<<
>>

Мифы и стереотипы сознания

Чтобы придти к таким выводам, человечество прошло длинный путь мифологизации и идеализации сознания. Древний человек, есте­ственно, не мог самостоятельно придти к выводу о строении мозга, его функциях по рождению и деятельности сознания.

Поэтому он об­ратился к фантастическим представлениям о происхождении языка, мышления, речи, сознании в целом как даре богов. Родился миф о бо­жественном происхождении сознания.

Глава 1

18

Bce сказки, мифы, легенды до наших дней, естественно, не дошли. Ho многое пришло почти в первозданном виде. Так сохранились мифы и легенды о появлении первых зачатков сознания. Они, естественно, были связаны с деятельностью богов, потому что в истории человече­ства бьш период, когда, по представлениям человека, ничто не дела­лось без воли и соизволения богов. Mor ли древний человек пред­ставить, что такое сказочное явление, как сознание, появилось само собой, без какого-либо участия богов? Уж если овладение огнем, в об- щем-то рядовом для первобытных условий событии, (чего-чего, а огня в природе хватало) не обошлось без участия богов, то открытие речи, возможность, что-то сказать друг другу, выразить свои чувства члено­раздельной речью, передать виденное или слышанное другим, — такое фантастическое явление без участия высших сил обойтись никак не могло.

Появились сказки о том, как человек научился понимать язык птиц, животных, разговаривать на их языке; даже немые рыбы, и те за­говорили. A потом появились специальные знатоки звериных языков. Наконец, Платон сочинил миф и том, что зародыши речи (идеи) живут где-то возле богов, набираются от них ума-разума, а потом поселяются в чреве беременной женщины, и человек рождается C готовым языком, надо только чуть-чуть подрасти, набраться силенок, соображения, что­бы заговорить самому. Одним из крупнейших мифологов сознания в идеальной форме был Платон.

Мифы были настолько привлекательны, что многие из них пре­вратились в стереотип. Стереотип — это выработанное в течение дли­тельного времени представление о чем-либо реально существующем и долго сохраняющемся без критического переосмысления, хотя при­родная эволюция, исторический прогресс уже требуют пересмотра его содержания и решить, как быть с ним дальше. Обычно считают, что стереотипы свойственны только обыденному сознанию, научное, теоре­тическое сознание свободно от них, потому что этот род сознания кри­тичен по своей сути и автоматически борется со всякими стереотипами.

K сожалению, это не совсем так: и научное сознание не свободно от этого «вируса». Известный советский философ А. К. Сухотин напи­сал по этому случаю специальную книгу «Парадоксы науки» (М., 1978), где собрал множество примеров «научных стереотипов». Для под­тверждения их существования приведу несколько иллюстраций из этой интересной книги.

Первый пример касается квантовой механики. Сухотин приводит такой факт: «крупнейший современный американский физик Р. Фейн- манн замечает, например: „я смело могу сказать, что квантовой механики

Мифы, стереотипы, современные представления о сознании 19

никто не понимает44. „Поэтому считают, — продолжает философ, — что квантовую механику нельзя понять, к ней надо привыкнуть44. И это заявление тоже принадлежит нашему современнику, известному со­ветскому математику С. Соболеву. Вспоминается шутливое обращение Д. Байрона: „Ученый, ты объясняешь нам науку, но кто объяснит нам твое объяснение?44 Сказано давно, но остается современным» (101, с. 17). Такова методология возникновения и закрепления стереотипа в науке. Теперь о последствиях таких стереотипов.

Стереотип довлел над самыми великими учеными. Так, мысль о вращении земли казалась на первых порах самому Копернику неправ­доподобной. И. Ньютон считал свою механику «подозрительной». И. Кеплер остро переживал за свои исчисления, по которым выходило, что движения планет имеют эллиптические орбиты, а это расходилось с утвердившимися представлениями о их круговом движении (см.: там же, с.

53-54).

Драматична история внедрения в науку квантовой теории. Суть ее в том, по мнению ее открывателя М. Планка, что электромагнитная энергия, носителем которой является свет, излучается и поглощается атомами не непрерывно, а только строго определенными дозами, кван­тами. Квант — это минимальная, неделимая порция энергии... Однако далось такое решение естествоиспытателю нелегко. Когда Планк уви­дел, что квант рушит закон непрерывности излучения и поглощения света, внося дискретность, прерывистость, а еще более, когда понял, что его квант вообще подрывает классические устои, ученый самым настоящим образом встревожился.

Насколько бы это ни показалось странным, но факт имел место: М. Планк выступил против своей собственной гипотезы, противясь ее утверждению в науке. Характеризуя терзания ученого, А. Эйнштейн отмечал, что М. Планк мучительно бился над тем, как вывести физику из затруднительного положения, в котором она оказалась по его же собственной вине. Планк переживал самую настоящую «ломку созна­ния». Такова сила стереотипа (см.: там же, с. 72-73).

Ho вскоре и А. Эйнштейн испытал на себе его силу. B 1922 году в зените своей славы он объезжал континенты. Ero тепло принимали во многих европейских странах, в Японии. Молодая Советская Россия порадовала великого ученого, избрав его членом Академии наук. Од­нако когда он прибыл во Францию, разразился скандал. 33 члена Французской академии, в которой особо почитались научные принци­пы XIX века, заявили, что они покинут собрание, если А. Эйнштейн появится в нем (см.: там же, с. 74).

Глава 1

20

He отстало и Лондонское королевское общество, выполняющее практически роль Английской Академии наук. B свою пору оно весьма неприязненно встретило эволюционное учение Ч. Дарвина, провозгла­сило бесполезным изобретение лампочки Эдисона, отклонило как не­лепое сообщение о состоявшейся уже практической проверке громоот­вода Б. Франклина. Громоотвод не признала и Французская академия. Ученые полагали, что стекание электрического заряда с острия не только не сможет нейтрализовать его силу, а, напротив, создаст лучшие условия для зарождения молний.

Франция упорно отказывалась при­знать громоотвод. И только после большого пожара в Филадельфии (США), где размещались здания представительств многих стран, из которых большинство установили громоотводы, а Французское по­сольство категорически отказывалось установить его на здании своей гостиницы. Bo время грозы, явившейся главной причиной пожара, од­на из молний ударила как раз в эту гостиницу, часть здания сильно пострадала, погибли люди. Событие имело исключительный резонанс, и на крыше злополучной гостиницы вскоре появился громоотвод (см.: там же, с. 74—75).

B течение 1500лет в медицинской науке господствовала точка зрения К. Галена, согласно которой венозная и артериальная кровь — разные жидкости и назначение у них разное: первая питает органы, а вторая разносит по телу тепло и жизнь. Ho вот в начале XVII века врач и естествоиспытатель В. Гарвей предложил совершенно новое пони­мание движения крови в теле. Он выступил с идеей кругов кровооб­ращения, показав роль сердца и легких в очищении и восстановлении живительных сил крови. В. Гарвей немедленно подвергся нападкам, причем не только со стороны некоторых ученых, но и медицинских органов и обществ. «Лучше ошибки Галена, чем истины Гарвея!» — так определили они свое отношение к новому. Больные отказывались от услуг В, Гарвея, его травили, на него шли жалобы даже королю Карлу I. Bce это кончилось печально: по наущению недоброжелателей дом ученого был разграблен и сожжен. B огне сгорели ценные рукопи­си (см.: там же, с. 75).

Примеры реакционности и агрессивности научных стереотипов можно продолжить. Они не исчезли и в наши дни.

K числу самых древних мифов и стереотипов в истории следует отнести и мифы о божественном происхождении языка, платоновского учения о самостоятельном возникновении и существовании идей, иными словами — об идеальном. K идеальному относилось, по тогдашним представлениям, все нематериальное: сознание, мышление, психика,

Мифы, стереотипы, современные представления о сознании 21

эмоции и т.

д. Данные мифы и стереотипы обычно связывают с именем гениального древнегреческого философа Платона. Ero фигура подхо­дила для столь высокой «миссии» по многим качествам: и по царскому происхождению, и по необычайной силе, и по умственным способно­стям. Неслучайно боги избрали его преемником лучшего философа тех времен Сократа.

Основные представления об идеальном были сформулированы Платоном в «послесократовский» период. Потрясенный трагической смертью Учителя (Сократ в 399 г. до н. э. принял яд по приговору суда), он отправился в десятилетнее путешествие: побывал в Египте, Южной Италии, Сицилии. Познакомился с учением пифагорейцев.

Как и всякая творческая личность, Платон постоянно развивал­ся, непрестанно обогащая свой ум. B пору зрелости он увлекался мифологией, сочинял мифы о самопорождении мыслей, идей, кото­рые, живя в окружении Зевса, путешествовали.с ним по небосводу, набирались впечатлений; а потом, выбрав подходящих женщин, со­биравшихся стать матерями, поселялись в их плодах, развивались вместе с ними, рождались, росли, крепли, обогащались земными впе­чатлениями, становились частью ума, нуса человека. Сам Платон был убежден, что душа человека разумна (см.: 83, 508d, e). Человек старел, умирал, — идеи переселялись на какую-нибудь звезду и жили там несколько тысячелетий. A потом снова поселялись в плодах дру­гих женщин и начинали вторичную жизнь. Так повторялось без конца. Люди умирали, а идеи оставались бессмертными, продолжали жить, появляться в уме нового человека. Это и послужило основанием для многих современных философов объявить Платона объективным идеалистом.

1.2.

<< | >>
Источник: Яковлев Александр Ильич. Материальность сознания. 2009

Еще по теме Мифы и стереотипы сознания:

  1. ГЛАВА 1 Мифы, стереотипы, современные представления о сознании
  2. 2.1.3. Стереотипы и типичные ошибки в оценке личности собеседника
  3. Стереотип берет верх над человеком
  4. Искоренение всех контрпродуктивных стереотипов
  5. § 1. Правовое сознание и культура в системе общественного сознания
  6. ДРЕВНИЕ МИФЫ
  7. Мифы пропаганды
  8. ЭВОЛЮЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СОЗНАНИЯ Эволюция сознания
  9. Мифы Древнего Египта
  10. Мифы звездного неба
  11. Глава 12 Выводы: мифы, теории и исследования
  12. БИБЛЕЙСКИЕ МИФЫ
  13. МИФЫ АРХЕОЛОГИИ
  14. Эсхатологические мифы
  15. Мифы социализма
  16. Глава 7. Мифы гиперборейцев
  17. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И МИФЫ
  18. Мифы и правда о суицидах
  19. Мифы о процентных ставках