<<
>>

Общие суждения об эволюционной парадигме

15. Место эволюционной парадигмы в научном мировоззрении

На данный момент не существует единого понимания, единой трактовки, единого подхода к интерпретации эволюционной парадигмы (принципов глобального или универсального эволюционизма, Большой истории).

Это вполне естественно, учитывая его лишь философское, а не естественно-научное содержание. И именно вследствие этого же философского оформления существует бессчетное количество спекуляций на тему эволюционной парадигмы — расширительных или, наоборот, утилитарно-ограниченных.

Если говорить о месте, значении эволюционной парадигмы в общей системе человеческого познания, то на самом элементарном уровне это еще одна точка зрения, еще один подход (методологический принцип), с позиции которого можно рассматривать, описывать Мир. Он становится в ряд таких парадигм, как энергетическая (описание явлений с точки зрения преобразования и сохранения энергии), информационная, системная, синергетическая (исследование феномена самоорганизации в открытых неравновесных средах).

Каждый из этих подходов высвечивает в явлениях различной природы (физических, химических, биологических, социумных) некоторые поддающиеся формализации закономерности, что позволяет расширить (углубить) понимание этих явлений даже без наличия строгих завершенных теорий. Так, скажем, отсутствие общепризнанной теории информации не мешает нам рассматривать (хотя иногда и умозрительно) всевозможные системы с точки зрения передачи, генерирования и хранения этой самой информации.

16. Научное значение эволюционной парадигмы

Как и перечисленные междисциплинарные подходы (информационный, синергетический и др.), эволюционная парадигма, прежде всего, призвана не решать научно-специальные, частные задачи, а указать направление поиска решений, определить ограничения на возможные их варианты. (Далее по тексту наиболее ярко это значение эволюционной парадигмы отражено в суждениях о возможности создания единой теории, а также при анализе биологической эволюции.)

Изучение эволюционных процессов должно помочь рационально проанализировать вероятное будущее Мира. Ведь понять дальнейшее закономерное развитие любой системы возможно только при научном описании ее предыдущих состояний. То есть, выявить сущность следующего эволюционного этапа движения Мира возможно, лишь найдя рациональные закономерности в переходах между предыдущими этапами. Это сугубо научная постановка вопроса: задачей является построение теории на основании имеющихся эмпирических данных о системе и получение теоретических прогнозов о ее состояниях (прошлых и будущих), которые могут быть проверены экспериментально. Движение мысли в подобном направлении дает надежду на возможность развития исследований в рамках эволюционной парадигмы от чисто философских к естественно-научным результатам.

<< | >>
Источник: Болдачев Александр Владимирович. Суждения в русле эволюционной парадигмы . 2007

Еще по теме Общие суждения об эволюционной парадигме:

  1. Общие суждения об эволюционной парадигме
  2. Болдачев Александр Владимирович.. Суждения в русле эволюционной парадигмы .2007, 2007
  3. Философские суждения в русле эволюционно-новационной биологической парадигмы
  4. Начало и финал мира в эволюционной парадигме Эволюционные проблемы современной научной картины Мира
  5. Эволюционная парадигма
  6. Эволюционная парадигма и Финал Мира
  7. Эволюционная парадигма и научная картина Мира
  8. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПАРАДИГМА
  9. 1. Эволюционная парадигма
  10. Антропный принцип и эволюционная парадигма
  11. ГЛАВА 3Типология государства в контексте эволюционной парадигмы
  12. §175. Суждения наличного бытия являются суждениями качества.
  13. 25. РАСПРЕДЕЛЕННОСТЬ ТЕРМИНОВ В СУЖДЕНИИ. МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ