<<
>>

3. Наука Ленина теперь наша

После революции отмеченные выше "низовые"

движения к знанию и попытки построения

новой, "социализированной" науки начали

пересекаться. Казалось, наконец-то наступил

вожделенный миг наведения мостов между

наукой и народом. Выполнение этой задачи

состояло не только в популяризации знания,

но подразумевало предоставление массам

возможности обрести содержание и смысл

жизни, сознательно исполнить ту роль тво-

рцов невиданного доселе общества, которую

должен был предоставить им новый строй.

На

другой же день после взятия власти завком

Путиловского завода выпустил воззвание,

гласящее: "Товарищи, не упускайте случая

почерпнуть научные знания. Не теряйте

бесплодно ни одного часа. Каждый час нам,

пролетариям, дорог. Нам надо не только

догнать, но и перегнать борющиеся с нами

классы... Мы теперь хозяева жизни и потому

должны быть во всеоружии знаний - оживить,

вдохнуть душу живую в хозяйство страны

может только организованный, обладающий

знаниями народ"29. Формировалась четвертая

волна российского просвещения, которая была

массовым процессом.

С одной стороны, расширение социальной

базы науки было действительной потребностью

эпохи. Происходила истинная, в самом

высоком и чистом смысле этого понятия,

демократизация научной мысли.

Устанавливались связи между провинцией и

научными центрами. Возникали многочисленные

____________________

29 Цит. по: Мительман М. 1917 год на

Путиловском заводе. Л., 1939. С. 213.

279

научные общества ("общества любителей

природы", "общества изучения местного

края"), которые выполняли многообразные

научно-исследовательские, педагогические и

культурно-просветительные функции. Они

ставили себе целью отбор талантливой

молодежи для научной подготовки30. С

другой, эта потребность преломлялась в

мышлении тогдашних идеологов в проектах

социализации науки. Например, кружок

"Октябрь мысли" при Пролеткульте в качестве

средства реализации этой цели предлагал, с

одной стороны, развитие универсальной

науки, а с другой - всенародное умственное

творчество, осуществляемое в условиях

диктатуры пролетариата. Наука - "враг

народа" должна стать наукой - другом

народа. "Пролеткультовские" тенденции в

социологии знания и науки достаточноо

хорошо исследованы31. Они предстают как

превращенная форма императива массовизации

основ научной деятельности, которая на деле

мало способствовала разрешению противоречия

личностного и коллективного начал в науке.

Происходившее в недрах Пролеткульта часто

кажется исследователям не более, чем

____________________

30 См., например: Сум Н. Работа

провинциальных научных учреждений в

настоящее время // Наука и ее работники.

1921. ь 3. С. 5-10.

31 См., например: Рашковский Е.Б.

Зарождение науковедческой мысли в странах

Азии и Африки 1960-1970-е годы. М., 1985;

Огурцов А.П. Забытые изыскания //

Природа. 1976. ь 2; Алексеев П.В.

Революция и научная интеллигенция. М.,

1987.

280

любопытным. Оно действительно и оставалось

бы таковым, если бы не было подкреплено

мощной низовой тенденцией "смычки Науки и

Народа" (как тогда говорили). Результатом

этой тенденции, которая усиливалась мощной

системой идеологического производства, было

упрощение культуры.

Пролеткульт был

разогнан, но соответствующее умонастроение

продолжало жить, достигнув своего апогея

уже в период культурной революции конца 20

- начала 30-х гг.

В чем же источник тенденции упрощения и

как она проявлялась?32 В 20-е годы

культурный уровень общества в целом су-

щественно понизился. В многомиллионной

России даже "новых интеллигентов",

описанных выше, было не так уж много.

Значительно более распространенным был тип

"совсем свежего" человека, как бы вышедшего

из углов, мимо которых веками проносилась

история. Ветер революции вымел на

поверхность исторической жизни множество

людей, живших в мире связей личного типа,

характерных для традиционных

доиндустриальных обществ. Это - люди

безъязыкие, молчащие "от дурости и угне-

тенья" (А.Платонов). После революции они

как бы лишь начинали обретать язык. Язык

этот стремились воспроизвести в своих

текстах и Зощенко, и Платонов.

О какой науке они мечтали, сказать

трудно. Может быть, о той же, что и матрос

Балтфлота, рассказ о котором А.Блока запи-

сал А.М.Горький: оОн очень любит науку,

____________________

32 Более подробно постановку этой

проблемы см.: Козлова Н.Н. Упрощение -

знак эпохи? // Социол. исслед. 1990. ь 7.

281

ждет от нее разрешения всей "путаницы

жизни" и всегда говорит о ней с радостью и

верой. Сегодня он, между прочим, сообщил

потрясающую новость: - "Знаете, говорят,

будто один выученный американец устроил

машинку замечательной простоты: труба,

колесо и ручка. Повернешь ручку, и - все

видно: анализ, тригонометрия, критика и

вообще смысл всех историй жизни. Покажет

машинка - и свиститп33. Мечтая о новой

жизни, они считали науку одним из главных

средств ее построения. В эти мечты и пафос

строительства укладывались рождавшиеся в

этой среде образы знания, истины. Тот же

А.Платонов был убежден в 1920 г., что

"буржуазия и в науке искала не столько

истину, сколько блага. Мы же будем искать

истину, а в истине благо"34. И далее: "Вся

пролетарская культура определится сущностью

самого пролетария - сознанием. Вся работа

этой культуры будет постройкой истины -

общей, последней и завершающей"35.

Примерно тот же образ мог воплощаться и в

более "теоретическом" языке. Так, проф.

Н.А.Гредескул, ссылаясь на кантовскую идею

примата практического разума над

теоретическим, обосновывал идею особой

"красной истины", призванной отразить

революционные устремления рабочего класса,

стать "служанкой жизни". Кантовская

категория практического разума трактовалась

____________________

33 Я лучшей доли не искал...: Судьба

А.Блока в письмах, дневниках,

воспоминаниях. М., 1988. С. 466.

34 Платонов А. Возвращение. М., 1989. С.

26.

35 Там же. С. 31.

282

им как "примат действия над познанием", что

приводило к немыслимой степени

релятивизации и ставило под сомнение саму

возможность получения достоверного знания.

Главное для него - "бороться наукой - за

интересы трудящихся"36.

Процесс вхождения огромных масс "свежих

людей" в новую для них городскую

цивилизацию и культуру протекает в ХХ в.

повсеместно. Этот процесс и на Западе

вызвал появление массового человека и

массовой культуры. Вместе с тем там не были

сломаны механизмы цивилизации, а

массовизация и процессы упрощения

остановились перед "фильтрами"

университетов и академий, сохранявших

высокоспециализированный и, в этом смысле6

элитарный статус науки и гуманитарной

культуры.

Работа ученых, поэтов, художников

привносила органичность и "цветущее

многообразие" в жизнь посредством культуры.

Иное дело у нас. С одной стороны, размах и

темпы революционных преобразований

способствовали разрушению цивилизационных

структур, которые и без того были в России

недостаточно устойчивы. В результате

оказалась освобожденной архетипическая

фантазия низов, которая выплеснулась из

цивилизационных рамок и "разлилась" по

поверхности общества. С другой - эти про-

цессы подстегивались различными

институциональными экспериментами и

идеологическими гонениями на представителей

"старой" "буржуазной" интеллигенции.

____________________

36 Гредескул Н.А. Красная наука, красная

истина, красная профессура // Красный

журнал для всех. Пг., 1923. ь 3-4. С. 46.

283

Лакуны, образующиеся при распадении

национально-бытовых, семейных, вообще

социальных уз заполнились новым догматом

веры - "знанием". М.Пришвин в интереснейших

дневниках 30-х годов замечает: "В таком

состоянии профессор химии может быть принят

как пророк, тем более профессор политичес-

кой экономии, тем более Маркс или Ленин"37.

В качестве силы выступило знание, но знание

упрощенное, а значит полу-знание.

Складывается впечатление, что "упрощение"

стало ключевым словом послереволюционной

эпохи: стремились упростить все - от науки

до орфографии. Вот что писал, например,

А.Гольцман, автор книги с симптоматичным

названием "Реорганизация человека": оВек

живи, век учись. Это барская поговорка. Она

имеет свою сестру: "Философия - дочь

праздности". Жизнь выдвигает требование:

учиться по кратчайшему пути, сжать науку в

кулак... Вооружить юношу знаниями в

пионерском порядке... Кто хочет изучить

науку, тот должен посвятить себя ей,

постричься в монахи науки. Самый язык науки

это - абракадабра... Движение в пользу

упрощения науки становится повсеместнымп38.

И А.Гольцман отнюдь не был одинок в своих

мечтах об упрощении науки.

Идея упрощения орфографии обсуждалась с

точки зрения классовых ценностей: "Обучение

орфографии, оставленной русскому пролетарию

его классовыми противниками, ...обходится

пролетарскому государству очень дорого,

____________________

37 Пришвин М.М. Мирская чаша // Роман-

газета для юношества. 1990. ь 2. С. 166.

38 Гольцман А. Реорганизация человека.

М., 1924. С. 42-43.

284

отнимает у трудящихся миллиарды часов на

бессмысленную работу по правописанию...

Широкие круги советской общественности...

потребовали такой реформы в культурном

отношении слоям малограмотных"39. Уп-

ростился до крайности и сам процесс

образования. "Учеба" и "строительство"

действительно стали ключевыми словами соци-

ального словаря. Начался процесс

экстенсификации культуры. Открылись десятки

университетов, появились новые тысячи на-

учных работников. Образование

рассматривалось как средство создания

нового человека и нового общества, которое

будет одновременно и современным, и

социалистическим. Организация образования

для тех слоев, которые ранее были отчуждены

от культуры, была способом достижения

всеобщего равенства. Однако критерии отбора

людей, посылаемых на учебу, были прак-

тически исключительно классовыми.

"Спецмобилизации" в школы, институты, в

ряды администрации имели целью

"пролетаризацию" общества. Это процесс не

только менял облик "управления, культуры и

науки в сторону упрощения, но, кстати,

приводил к тому, что материальное

производство лишалось опытных рабочих.

Новых, "красных" студентов отличал удиви-

тельный уровень безграмотности. В

результате же имела место деградация

университетов, многие выпускники которых не

поднимались выше уровня средней школы,

происходила эрозия академических

стандартов. Г.Федотов так характеризовал

____________________

39 Мальцев М. О новом правописании //

Молодая гвардия. 1930. ь 19. С. 89.

285

новую ситуацию: оПлохой врач, плохой

инженер, но все же не фельдшер. А главное,

всегда человек с большой волей, с большим

вкусом к "строительству" жизнип40. Новые

люди, вступающие в новое научное

сообщество, напоминали дореволюционных

битнеровцев. Вспомним "отставание по фазе":

"Дарвин вытеснил Маркса, и народная Россия

переживала свои шестидесятые годы. Это

эпоха наивного просветительства, юношеского

богоборчества, давно преодоленная русской

мыслью. Воскрешение Базарова после

Владимира Соловьева - расплата за вековую

беспочвенность русского культурного слоя.

Новый натурализм - действительно широкое,

народное увлечение, не только

коммунистический ингредиент. В деревне

молодежь спорит со стариками о громе,

молнии, о всемирном потопе. Ужас в том, что

партии, то есть заскорузлым старикам,

удалось обмануть эту юную пытливость,

подменив науку научным суеверием...

Приобщаясь к культуре масса принимает

материализм как новую научную веру. В этом

- почва антирелигиозного движения в России,

которое держится не одними партийцами"41.

Образование мыслилось, в лучшем случае,

как хорошая марксистская школа плюс

специальная квалификация. Часто не по-

лучалось ни того, ни другого. Главное,

овладеть, - раз и навсегда! - правильным

принципом, принципом классовым, а

применение его гарантирует успех: "Бедняк

безграмотен, он не умеет читать и писать,

но он уже знает своих классовых врагов, он

____________________

40 Федотов Г. Указ. соч. С. 121.

41 Там же. С. 121-122.

286

- безграмотный - начинает все же выходить

из области сплетен и слухов в область

политики"42.

Нельзя не задаваться и вопросом, какой

облик обретал марксизм в сознании людей,

только приобщающихся к грамоте. Ведь

задачи-то ставились грандиозные! Как писал

известный в 20-е годы историк партии и

популяризатор марксизма В.А.Невский,

"ликвидация неграмотности и малограмотности

в условиях Советской России имеет своей

главной целью не сообщение чисто

технических навыков чтения, письма и счета,

а политическое воспитание самых широких

масс населения, вовлечение в политическую

жизнь униженных в старое время

трудящихся"43. Высказывание это

симптоматично. Ликвидация неграмотности

рассматривалась не столько как введение

людей в поток русской и всемирной культуры,

сколько как введение в политику. Но пред-

ставления марксистской теории не могли

войти в сознание людей с "простым"

сознанием иначе, как через лозунги-

____________________

42 Авербах Л. На путях культурной

революции. М., 1928. С. 125. Ср. у

А.Платонова, выражавшего как раз

"низовое" умонастроение: "...Наряду со

специальными трудовыми знаниями каждый

человек еще должен изучать

общеобязательные знания: грамотность,

классовую сознательность и умение

управлять государством" (Платонов А.

Возвращение. М., 1989. С. 18).

43 Невский В.А. Пропаганда ленинизма при

занятиях со взрослыми на ликпунктах и

школах малограмотных. М.; Л., 1924. С. 3.

287

идеологемы, задающие матрицу восприятия и

социального мира и науки: "У бар была

наука", "У мужика кабала и мука", "Ныне

наука наша", "Наша наука - наука Ленина",

"Наука Ленина у мужика и бабы" (тексты

тогдашних букварей).

Положение усугублялось тем, что старым

педагогам не слишком доверяли, а новых

только начинали готовить под эгидой партии

и комсомола. Со специальными научными

знаниями новые красные студенты и

рабфаковцы справлялись с трудом, а потому

"чистый наследственный пролетариат",

прошедший первую ступень политграмотности,

предпочитал выбирать "свою" науку,

пролетарскую. Эти люди стремились овладеть

"новой наукой" как инструментом власти,

выбирая язык своего отношения к обществу,

открывая себе путь вертикальной

мобильности. А действовали они так, как

вообще действует масса: ориентируясь на

выживание, на борьбу со смертью. Они

действовали согласно инстинкту, но

инстинкт, этот "старый обманщик"

(Б.Пастернак), строил козни, заводил в

ловушки истории.

<< | >>
Источник: В.Г.Федотов. Теория и жизненный мир человека. 1995

Еще по теме 3. Наука Ленина теперь наша:

  1. Научность и тенденциозность Маркса и Ленина. Некритическое отношение к Марксу и Ленину
  2. Наша культурная Фобия
  3. Чувство юмора - наша защита
  4. Наша цивилизация ездит на «символах неба»
  5. 8.2. Наша цивилизация ездит на “символах неба”
  6. ЛЕКЦИЯ 9. В.И. Ленин
  7. Еще Аристотель заметил: «Не всякая наука есть доказывающая наука
  8. 2. Политическое учение В. И. Ленина
  9. XX. H. ЛЕНИН (В. И. УЛЬЯНОВ).
  10. § 2. Политическое учение В.И. Ленина
  11. Призрак Ленина бродит по Кремлю
  12. А теперь о теории
  13. А теперь об исследовании
  14. § 2. Национальный вопрос в работах В.И. Ленина
  15. Механистический тоталитаризм Ленина- Сталина