<<
>>

ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ НАДСТРОЙКИ БАЗИСОМ

Над различными формами собственности, над социальными ус­ловиями существования возвышается целая надстройка различных и своеобразных чувств, иллюзий, образов мысли и мировоззре­ний.

Весь класс творит и формирует все это на почве своих мате­риальных условий и соответственных общественных отношений. Отдельный индивид, которому эти чувства и взгляды передаются по традиции и в результате воспитания, может вообразить, что они-то и образуют действительные мотивы и исходную точку его деятельности.

Маркс К. Воеетіадцатое брюмера Луи Бонапарта.—

Маркс K., Энгельс Ф. Соч., m. 8, с. 145

Общий результат, к которому я пришел и который послужил затем руководящей нитыо в моих дальнейших исследованиях, может быть кратко сформулирован следующим образом. B общест­венном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производ­ственные отношения, которые соответствуют определеннойступени развития их материальных производительных сил. Совокуп­ность этих производственных отношений составляет экономиче­скую структуру общества, реальный базис, на котором возвышает­ся юридическая и политическая надстройка и которому соответ­ствуют определенные формы общественного сознания.

Способ производства материальной жнзни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. He сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. Ha известнойступени своего развития ма­териальные производительные силы общества приходят в противо­речие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с от­ношениями собственности, внутри которых они до сих пор раз­вивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы.
Тогда наступает эпоха социальной ре­волюции. C изменением экономической основы более или мепее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать ма­териальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридиче­ских, политических, религиозных, художественных или философ­ских, короче — от идеологических форм, в которых люди осоз­нают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдель­ном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из проти­воречий материальной жизни, из существующего конфликта меж­ду общественными производительными силами и производствен­ными отношениями. Ни одна общественная формация не поги­бает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах са­мого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача воз­никает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе ста­новления.

Маркс К. K критике политической экономии.

Предисловие.— Маркс H., Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 6—7

Итак, дело обстоит следующим образом: определенные инди­виды, определенным образом занимающиеся производственной дея­тельностью, вступают в определенные общественные и политиче­ские отношения. Эмпирическое наблюдение должно в каждом от­дельном случае — на опыте и без всякой мистификации и спеку­ляции — выявить связь общественной и политической структуры с производством. Общественная структура и государство постоян­но возникают из жизненного процесса определенных индивидов — не таких, какими они могут казаться в собственном или чужом представлении, а таких, каковы они в действительности, т.

e. как они действуют, материально производят и, следовательно, как они действенно проявляют себя при наличии в определенных материальных, не зависящих от их произвола границ, предпосы­лок и условий.

Марк&Т{., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. М., 1966, с. 28

...Антагонизмы в области материального производства делают необходимой надстройку из идеологических сословий, деятель­ность которых,— хороша ли она или дурна*— хороша потому, что необходима...

Маркс H. Теории прибавочной стоимости.—

Маркс K., Энгельс Ф. Соч., т. 26, ч. I, с. 281

Ho даже в том случае, если эта теория, теология, философия, мораль и т. д. вступают в противоречие с существующими отно­шениями, то это может происходить лишь благодаря тому, что существующие общественные отношения вступили в противоречие с существующей производительной силой. Впрочем, в пределах отношений определенной нации это может произойти также бла­годаря тому, что противоречие обнаруживается ие в данных нацио­нальных рамках, а между данным национальным сознанием и практикой других наций, т. e. между национальным и всеобщим сознанием той или другой нации (как это в настоящее время имеет место в Германии)... Три указанных момента — производитель­ная сила, общественное состояние и сознание — могут и долж­ны встуггить в противоречие друг с другом, ибо разделение тру­да делает возможным — более того: действительным,— что духов­ная и материальная деятельность, наслаждение и труд, произ­водство и потребление выпадают на долю различных индивидов; добиться того, чтобы они не вступали друг с другом в противо­речие, возможно только путем уничтожения разделения труда.

Маркс K., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. М., 1966, с. 41

Взявши за исходный пункт основпой для всякого человече­ского общежития факт — способ добывания средств к жизни, она (теория Маркса.— Ред.) поставила в связь с ним те отношения между людьми, которые складываются под влиянием данных спо­собов добывания средств к жизни, и в системе этих отношений («производственных отношений» по терминологии Маркса) ука­зала ту основу общества, которая облекается политико-юридиче- скими формами и известными течениями общественной мысли.

Каждая такая система производственных отношений является, по теории Маркса, особым социальным организмом, имеющим осо­бые законы своего зарождения, функционирования и перехода в высшую форму, превращения в другой социальный организм. Этой теорией был применен к социальной науке тот объективный, общенаучный критерий повторяемости, возможность применения которого к социологии отрицали субъективисты. Они рассуждали именно так, что вследствие громадной сложности социальных яв­лений и разнообразия их нельзя изучать эти явления, не отделив иажные от неважных, и для такого выделения необходима точка зрения «критически мыслящей» и «нравственно развитой» лично­сти,— и они приходили таким образом благополучно к превра­щению общественной науки в ряд назиданий мещанской морали, образцы которой мы видели у г. Михайловского, философствовав­шего о нецелесообразности истории и о пути, руководимом «све­том науки». Вот этим-то рассуждениям и был подрезан корень теорией Маркса. Ha место различия важного и неважного было поставлено различие между экономической структурой общества, как содержанием, и политической и идейной формой: самое поня­тие экономической структуры было точно разъяснено опровер­жением взгляда прежних экономистов, видевших законы природы там, где есть место только законам особой, исторически определен­ной системы производствепных отношений. Ha место рассужде- иий субъективиетов об «обществе» вообще, рассуждений бессо­держательных и не шедших далее мещанских утопий (ибо не выяснена была даже возможность обобщения самых различных социальных порядков в особые виды социальных организмов) — было поставлено исследование определенных форм устройства общества.

Ленин В. И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве.—

Поли. собр. соч., т. 1, с. 429—430

Характеризуя свое миросозерцание, они (Маркс и Энгельс.— Ред.) называли его просто материализмом. Их основная идея... состояла в том, что общественные отношения делятся на мате­риальные и идеологические.

Последние представляют собой лишь надстройку над первыми, складывающимися помимо воли и соз­нания человека, как (результат) форма деятельности человека, направленной на поддержание его существования. Объяснения политико-юридических форм — говорит Маркс...— надо искать в «материальных жизненных отношениях».

Ленин В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? —

Полн. собр. соч., т. 1, с. 149—150

Каким же образом выработал Маркс эту основную идею? [66] Он сделал это посредством выделения из разных областей обществен­ной жизни области экономической, посредством выделения из всех общественных отношений — отношений производственных, как основных, первоначальных, определяющих все остальные от­ношения...

Уже сама по себе эта идея материализма в социологии была ге­ниальная идея. Разумеется, пока это была еще только гипотеза, но такая гнпотеза, которая впервые создавала возможность стро­го научного отношения к историческим и общественным вопро­сам. До сих пор, не умея спуститься до простейших и таких пер­воначальных отношений, как производственные, социологи бра­лись прямо за исследование и изучение политико-юридических форм, натыкались на факт возникновения этих форм из тех или иных идей человечества в данное время — и останавливались на этом; выходило так, что будто общественные отношения строятся людьми сознательно. Ho этот вывод, нашедший себе полное выра­жение в идее о Contrat Social[67] (следы которой очень заметны во всех системах утопического социализма), совершенно противо­речил всем историческим наблюдениям... Материализм устранил это противоречие, продолжив анализ глубже, на происхождение самих этих общественных идей человека; и его вывод о зависимо­сти хода идей от хода вещей единственно совместим с научной психологией.

Ленин В. И. Что такое

<< | >>
Источник: Шептулин А.П. K.MAPKС, Ф. ЭНГЕЛЬС, В.И.ЛЕНИН. О диалектическом и историческом материализме.. 1984

Еще по теме ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ НАДСТРОЙКИ БАЗИСОМ:

  1. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАДСТРОЙКИ И EE АКТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ HA БАЗИС
  2. Глава пятнадцатая БАЗИС И НАДСТРОЙКА
  3. 1.2. Надстройка
  4. РЕВОЛЮЦИОННАЯ ЭПОХА И ЗАМЕНА СТАРОЙ НАДСТРОЙКИ НОВОЙ
  5. Надстройка человѣческаго организма.
  6. Компьютеры, системы, фракталы – базис мироздания
  7. Глава шестнадцатая ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ НАДСТРОЙКА
  8. 3.4. Римское наследственное право как базис становления наследственного права России
  9. Принцип родовой (всеобщей) обусловленности
  10. Принцип родовой (всеобщей) обусловленности
  11. Принцип родовой (всеобщей) обусловленности
  12. 3. Психогенные факторы, обусловленные чрезмерной интенсивностью деятельности
  13. 16.1. Рынок ценных бумаг, обусловленность формирования, роль в экономике
  14. Существует ли в мире причинно-следственная обусловленность?
  15. ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  16. Вернемся к вопросу обусловленности символики сно­видений
  17. 9.2. Нравственно-этическая обусловленность социолого-экономических теорий
  18. 10.2.1.2. Лечение шока, обусловленного снижением функциональной способности ЛЖ
  19. 2. Психогенные факторы, обусловленные малой интенсивностью работы