<<
>>

Нравственность проявляется в семье, гражданском обще­стве и государстве.

Семья - природное единство, в ней нрав­ственность проявляется непосредственно. Объединение людей, которое представляет собой гражданское общество, соответству­ет «лишь современному миру».

Оно предполагает развитое со­знание индивидов. Одним принципом гражданского общества яв­ляется конкретная личность, которая служит для себя целью как особенная. Другой его принцип - осознание себя каждой лично­стью в сообществе с такими же лицами. В государстве же прояв­ляется высшая ступень развития нравственности. «Сам индиви­дуум, - пишет Гегель, - лишь постольку объективен, истинен и нравственен, поскольку он есть член государства». Ведь «госу­дарство есть божественная идея как она существует на земле». Г егель приблизил государство к Богу. К такому утверждению он пришел, испытывая глубокое разочарование в идеалах про­светителей, которые осуществлялись в стихийных событиях нис­провержения государственных устоев Французской Революцией 1789 года.

Далее предметом философского анализа Гегеля стала исто­рия как арена развития объективного духа. В основании истории должна лежать некоторая конечная цель, некий «план- провидение», - считает Гегель. Мировой разум во всемирной ис­тории реализуется как исторически развивающееся сознание сво­боды [1. Т. VIII. С. 19].

Итак, «Логика», «Философия природы», «Философия духа» - это логическое и историческое развитие духа, когда он обнару­живается в виде конкретных форм: 1) познавательной деятельно­сти (логика, философия природы); 2) возникновения человека как существа природного, а затем его превращения в существо куль­турное, т.е. развитие личности с ее правосознанием, моралью, нравственностью; 3) личности как члена общества, государства и участника истории («субъективный дух» и «объективный дух»).

И, наконец, Г егель анализирует духовную культуру челове­чества в третьей, завершающей части «Философии духа» - «Аб­солютный дух». Дух, познав себя в разных формах своей моди­фикации (объективации, по Гегелю), возвращается к себе и реа­лизует себя на самой высшей ступени своего развития - в искус­стве, религии и философии. Создание красоты есть абсолютное в сфере чувственного созерцания, «высшая ступень одухотворе­ния природного материала, благодаря воображению художника». Красота есть абсолютное присутствие духа в единичном, кон­кретном явлении (искусство). В религии достигается внутреннее единство конечного человеческого духа и абсолюта. Философия же призвана выражать абсолютную истину. Вся история филосо­фии есть история развития абсолютной истины, как показывает Гегель в своей философской системе.

<< | >>
Источник: Басанец В.Л., Гуренко М.М., Зайцева Л.А., Никити­на Е.А., Широкова Н.А., Ковынев В.М.. Историко­ философское введение. 2006

Еще по теме Нравственность проявляется в семье, гражданском обще­стве и государстве.:

  1. 1. Гражданско-правовая ответственность акционерного обще­ства — реестродержателя.
  2. 5. Административная ответственность акционерного обще­ства — реестродержателя, должностных лиц исполнительных ор­ганов акционерного общества.
  3. Изучение ценных бумаг, выпускаемых акционерными обще­ствами, представлявшее в прежние годы в основном познава­тельный интерес для советской юридической науки, приобрета­ет сейчас важное практическое значение.
  4. Диспозитивные начала метода гражданского процессуального права проявляются в основном в следующем:
  5. Императивные начала метода гражданского процессуального права проявляются в основном в следующем:
  6. «Государство происходит из семьи, является результатом ее разрастания и трансформации. Государственная власть есть продолжение отцовской власти, отношения между государством и подданными аналогичны отношениям в семье между родителями и детьми». Как называется данная концепция происхождения государства?
  7. O ПОЛОЖЕНИИ ЖЕНЩИНЫ B СЕМЬЕ
  8. нравственная поддержка государства,
  9. 4.3. Роли, навязываемые ребенку в неблагополучной семье
  10. Государство, как и другие субъекты гражданского права, может участвовать в гражданско-правовых отношениях
  11. Правовые категории лиц в зависимости от положения в семье
  12. Нравственные отношения и нравственная деятельность, их анализ
  13. 10.4. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ (НРАВСТВЕННОСТИ). НРАВСТВЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ И НОРМЫ