<<
>>

Необходимость

Необходимость обостряет разум Латинское выражение

Общая характеристика необходимости дана выше. Напомним здесь основные моменты характеристики.

Необходимость есть сторона или вид возможности.

Ей проти­воположна случайность.

Необходимость есть всеобщая (в качественном смысле) или одна, единственная (в количественном смысле) возможность, ис­ключающая все другие возможности.

Если случайность определяет многообразие возможностей, то необходимость — их единообразие.

Необходимость — может быть так и только так (должно быть так). Необходимость — это тождество, воплощенное в возможно­сти, "существующее" как возможность.

Необходимость есть внутренняя возможность, вытекающая из внутренних условий существования объекта; ей соответствует внутреннее противоречие.

Если оценивать необходимость с точки зрения вероятности, то ее можно интерпретировать как вероятность, приближающую­ся или близкую к единице[636].

Необходимости соответствуют или соответственны следую­щие категории; закон, тождество, внутреннее противоречие, связь, всеобщее (общее), бесконечное, целое, симметрия, обрати­мость, сохранение, покой.

Все эти категории в некотором смысле определяют, характеризуют необходимость. Важно только не смешивать их с ней. Особенно это касается категории закона. Из- за постоянного отождествления необходимости с законом первая в какой-то мере утрачивает свою категориальную самостоятель - ность. Это происходит также по той причине, что нет достаточно четкого представления о необходимости как стороне или виде возможности. Начиная с Гегеля ее рассматривают как катего­рию, переходную от возможности к действительности или осу­ществляющую переход возможности в действительность. С этим нельзя согласиться хотя бы потому, что действительность имеет не только внутреннюю сторону (законосообразность), но и внеш­нюю — мир явлений.
Считать же явление необходимым по про­исхождению — грубая методологическая ошибка. Не все, что пе­реходит из возможности в действительность, является необходи­мым. Поэтому и сам переход возможности в действительность нельзя изображать как необходимый (необходимость). В пред­ставлении о необходимости как категории, осуществляющей пе­реход возможности в действительность, мы видим рецидив меха­нистического детерминизма лапласовского типа. (Пьер-Симон Лаплас, как известно, абсолютизировал необходимость и законо­сообразность всего происходящего в мире. Это хорошо видно из следующих его высказываний: "Все явления, даже те, которые по своей незначительности как будто не зависят от великих законов природы, суть следствия столь же неизбежные этих законов, как обращение солнца". Или: "Правильность, которую обнаруживает нам астрономия, без всякого сомнения, имеет место во всех явле­ниях. Кривая, описанная простою молекулою воздуха или пара, определена так же точно, как и орбиты планет"1. Обратите вни­мание, что в обоих случаях Лаплас ссылается на движение планет вокруг Солнца. Мы знаем, что орбитальное движение планет строго упорядочено, законосообразно. Оно относится к такому типу реальности, в котором господствуют необходимость и за­кон, а случайность и неупорядоченность почти исключены).

Реальную необходимость можно разделить на три вида:

1) необходимость как таковую (чистую необходимость или необходимую необходимость);

2) статистическую или вероятную (вероятностную) необхо­димость;

3) необходимость как момент свободы, т. е. необходимость, опосредованную случайностью или опосредующую ее, находя­щуюся в органическом единстве со случайностью.

См. ниже диаграмму видов необходимости:

Необходимость первого рода существует как бы в чистом ви­де, без заметных случайных отклонений в ту или иную сторону. Такая необходимость лишь внешне соотносится со случайно­стью, т. е. совершенно исключает ее даже в смысле формы про­явления. Эта необходимость имеет место в высокой степени замкнутых, обратимых процессах, протекающих строго опреде­ленным образом и обусловливающих целостность и сохранение природных неорганических систем.

Например, необходимость движения планет по определенным орбитам, необходимость сме­ны времен года, смены дня и ночи в результате вращения Земли вокруг своей оси, необходимость движения электронов по задан­ным орбитам вокруг ядер атомов, необходимость колебательных движений атомов в узлах кристаллических решеток и т. д. Регу­лярные затмения Солнца и Луны в строго определенное время потому и возможны, что они обусловлены орбитальными движе­ниями Земли и Луны, их необходимыми возвратами в одни и те же точки орбит. (Кстати, затмения Солнца и Луны относятся к таким явлениям, которые необходимы по своему происхождению. Xотя они и носят внешний характер, т. е. относятся по определе­нию к внешней, являющейся стороне действительности, тем не менее они как бы прямо, непосредственно отражают внутреннюю сторону действительности. В случае затмения Солнца диск Луны

ЧИСТАЯ

НЕОБХО­

ДИМОСТЬ

НЕОБХОДИМОСТЬ КАК МОМЕНТ С В О Б ОД Ы

(потребность, долг, долженст­вование)

ВЕРОЯТНО­

СТНАЯ

НЕОБХОДИ­

МОСТЬ

Рис. Диаграмма ВИДОВ НЕОБХОДИМОСТИ

в результате ее орбитального движения на время перекрывает поток света, исходящий от Солнца и попадающий в определен­ную точку Земли, где наблюдается затмение. Солнечный свет и уменьшение его интенсивности в результате затмения — это электромагнитные явления, внешние для гравитационных систем Луна-Земля и Земля-Солнце. Они не обусловливают существова­ние этих систем. Тем не менее, как мы уже говорили, эти явле­ния, особенно затмения Солнца и Луны, весьма точно "сигнали­зируют" о необходимости и законосообразности орбитальных движений. В древние времена затмение Солнца как чрезвычайно редкое, необычное событие люди относили к разряду случайных или чудесных. А когда ученые открыли, что на самом деле это событие не случайное, а необходимое по своему происхождению, некоторые из них на основании наблюдения этого явления и по­добных ему стали думать, что и все другие явления необходимы по своему происхождению, а случайности нет в реальном мире.

Вот из этого умонастроения и родился лапласовский детерми­низм. Оттуда же многочисленные высказывания ученых и фило­софов — от Демокрита до нашего Тимирязева — о случайности как феномене незнания).

Необходимость второго рода — это уже полунеобходимость. Она носит статистический, вероятностный характер. Такая необ­ходимость выступает как общая тенденция в массе случайных событий. Она имеет место в системах промежуточного типа, в которых целостность и сохранение постепенно "переходят" в не- целостность и изменение, т. е. уступают им место. Характерной статистической системой является газ. В нем нецелостность и не­стабильность выражены наиболее ярко. Тем не менее в газе как ансамбле частиц может быть выявлена общая тенденция "пове­дения" этих частиц, которая и является статистической необхо­димостью.

В статистических ансамблях на микроуровне мы имеем дело со статистической случайностью, а на макроуровне — со стати­стической необходимостью.

Необходимость третьего рода есть необходимость, опосре­дованная случайностью или опосредующая последнюю. В каче­стве таковой она является моментом свободы. (Подробнее об этом см.: ниже, 3521.5. "Свобода"). Примерами необходимости третьего рода являются потребность, нравственный долг, от­ветственность, обязанность. Психоэмоциональным эквивален­том такой необходимости является вера.

Остановимся немного на понятии долга. Долг именно как мо­мент свободы является нравственной необходимостью. В про­тивном случае он превращается в духовные цепи рабства, холоп­ства. Долг вне доброй воли исполняющего долг, долг ради долга по самой своей сути исключает какое-либо опосредствование случайностью, а следовательно не может быть моментом свобо­ды. Идея долга в таком смысле нередко использовалась и исполь­зуется власть имущими как средство заставить людей быть по­слушными, покорно нести тяготы и лишения, не восставать про­тив существующего порядка вещей (будь то диктаторский поли­тический режим или палочная дисциплина на предприятии, в ар­мии).

Долг как безусловная преданность, как непререкаемое под­чинение власти отца, правителя, феодала, императора, как гос­подство традиции был одним из величайших устоев восточного деспотизма. "Долг вообще" или, как мы говорили, "долг ради долга" является в значительной мере формальным понятием, нравственной абстракцией. Только в соединении с противопо­ложным ему понятием, а именно со склонностью, долг может рассматриваться как нравственная необходимость, как момент свободы. Как видим, очень важно не отрывать долг от свободы, не противопоставлять его склонности. В противном случае долг приобретает характер чистой необходимости или необходимости первого рода. А эта необходимость чужда человеку как живому существу. В любом случае человек как живое, свободно дейст­вующее существо стремится избавиться от такой необходимости. Вот почему на протяжении всей истории люди неизменно высту­пали против тех, кто провозглашал долг ради долга и противо­поставлял долг склонностям.

Необходимость и неизбежность

С категорией неизбежности связано много разных толкова - ний, вносящих путаницу в понимание истинного соотношения категорий необходимости, случайности, возможности. Часто не проводят различие между этой категорией и категорией необхо­димости.

При абсолютизации неизбежности или приравнивания к ней необходимости возникают представления о роке, фатуме, судьбе, предопределении и т. п. Да, действительно, неизбежность — то, чего нельзя избежать, от чего нельзя уйти, что обязательно, в лю­бом случае наступит. И в этом смысле она неумолима как рок, фатум. Однако, если не абсолютизировать неизбежность, если не смешивать ее с необходимостью, то окажется, что эта категория имеет определенное, хотя и весьма ограниченное значение. Она применима к процессам гибели, уничтожения. Неизбежна физи­ческая смерть человека (хотя и здесь человек не покоряется неиз­бежной участи, а борется за активное долголетие, за продление жизни). Неизбежны гибель данного общества или его трансфор­мация в иное общество.

Всякое другое употребление и понима­ние категории неизбежности ведет к фатализму. Так, эта катего­рия не применима к процессам возникновения, сохранения, раз­вития.

Принципиальное различие между неизбежностью и необхо­димостью состоит в том, что неизбежность диктуется внешними условиями существования, она полностью независима от наших желаний, от внутренних условий существования. Человек по от­ношению к неизбежности выступает не как активно действую­щее, а как страдательное существо. Необходимость, напротив, диктуется внутренними условиями существования. Она — то, что нельзя обойти, без чего нельзя обойтись на жизненном пути. Так, если мы хотим жить, то мы должны есть, пить, спать и т. п. Как видим, необходимость не абсолютно безусловна. В отличие от нее неизбежность есть то, что обязательно наступит при любых условиях. Она абсолютно безусловна. Такова неизбежность смер­ти или гибели живых существ. Все остальное не неизбежно, а не­обходимо, вероятно, случайно и т. д.

В некоторых случаях необходимость по своей неумолимости приближается к неизбежности, т. е. вероятность наступления со­бытия почти равна единице или практически равна единице. Та­ковы солнечные и лунные затмения. Они кажутся неизбежными в определенное время и в определенном месте Земли. Вероятность их наступления практически равна единице. Но на этом сходство необходимости с неизбежностью кончается. Затмения Солнца и Луны обусловлены орбитальными движениями Земли и Луны, которые в свою очередь обусловлены динамическим равновесием между силами притяжения и отталкивания в Солнечной системе. Движения Земли и Луны порождены внутренними условиями существования Солнечной системы. Именно благодаря им про­исходят затмения Солнца и Луны. Однако эти затмения не явля­ются неизбежными, т. е. абсолютно безусловными, не зависящи­ми ни от каких условий. Ведь стабильность Солнечной системы и заданность движений в ней 3емли и Луны не являются абсолют­ными. Существует вероятность, хотя и ничтожная, близкая к ну­лю, что Солнечная система подвергнется воздействию внешних космических сил (систем) и тогда все может быть по-другому. Да и сейчас она потихоньку меняется, разрушается под влиянием постоянно действующих, внешних для нее факторов.

В отдельных случаях понятие неизбежности употребляют как синоним необходимости для усиления, эмоционального подчер­кивания той или иной мысли, того или иного взгляда, теоретиче­ского положения.

Иногда ставят вопрос: была ли неизбежна вторая мировая война? Поистине животрепещущим для народов всего мира был в недавнем прошлом вопрос о том, неизбежна ли третья мировая война, а тем более, неизбежна ли термоядерная катастрофа? Эти вопросы, по существу, о роли и границах неизбежного в жизни людей. Выше мы показали, что в прошлом люди были склонны преувеличивать значение неизбежного. Случайное или вероятное представляли как необходимое, а необходимое как неизбежное. Отголоски такого преувеличенного представления о неизбежном мы "слышим" и в указанных вопросах. Конечно, войну, любую войну нельзя рассматривать как нечто неизбежное. Война — это определенная форма социальных противоречий и как таковая она не носит абсолютного характера. Помимо этой формы социаль­ных противоречий возможны и существуют другие формы соци­альных противоречий, как антагонистического, так и гармониче­ского плана. То есть имеет место некоторое многообразие дейст­вительных и возможных социальных противоречий. Считать войну единственно возможной формой разрешения социальных конфликтов, т. е. неизбежной формой это значит совершать гру­бую методологическую ошибку. Категория неизбежности не применима к отдельным, конкретным формам, видам противоре­чий, взаимодействий, трансформаций. Она указывает на то, что сохранение не абсолютно, но она не указывает, какого характера должно быть изменение, переход одного в другое. Изменение ведь может иметь характер гибели, разрушения, уничтожения, а может иметь характер преобразования, трансформации, развития, становления, перехода в более высокие формы.

<< | >>
Источник: Балашов Л.Е.. НОВАЯ МЕТАФИЗИКА. (Категориальная картина мира или Основы категориальной логики). 2003

Еще по теме Необходимость:

  1. 3. Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности, а также в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости и при профессиональном риске
  2. Основное условие и необходимость появления финансовых инструментов – необходимость создания механизма размыкания цепи финансовых трансакций в случаях нарушения процессов нормального перелива капиталов.
  3. Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 108 УК РФ)
  4. Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 108 УК РФ)
  5. Ошибка отождествления необходимости, закономерности с причинностью или причинности с необходимостью
  6. Крайняя необходимость
  7. Умозаключения необходимости: О – В – Е
  8. НЕОБХОДИМОСТЬ И СВОБОДА
  9. § 86. Необходимое наследование в праве Юстиниана
  10. Обязательное (необходимое) соучастие
  11. § 1. Необходимость организации
  12. § 3. Необходимость общежития
  13. §3. Необходимость общежития