ведь кружки нигилистов и народников, подпольные партии революционеров суть субкультурные объединения, решительно противопоставляющие себя общекультурным салонам. Но разве в этих салонах не встречаются интеллигентные люди? Получается, что миф о субкультурном статусе интеллигенции - половина правды, а не полная правда.
В советской мифологии интеллигенции отводилась роль прослойки, обслуживающей дружественные классы рабочих и крестьян. Фактически советский интеллигент был эксплуатируемым государством пролетарием умственного труда, который складывал в минуты вольного творчества не мифы, а бардовские песни и анекдоты. На Западе же с 50-х гг. распространялся оптимистический миф о грядущем обществе знаний (информационном обществе), где власть будет принадлежать умным и эрудированным интеллектуалам, которые превратятся в «новый господствующий класс», меритократию (власть лучших).
Неприглядный образ «негативной социальной группы», страдающей «социальным гиперкритицизмом, уродливым патологическим сочетанием народофилии и народофобии», рисуют некоторые наблюдатели, заметившие, что русская радикальная и либеральная интеллигенция, борясь с «ненавистным самодержавием», мечтала создать «новое общество» по «модели Запада». Поскольку «не очень образованная интеллигенция плохо знала, понимала и чувствовала не только свою страну, но и Запад, который мифологизировала», получилось «отчуждение от страны, государства и народа» и «компиляция чужой социальной мысли».
Этот миф является антиподом интеллигентогоническому мифу об уникальности и самобытности русской интеллигенции, единственной в своем роде и, значит, никому не подражающей (см. выше). К сожалению, оба мифа страдают общим недостатком: в них слишком мало правды и слишком много вымысла, поэтому им невозможно поверить.Героические мифы. Героические мифы занимают центральное место в мифологии интеллигенции, они хорошо известны современникам, потому что ими переполнена русская литература. Г лавному действующему лицу героического мифа - культурному герою - обычно противопоставляется его антипод - трикстер[10]. Культурный герой создает материальные и духовные ценности, утверждает Добро, Красоту и справедливый социальный порядок, а антигерой-трикстер сеет своими действиями разрушение и хаос.
Героическая интеллигентская мифология сбалансирована в том смысле, что она состоит их двух равновеликих, но разнонаправленных разделов. В одном разделе Интеллигент предстает в роли культурного героя, символизирующего Разум и Совесть; это положительные, апологетические мифы «во здравие». В другом разделе Интеллигент превращается в трикстера, сеющего нигилизм, бесовщину, разрушение; это негативные, обличительные мифы, мифы-анафемы. В качестве враждебной силы, которой противостоит Интеллигент, в апологетических мифах выступает деспотическая Власть, угнетающая народ, или глупое и невежественное Мещанство (филистерство). В негативных мифах против Интеллигентов- трикстеров борются Культурное общество и защищающая социальный порядок и закон благонамеренная Власть.
Поскольку содержание мифологических истин изменялось со временем, резонно расположить героические мифы в хронологическом порядке, соответствующем смене поколений интеллигенции. Что понимается под поколением интеллигенции?
Поколение - многозначный термин, относящийся к возрастной структуре общества и к истории культуры (не будем учитывать такие метафоры, как поколение компьютеров или техника нового поколения). Важно различать демографические поколения и социально-культурные поколения.
Еще по теме Миф - это воплощенный в слове мистический символ, представляющий собой синтез (сплав) знания, веры и вымысла.:
- СИМВОЛ ВЕРЫ
- Миф – это метафорическая история
- 6.3.9. Грищенко А. Роман Иванищев: Пянсэ – это символ Владивостока
- Идеалистическая истина есть синтез двух других истин, т. е. синтез, созданный нашим разумом” [77, 463].
- § 9. Вымыслы и правда детерминистов
- ТАЙНЫ МИСТИЧЕСКОГО СВЕТА
- Тема 13. Система права СИСТЕМА ПРАВА – это объективно обусловленное разделение права на элементы (отрасли, подотрасли, институты и нормы), взаимосвязанные между собой 1. Понятие и структурные элементы системы права
- Мистический опыт может быть систематизирован в силу своей цельности.
- Воплощение образа и характерность
- Думать — это как любить и умирать. Каждый должен делать это сам.
- Интерсубъективность как выразимость в Слове
- Национальное начало тесно связано с государственным и разделяет с ним его сверхразумный или мистический характер.
- § 1. Политико-правовые идеи в «Слове о Законе и Благодати»
- Проблема соотношения веры и разума
- Политико-правовые идеи в «Слове о полку Игореве»
- Политико-правовая концепция митрополита Илариона в «Слове о Законе и Благодати»
- Помимо концептуально-методологического, рационального понимания Сущего, есть еще и его чувственно-мистическое, эмоциональное восприятие.
- 5. СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ: РАСКРЫТИЕ И ВОПЛОЩЕНИЕ
- Адриан ван Каам. ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРИ ВЕРЫ . 1966, 1966
- Символ — не внутренняя форма.