<<
>>

Однако пророчества и предсказания продолжают взывать к глубоким человеческим потребностям.

Они предлагают цель и направление там, где царит неуверенность, в состоянии бе­зысходности — вселяют надежду, предупреждают об опаснос­тях и откликаются на озабоченность. Поэтому будет достаточ­но достоверным предсказать, что предсказания будут всегда, пока люди будут населять планету.

Вполне уверенно можно также предсказать, что большинство этих предсказаний будут ошибочными; эти «вполне уверенные» предсказания — лишь исключения, подтверждающие правило. И коль дело обстоит так, то пророкам и прогнозистам предстоит уйма объяснений. Так что я закончу несколькими полезными советами вдохно­венным авгурам — своего рода руководством для пророков на случаи неудач.

Для начала вы сможете избежать больших возможных не­приятностей, если свои предсказания будете делать как мож­но более неопределенными и неоднозначными. Подобно опыт­ному политическому деятелю вы должны избегать конкретных деталей. Если вам пришлось указать конкретные даты, выдол-жны убедиться в том, что они доступны множеств^различных интерпретаций. Следуйте примеру Нострадамуса, признанного мастера в этой области. Конец света, писал он, произойдет, когда второй день Пасхи придется на 25 апреля. Это предска-

История будущего

265

зание было сделано в начале XVII столетия, указывая на 1666 год. Когда же в этом году ничего не произошло, было сравнитель­но несложным изменить дату на год 1734-й; следующие точки совпадения следовали в 1886-м и 1943 годах. Следующий очеред­ной год — 2038-й: пророчество Нострадамуса все еще в силе. Все потенциальные даты, конечно, должны быть за предела­ми вашей собственной жизни, тогда проще иметь дело с обви­нениями.

Как мы видели, лучший способ сделать ваши пророчества ошибкоустойчивыми состоит в обычном обмане. Трюк здесь в том, чтобы заставить увидеть, что это вы предсказали собы­тия, которые уже произошли. Это то, что Даниил сделал ради религиозных целей, ирландские революционеры XVIII века — ради целей политических, а мошенники, Ричард Хэд и Чарльз Хиндли, сделали (посредством мамаши Шиптон) из грубо ком­мерческих соображений.

В качестве краткосрочной страте­гии этот подход может быть чрезвычайно эффективным; в долгосрочной перспективе тем не менее есть шансы, что ваш обман будет раскрыт. С другой стороны, пока вы не слишком обеспокоены своей посмертной репутацией, это — не проблема.

Но что, если вы уже в это ввязались, а события доказали вашу неправоту? Что вы будете делать, если пророчества тер­пят неудачу? Один образ действий — признать ошибку, при­нести извинения и следовать дальше. Другой, более общий подход, — признать ошибку, пересмотреть числа и предложить новую дату, желательно в отдаленном будущем. Третье — игно -рировать неудачу и просто переключиться с одного апокглкп-тического сценария на другой. Эта модель была принята веду­щим радиокомментатором Артом Беллом. До наступления 1. января 2000 года он сделал опрометчивое заявление, что ком­пьютерная «проблема 2000» («Y2Kbug») возвещает Армагеддон. Когда ничего не случилось, он, не сморгнув глазом, перешел к столь же паническому пророчеству о наступающем «глобаль­ном сверхурагане». Особого ущерба его репутации это не при­чинило; его программа остается самым популярным ночным радиошоу в Северной Америке.

266

ДэвидА. Уилсон

Если это покажется слишком грубым, то более изощрен­ный подход состоит в том, чтобы пересмотреть, дать иное тол­кование или восстановить значение первоначального проро­чества. Этот выбор предпочитали религиозные системы, кото­рые по меньшей мере немного отдохнули на апокалиптических основаниях. Классическую историю успеха в этом отношении представляет христианство. Несмотря на, или, возможно, бла­годаря бесконечной отсрочке Второго пришествия ранние хри­стиане сумели привлечь внушительное число последователей. Существо проблемы было в следующем: по общему мнению, Иисус сказал, что Второе пришествие произойдет при жизни его слушателей. Они все умерли, и если и произошло Второе пришествие, то никто его не заметил. Объяснения были необ­ходимы, и притом настоятельно.

Были выстроены различные линии обороны: Иисус в дей­ствительности никогда этих слов не произносил; Марк и Мат­фей неправильно истолковали их значение; Его слова не сле­довало принимать буквально; лишь одному Богу ведомо вре­мя Второго пришествия.

В более широком смысле находчи­вость в аллегорическом прочтении библейских пророчеств, как оказалось, была эффективным способом избежать неловкого положения — тем более что это неявно льстило искушенности современных апологетов, противопоставляющих свое более высокое понимание примитивному буквализму своих предше­ственников. А для тех, кто продолжал верить во Второе при­шествие, это было просто вопросом ожидания и наблюдения, верили ли они в реальную возможность чтения знамений вре­мени или нет.

В новейшие времена опыт «Свидетелей Иеговы» подтвер­ждает точку зрения, что повторные пророческие неудачи мо­гут быть преодолены, если следовать правильной стратегии.

Члены основанной в 1870-е годы Чарльзом Т. Расселом сек­ты «Свидетели Иеговы» полагали, что Второе пришествие уже произошло и отбор этих 144 000, как сказано врткровении Иоанна, 7.4, уже идет полным ходом. Живые святые Божьи, предсказывал Рассел, все примут духовную форму в 1878 году. Когда же ничего не случилось, крайний срок был продлен до

История будущего

267

1881-го, затем до 1914-го, затем до 1918-го, затем до 1925-го и затем до 1975 года. Паттерн достаточно знакомый. Тем не ме­нее что характерно для «Свидетелей Иеговы» — это их способ­ность приходить в норму и даже развиваться вопреки столь грозному пророческому свидетельству.

Главным при их повторном восстановлении был искусный способ, как можно очевидную неудачу ретроспективно истол­ковать как частичный успех. После замешательства и разоча­рования, которое следовало за каждым неисполненным проро­чеством, лидеры пришли к выводу, что Бог в действительности действовал соответственно своего рода тайной рассрочке. Хотя, как казалось, в 1878 году ничего не случилось, утверждали они, это действительно был год, в котором Бог снял Свое покрови­тельство со всех других христианских церквей. И хотя 1881 год казался беспрецедентным, это был год, после которого все свя­тые, которые умерли, будут немедленно преобразованы в ду­ховные существа.

Вся прелесть состояла в том, что такие аргументы невоз­можно было доказать или опровергнуть. Но для тех, кто пред­почел хотя бы подобие эмпирического подтверждения, счаст­ливым совпадением было уже то, что следующая предсказанная дата совпала с началом Первой мировой войны. Хотя Второе пришествие все еще не произошло, не могло быть сомнения в том, что 1914 год был существенной датой в мировой иттории. Это было, решили «Свидетели Иеговы», частью великой рас­срочки Божьей: 1914 год был отмечен теперь как год, в кото­ром Бог отнял Свою благосклонность у христианских наций. На сей раз недостатка доказательств не было.

И так уж пошло: прошли и 1925, и 1975 годы, но ycm не менее мир упрямо отказывался от своего конца. Наконец, бо­лее чем через сто лет после своего основания, «Свидетели Иего­вы» решили, что в конце концов лучше было бы дату точно не определять. По-видимому, конец света был отсрочен, но он мог случиться в любое время и «Свидетели Иеговы» должны были подготовиться к этому славному дню. Таким образом, движение продолжало процветать в ожидании будущего, которое почти все­гда было здесь, но не совсем рядом.12

268

Дэвид А. Уил сон

Так что ошибочные пророчества — не обязательно фаталь­ны; они могут даже существовать наряду с продолжающимся расцветом религиозного движения или возрастанием популяр­ности радиошоу. Это верно также и в отношении астрологии, которая подверглась многим неблагоприятным конъюнкциям, но продолжает процветать. В конце концов, из закона средних чисел вытекает, что некоторые предсказания могут осуществить­ся, и случайный астрологический успех, вероятно, будет доль­ше сохраняться в памяти и отмечаться, чем частые ошибки. Кроме того, у астрологов традиционно было два надежных за­пасных пути. На первом они вводили в уравнение Бога и утвер­ждали, что предсказание осуществится, если исключить то, что божественное вмешательство ввергает все в беспорядок. А во втором варианте они.утверждали, что небесные тела влияют, но фактически будущее не определяют. Как только было при­нято это положение, ошибки стало относительно легко объяс­нять. Во всяком случае, астрология все еще живет и здравству­ет, и ее дом остается в значительной степени в асценденте.13

Если все не сбывается, ваши предсказания неоднократно оказываются ложными и вы не можете никого убедить в том, что ваши подлинные предсказания неправильно истолкованы, есть последняя возможность выхода из действительно безна­дежного положения: настоять на том, что пророчества факти­чески осуществились, несмотря на всю видимость обратного. При таком подходе проблема заключается в нашем восприя­тии действительности, а не самого предсказания. Классичес­кий пример — произошедшее в Польше в семнадцатом столе­тии. На королевском суде пророк торжественно сообщил ко­ролеве, что Людовик XIII и Урбан VIII уничтожат «Мусульман­скую империю». Но королева знала нечто, чего не учел пророк: Людовик XIII и Урбан VIII недавно умерли. Она, не смутив­шись, сообщила ему об этом. «Мнимые факты, — ответил про­рок, не изменившись в лице, — никогда не должны соперни­чать с неоспоримыми предсказаниями».14

Это — последнее убежище не только пророков, но и всех теоретиков, чьи блестящие интеллектуальные конструкции практически не работают. В случае сомнений воспользуйтесь

История будущего

269

понятием «некорректного сознания», настаивайте на своей правоте и критикуйте любые трудности, которые смахивают на реальность. Настораживает то, что это иногда срабатывает.

<< | >>
Источник: Уилсон, Д.. История будущего. 2007

Еще по теме Однако пророчества и предсказания продолжают взывать к глубоким человеческим потребностям.:

  1. Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике. Потребности и их классификация. Закон возвышения потребностей.
  2. Потребность как экономическая категория. Пирамида потребностей
  3. 1.2. Производство и потребности Сущность и классификация потребностей
  4. 2.1 Потребности и их классификация. Закон возвышения потребностей.
  5. Первая и наиболее важная из неудовлетворенных потребностей общества есть потребность деятельности.
  6. ПРОРОЧЕСТВО
  7. Пророчества в эпоху Екатерины II
  8. 5.3. Предсказание
  9. ПРОРОЧЕСТВА И ЗАБЛУЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА КОНЕНКОВА
  10. Цѣнность выдѣляется на психологическомъ фонѣ въ качествѣ субъективной потребности, желанія. Безъ потребности нѣтъ цѣнности.
  11. Дальнейшие события по поводу библейских пророчеств
  12. ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ ВРЕМЯ ПРОРОЧЕСТВ
  13. Киберфронтир: почему не сбывается пророчество об информационном обществе?
  14. Что заставляло Авеля делать свои предсказания?
  15. Огромное интеллектуальное напряжение вложено в проро­чества и предсказания.
  16. Зачем продолжать сражаться?
  17. Наиболее значительные предсказания Кейро
  18. Пророчества работают лучше всего, когда они неопреде­ленны
  19. Гадание и предсказание
  20. Предсказания