<<
>>

ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ РОЛЬ СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА

ГГроизводство жизни — как собственной, посредством труда, так и чужой, посредством деторождения — выступает сразу же в качестве двоякого отношения: с одной стороны, в качестве естест­венного, а с другой — в качестве общественного отношения, обще­ственного в том смысле, что здесь имеется в виду совместная дея­тельность многих индивидов, безразлично при каких условиях, каким образом и для какой цели.

Отсюда следует, что определен­ный способ производства или определенная промышленная сту­пень всегда связаны воедино с определенным способом совместной деятельности, с определенной общественной ступенью, что сам этот способ совместной деятельности есть «производительная сила», что совокупность доступных людям производительных сил обус­ловливает общественное состояние и что, следовательно, «историю человечества» всегда необходимо изучать и разрабатывать в связи с историей промышленности и обмена.

Маркс K., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений.

М., 1966, с. 38—39

...Для всех исторических наук (а исторические науки сутьте, которые не являются науками о природе) явилось революциони­зирующим открытием то положение, что «способ производства ма­териальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще», что все общественные и госу­дарственные отношения, все религиозные и правовые системы, все теоретические воззрения, появляющиеся в истории, могут быть поняты только тогда, когда поняты материальные условия жизни каждой соответствующей эпохи и когда из этих материальных условий выводится все остальное.

Энгельс Ф. Карл Маркс. «K критике политической экономии».— Маркс K., Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 491

Хотя «Манифест» — наше общее произведение, тем не менее я считаю своим долгом констатировать, что основное положение, составляющее его ядро, принадлежит Марксу.

Это положение заключается в том, что в каждую историческую эноху преобладаю­щий способ экономического производства и обмена и необходимо обусловливаемое им строение общества образуют основание, на котором зиждется политическая исторыя этой эпохи и история ее интеллектуального развития, основание, исходя из которого она только и может быть объяснена...

Энгельс Ф. Предисловие к английскому изданию «Манифеста Коммутштической партии» 1888 года.—

Маркс П., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 367

Подобно тому как Дарвин открыл закон развития органичес­кого мира, Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслое­ниями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономичес­кого развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и иа которой они поэтому должны быть объяснены,— а не наобо­рот, как это делалось до сих пор.

Энгельс Ф. Похороны Карла Маркса.—

Маркс K., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 350—351

...Всякая общественная власть и всякое политическое насилие коренятся в экономических предпосылках, в исторически данном способе производства и обмена соответствующего общества.

Энгельс Ф. Апти-Дюринг.— Маркс K., Энгельс Ф.

Соч., т. 20, с. 224

...Экономическое производство и неизбежно вытекающее из него строение общества любой исторической эпохи образуют основу ее политической и умственной истории...

Энгельс Ф. Предисловие к немецкому ияданию «Манифеста Коммунистической партии» 1883 года.—

Маркс K., Эгігелъс Ф. Соч., т. 21, с. 1

И я надеюсь, что и британская респектабельность не будет че­ресчур возмущена, если я применю на английском, как и на мно­гих других языках, выражение «исторический материализм» для обозначения того взгляда на ход всемирной истории, который конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общест­ва, в изменениях способа производства и обмена, в вытекающем отсюда разделении общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой.

Энгельс Ф. Введение к английскому изданию «Развития социализма от утопии к науке».—

Маркс H., Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 305—306

Приобретая новые производительные силы, люди изменяют свой способ производства, а с изменением способа производства, способа обеспечения своей жизни,— они изменяют все свои обще­ственные отношения. Ручная мельница дает вам общество с сюзе­реном во главе, паровая мельница — общество с промышленным капиталистом.

Маркс H. Нищетафилософии.— Маркс H., Энгельс Ф.

Соч., т. 4, с. 133

Как ни мало историческая наука знает до сих пор развитие материального производства, следовательно основу всей общест­венной жизни, а потому и всей действительной истории, однако, по крайней мере, доисторические времена делятся на периоды на основании естественнонаучных, а не так называемых исторических изысканий, по материалу орудий и оружия: каменный век, брон­зовый век, железный век.

Маркс К. Напитал, т. I.— Маркс H., Энгельс Ф.

Соч., т. 23, с. 191

C одной стороны, капитал видоизменяет способ производства, а с другой стороны, это видоизменение способа производства и эта особая ступень в развитйи материальных производительных сил представляют собой основу и условие самого капитала, предпосыл­ку его собственного формирования.

Маркс H. Теории прибавочной стоимости.—

Маркс H., Энгельс Ф. Соч., т. 26, ч. I, с. 396

...Крупная промышленность, достигнув известного уровня развития, переворотом в способе материального производства и в общественных отношениях производства совершает переворот и в головах...

Маркс H. Напитал, т. I.— Маркс H., Энгельс Ф.

Соч., т. 23, с. 494—495

Только материалистическое понимание истории вносит свет в этот хаос и открывает возможность широкого, связного и осмыслен­ного воззрения на особый уклад общественного хозяйства, как на фундамент особого уклада всей общественной жизни человека.

Ленин В. И. Рецензия на книгу А. Богданова »Краткий курс экономической науки».—

Полн. собр. соч., т. 4, с. І7

Социальная сила, т.

ѳ. умноженная производительная сила, возникающая благодаря обусловленной разделением труда сов­местной деятельности различных индивидов,— эта социальная сила, вследствие того, что сама совместная деятельность возни­кает не добровольно, а стихийно, представляется данным индиви­дам не как их собственная объединенная сила, а как некая чуждая, вне их стоящая власть, о происхождении и тенденциях развития которой они ничего не знают; они, следовательно, уже не могут господствовать над этой силой,— напротив, последняя проходит теперь ряд собственных фаз и ступеней развития, не только не зависящих от воли и поведения людей, а, наоборот* направляющих эту волю и это поведение.

Маркс K., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность матерѵллистического и идеалистического воззрений.

М., 1966, с. 44

...Производительная сила труда должна зависеть главным образом:

1) от естественных условий труда, как-то: плодородия почвы, богатства рудников и т. д.;

2) от прогрессирующего совершенствования общественных сил труда, которое обусловливается производством в крупном масш­табе, концентрацией капитала, комбинированием труда, разделе­нием труда, машинами, усовершенствованием методов производ­ства, использованием химических и других естественных факторов, сокращением времени и пространства с помощью средств связи и транспорта и всякими другими изобретениями, посредством кото­рых наука заставляет силы природы служить труду и благодаря которым развивается общественный, или кооперативный, характер труда.

Маркс К. Заработная плата, цена и прибыль.—

Маркс K., Энгельс Ф. Соч., т. 16, с. 128

Если мы отвлечемся от большего или меньшего развития обще­ственного производства, то производительность труда окажется связанной с естественными условиями. Эти последние могут быть целиком сведены к природе самого человека, к его расе и т. п., и к окружающей человека природе. Внешние природные условия экономически распадаются на два больших класса: естественное богатство средствами жизни, следовательно плодородие почвы, обилие рыбы в водах и т.

п., и естественное богатство средствами труда, каковы: действующие водопады, судоходные реки, лес, металлы* уголь и т. д. Ha начальных ступенях культуры имеет

решающее значение первый род, на более высоких ступенях — второй род естественного богатства. Сравните, например, Англию с Индией или — в античном мире — Афины и Коринф со странами на побережье Черного моря.

Чем меньше число естественных потребностей, которые абсо­лютно необходимо удовлетворять, чем больше природное плодоро­дие почвы и чем благоприятнее климат, тем меньше рабочее время, необходимое для поддержания и воспроизводства жизни произ­водителя. Тем больше, следовательно, может быть избыток его труда, идущий на других, по сравнению с трудом на самого себя.

Маркс К. Капитал, т. I.— Маркс К., Энгельс Ф.

Соч., то. 23, с. 521

Производительная сила труда определяется разнообразными обстоятельствами, между прочим средней степенью искусства рабочего, уровнем развития науки и степенью ее технологического применения, общественной комбинацией производственного про­цесса, размерами и эффективностью средств производства, природ­ными условиями.

Маркс К. Капитал, то. I.— Маркс K., Энгельс Ф.

Соч., то. 23, с. 48

...Развитие производительной силы труда... может отчасти зави­сеть от успехов в области интеллектуального производства, имен­но от успехов естественных наук и их применения...

Маркс К. Капитал, то. III.— Маркс K., Энгельс Ф.

Соч., то. 25, ч. I, с. 93

B качестве машины средство труда приобретает такую матери­альную форму существования, которая обусловливает замену че­ловеческой силы силами природы и эмпирических рутинных прие­мов — сознательным применением естествознания.

Маркс К. Капитал, то. I.— Маркс K., Энгельс Ф.

Соч., то. 23, с. 397

...Крупная промышленность, овладев для процесса производ­ства колоссальными силами природы и естествознанием, должна была чрезвычайно повысить производительность труда...

Маркс К. Капитал, то. I.— Маркс K., Энгельс Ф.

Соч., то.

23, с. 398

Главным средством сокращения времени производства явля­ется повышение производительности труда, что обычно называют прогрессом промышленности.

Маркс К. Капитал, то. III.— Маркс К., Энгельс Ф.

Соч., то. 25, ч. I, с. 80—81

Под повышением производительной силы труда мы понимаем здесь всякое вообще изменение в процессе труда, сокращающее рабочее время, общественно необходимое для производства данного товара, так что меньшее количество труда приобретает способность произвестибольшееколичествопотребительной стоимости... Необ­ходим переворот в технических и общественных условиях процесса труда, а следовательно, и в самом способе производства, что­бы повысилась производительная сила труда, чтобы вследствие повышения производительной силы труда понизилась стоимость рабочей силы и таким образом сократилась часть рабочего дня, необходимая для воспроизводства этой стоимости.

Маркс К. Капитал, т. I.— Маркс K., Энгельс Ф.

Соч., т. 23, с. 325

Мы находимся в условиях такого обнищания, разорения, пе­реутомления и истощения главных производительных сил, кре­стьян и рабочих, что этому основному соображению — во что бы то ни стало увеличить количество продуктов — приходится на вре­мя подчинить все.

Ленин В. 11. X съезд РКП(б). 8—16 марта 1921 г.—

Полн. собр. соч., т. 43, с. 79

B стране, которая разорена, первая задача — спасти трудя­щегося. Первая производительная сила всего человечества есть рабочий, трудящийся. Если он выживет, мы все спасем и восста­новим.

...Нас отбросила назад, к варварству, империалистская война, и если мы спасем трудящегося, спасем главную производительную силу человечества — рабочего,— мы все вернем, но мы погибнем, если не сумеем спасти его...

B тот момент, когда страна разорена, наша главная основная задача — отстоять жизнь рабочего, спасти рабочего, а рабочие гибнут потому, что фабрики встают, а фабрики встают потому, что нет топлива, и потому, что наше производство все искусственное, промышленность оторвана от мест получения сырья...

Надо спасать рабочего, хотя он не может работать. Если мы спасем его на эти несколько лет, мы спасем страну, общество и социализм. Если не спасем, то скатимся назад, в наемное рабство.

Ленин В. И. I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. 6—19 мая 1919 г.—

Полн. собр. соч., т. 38, с. 359

5.

<< | >>
Источник: Шептулин А.П. K.MAPKС, Ф. ЭНГЕЛЬС, В.И.ЛЕНИН. О диалектическом и историческом материализме.. 1984

Еще по теме ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ РОЛЬ СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА:

  1. ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ K ОБЩЕСТВЕННОМУ СОЗНАНИЮ
  2. Раздел II Товарное производство и рыночная экономика Глава 4. Основные формы экономического развития. Товарное производство и его роль в эволюции общества
  3. § 55. Радикальные изменения в технологическом способе производства
  4. РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА
  5. 2. Неоазиатский способ производства.
  6. Способы защиты прав участников исполнительного производства
  7. Глава двенадцатая СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА
  8. Глава 3. Капитализм и неоазиатский способ производства.
  9. Понятие и виды способов обеспечения законности в производстве по делам об административных правонарушениях
  10. Право граждан РФ на обращение в государственные органы как способ обеспечения законности в производстве по делам об административных правонарушениях
  11. 3. Ценность как способ освоения мира человеком. Духовные ценности и их роль в жизни человека и общества
  12. 18.2. Порядок производства, законодательство, регулирующее производство по делам об административных правонарушениях, обстоятельства, исключающие производство
  13. Способ оценки по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО)
  14. § 105. Соответствие способа прекращения обязательства способу его возникновения
  15. § 105. Соответствие способа прекращения обязательства способу его возникновения
  16. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ ПОДРАЗДЕЛ 1. УПРОЩЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ПРИКАЗНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
  17. § 2. Факторы, определяющие структуру рынка
  18. Факторы, определяющие кредитную политику
  19. СОЗНАНИЕ СИСТЕМЫ, ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ УРАВНЕНИЕМ
  20. Рационализм в качестве определяющего начала