<<

Научность и тенденциозность Маркса и Ленина. Некритическое отношение к Марксу и Ленину

Существенным препятствием превращения ленинской концепции самодвижения и саморазвития всего Сущего посредством взаимодействия противоположностей в концептуально-методологическую основу системы «Человек и Мир» является недиалектическое отношение к Марксу и Ле­нину, необъективная оценка их научной и революционной деятельности. Революционные неудачи России дискредитировали научную сторону этих великих мыслителей. Задача состоит в том, чтобы отделить у них науч­ность от тенденциозности и рассматривать их не только как революционеров-политиков, но и как мыслителей- теоретиков.

Это соотнесет их с творцами теологии. Маркса и Ленина следует воспринимать как ученых, оставив на время методы их революционной практики. И только после того, как будет отделена научная сторона и рассмотрена как самостоя­тельный объект исследования, можно будет рассмотреть и тенденциозную сторону, и если не оправдать, то хотя бы понять, почему она была такой. Трудность диалектического разделения Маркса и Ленина на мыслителей и революционеров - в большей мере психологическая. Рассуждают просто: раз революционные задачи построения нового общества не были решены, значит, и теоретическая основа никуда не годится. Вместе с трагическими результатами методов разрушительной политической практики выбрасывается и научная сторона. Акцентация внимания на тенденциозной стороне обедняет науку и психологически парализует последователей Маркса и Ленина. Задача — «вышелушить» рациональное зерно научности из плевел политической тенденциозности.

Что внес в Большую науку Маркс?

Во-первых, единство материализма и диалектики — концепцию диалектико-материалистического монизма, уяснение и раскрытие которой дает диалектико­материалистическую картину Мира.

Во-вторых, материалистическое понимание истории — принцип исторического материализма, уяснение и раскрытие которого дает категориально-диалектическую модель отношений человека к действительности, «магический кристалл» категориально-диалектической структуры человека, о чем мыслители мечтали тысячелетиями.

В-третьих, в «Капитале» Маркс дает блестящий образец того, как используется единый принцип естественного и общественного для анализа капитализма.

Энгельс акцентирует внимание на гегелевской концепции восхождения от единичного к особенному и всеобщему, от индивида к виду и роду.

Что внес в Большую науку Ленин?

Во-первых, концепцию самодвижения и саморазвития всего сущего посредством взаимодействия

противоположностей, которая восходит к Аристотелю, уяснение и раскрытие которой дает генетическую структуру Сущего и генетическую структуру наук.

Во-вторых, Ленин вычленяет «ядро диалектики» — «диалектику отдельного и общего», метод, этот «золотой ключ», открывающий тайну мироздания, уяснение и раскрытие которого показывает механизм саморазвития и са­модвижения всего Сущего.

В-третьих, Ленин выдвигает закон неравномерности развития Сущего, суть которого в том, что все построено из одного, но построено по-разному, по-разному движется и по- разному развивается.

Ленинская концепция самодвижения и саморазвития всего Сущего возвратно вбирает в себя марксисткую концепцию диалектико­

материалистического монизма и гегель-энгельсовскую концепцию восхождения от единичного к особенному и всеобщему. Ленин ставит свою концепцию самодвижения и саморазвития всего Сущего на мощный методо­логический фундамент диалектики отдельного и общего.

Есть своя логика в соотношении Маркса и Ленина. Кратко — это соотношение исторического и логического. Маркс — исторически-горизонтален. Ленин — логически- вертикален. У Маркса логика включена в историю. У Ленина история включена в логику. Это предопределило характер Ок­тябрьского переворота, судьбу России и мира.

* * *

Если исходить из того, что XX век определялся Россией и был веком России, а судьба России определялась Октябрьским переворотом, в котором основную роль играл Ленин, встает вопрос: «Чем концептуально-методологически руководствовался Ленин?». Ответ — концепцией само­движения и саморазвития всего сущего посредством взаимодействия противоположностей, т.е. Сущим и диалектикой отдельного и общего — Сущим как предметом и диалектикой отдельного и общего как методом.

Ответ на специфику ленинской мысли нужно искать не в физиологических особенностях его мозга, а в концепции самодвижения и саморазвития всего Сущего посредством взаимодействия противоположностей.

У Ленина, как у отцов-пустынников, святых- отшельников, творцов монотеистических религий, было концептуальное «сжатие» Мира до Точки, до Сущего и субъективно-методологическое «смещение масштабов» частей единого целого. Творцы монотеистических религий «сжимали» Мир до Бога. Ленин сжимал Мир до Сущего. Интернет технологически «сжал» земной мир до он-лайн. Как у творцов религий, так и у Ленина суть одна и та же — «сжатие» Мира. Форма разная: одна — идеальная, другая — материальная, точнее — одна идеально-антропоморфная, другая — материально-логическая.

Субъективно-методологическое «смещение масштабов» частей Мира образно можно представить как «айсберг» и «перевернутый айсберг», как «египетскую пирамиду» и «перевернутую пирамиду», как церковь, которая строится снизу вверх, а воспринимается сверху вниз, как историю человечества, которая пишется кровью, а читается глазами разума.

Реальное состояние айсберга - 10/90, перевернутого - как 90/10. Амплитуду можно довести до условной абстракции 1/9.999 и 9.999/1.Максимально увеличивая диспропорцию, мы получим Мир в Точке и Точку в Мире. В первом случае - общее в отдельном, во втором — отдельное в общем. Так делит Мир и Ленин. Внешний мир для него предельно мал, в то время как его внутренний мир предельно велик. Поэтому Ленин обладал чувством абсолютной внутренней свободы, присущей только ему одному.

Объективная диалектика отдельного и общего и субъективное «смещение масштабов» частей целого дали воз­можность Ленину «преодолеть» физическую тяжесть Российской империи и тяжесть гнета русского царизма, «преодолеть» гравитационно-психологическое притяжение земли, «преодолеть» вязкую липкую современность, «преодолеть» Мир как целое. Зато потом он обрушил всю тя­жесть своего огромного внутреннего мира на Советскую Россию.

Диалектика отдельного и общего дает возможность диалектически соединить 1917 г. и 1991 г.

Именно это соотношение отдельного и общего, внешнего и внутреннего мира Ленина лежит в основе его стратегии и тактики, в основе изощренных и безжалостных методов политической борьбы, в соотношении русской и мировой революций.

Онтология и коммунизм

Из онтологии вытекает коммунизм. Если признается Сущее как наивысший род всего существующего, естественного и общественного, материального и идеального, объективного и субъективного, нерукотворного и рукотворного, и признается онтология как наука о сущем, если признается кантовское положение, что онтология есть завершение культуры человеческого разума, то логично признать и коммунизм.

Исторически коммунизм

многообразен: первобытнообщинный коммунизм — «золотой век» Гесиода; утопический, стихийно-альтернативный, теологический коммунизм Мора и Кампанеллы;

эмоционально-альтернативный, фатально-исторический

коммунизм Маркса; эмоционально-альтернативный, фатально-онтологический коммунизм Ленина;

романтический, спекулятивно-безответственный коммунизм

Хрущева и рационально-реалистический, глобально­гуманистический коммунизм Кузьмина, который должен быть логически уяснен, теоретически разработан и практически утвержден для выхода из глобального цивилизационного кризиса. В России был дискредитирован не коммунизм вообще, а его определенная конкретно-историческая форма. Не следует из-за неудавшейся формы выбрасывать рациональное ядро, так как кроме рационально­реалистического, глобально-гуманистического

коммунизма на онтологической основе выхода нет.

Сегодня перед Россией остро стоит задача

модернизации как единственного условия выживания. Проблема модернизации прослеживается через всю российскую историю: переход от политеистического

язычества к монотеистическому христианству при Владимире Крестителе, обретение Византийского наследия и идея третьего Рима Ивана Великого и патриарха Никона,

насильственная модернизация Петра I, скачкообразное по­реформенное промышленное развитие конца XIX - начала XX веков, кроваво-террористическая индустриализация Сталина и его Атомный проект, пропагандистский ракетно­космический блеф Хрущева, неудавшиеся экономические реформы Косыгина, застойно-разрушительное ускорение Горбачева, нанотехнологическая модернизация Медведева. Историческое развитие России носит нервно-импульсивный характер, определяемый восточно-западным, азиатско- европейским гео-демодетерминизмом.

* * *

Итак, выход из создавшегося национального и глобального тупика - в смене мировоззрения, в диалектическом переходе от теологии к онтологии, от Бога к Сущему, в замене Системы «Человек и Бог» на Систему «Человек и Мир».

Трудность в том, что переход нужно осуществить через болото скептицизма и плюрализма, агностицизма и релятивизма, субъективизма и обскурантизма, через неверие в свои силы и неверие в гармонию Мира, через естественнонаучный фетишизм и технологический романтизм, через преодоление слепого научно-технического прогресса.

Слепой технический прогресс посредством гегелевских «непредвиденных последствий» приводит к

интеллектуальному вырождению и духовному оскудению.

Технический прогресс глобализировал воспроизводство человеческой жизни, переход к Сущему его гуманизирует.

Проводить технико-экономическую модернизацию без мировоззренческой - это паллиатив. Рано или поздно, но возврат к Сущему придется осуществить, хотя время в значительной мере упущено. Накопилось слишком много проблем.

Сущее, его логическое уяснение, теоретическая разработка и политическое утверждение - выход из национального и глобального тупика.

Вопрос стоит альтернативно: «или-или». Или Человек воссоединится с Миром на онтологической основе, или выпадет из него.

<< |
Источник: Березовский В.И.. Тупик и Выход : научная статья. 2012

Еще по теме Научность и тенденциозность Маркса и Ленина. Некритическое отношение к Марксу и Ленину:

  1. § 2. Концепция закономерного мирового процесса в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина
  2. ЛЕКЦИЯ 9. В.И. Ленин
  3. § 2. Национальный вопрос в работах В.И. Ленина
  4. Карл Маркс.
  5. К. Маркс и Ф. Энгельс.
  6. 2. Политическое учение В. И. Ленина
  7. XX. H. ЛЕНИН (В. И. УЛЬЯНОВ).
  8. § 2. Политическое учение В.И. Ленина
  9. 1.8.2 Экономические проблемы в работах В. И. Ленина, А. В. Чаянова, Н. Д. Кондратьева
  10. Гегель и Маркс
  11. Призрак Ленина бродит по Кремлю
  12. Маркс, марксизм и Восток
  13. Механистический тоталитаризм Ленина- Сталина
  14. IX. КАРЛ МАРКС. 1818—1883.
  15. 7.5. Вклад К. Маркса в развитие философии
  16. Люди из болота и мумия Ленина
  17. Начало дружбы Маркса и Энгельса, Дальнейшая разработка революционной теории.
  18. Основные идеи философии К. Маркса и Ф. Энгельса
  19. 3. Наука Ленина теперь наша