<<
>>

Ошибка отождествления необходимости с неизбежностью

С категорией неизбежности связано много разных толкований, вносящих путаницу в понимание истинного соотношения категорий необходимости, случайности, возможности. Часто не проводят раз­личие между этой категорией и категорией необходимости.

При абсолютизации неизбежности или приравнивании к ней не­обходимости возникают представления о роке, фатуме, судьбе, пре­допределении и т. п. Да, действительно, неизбежность — то, чего нельзя избежать, от чего нельзя уйти, что обязательно, в любом слу­чае наступит. И в этом смысле она неумолима как рок, фатум. Одна­ко, если не абсолютизировать неизбежность, если не смешивать ее с необходимостью, то окажется, что эта категория имеет определен­ное, хотя и весьма ограниченное значение. Она применима лишь к процессам гибели, уничтожения. Неизбежна физическая смерть че­ловека (хотя и здесь человек не покоряется неизбежной участи, а бо­рется за активное долголетие, за продление жизни). Неизбежны ги­бель данного общества или его трансформация в иное общество.

Всякое другое употребление и понимание категории неизбежности ведет к фатализму. Так, эта категория не применима к процессам возникновения, сохранения, развития.

Принципиальное различие между неизбежностью и необходимо­стью состоит в том, что неизбежность диктуется внешними условия­ми существования, она полностью независима от наших желаний, от внутренних условий существования. Человек по отношению к неиз­бежности выступает не как активно действующее, а как страда­тельное существо. Необходимость, напротив, диктуется внутренни­ми условиями существования. Она — то, что нельзя обойти, без чего нельзя обойтись на жизненном пути. Так, если мы хотим жить, то мы должны есть, пить, спать и т. п. Как видим, необходимость не абсолютно безусловна. В отличие от нее неизбежность есть то, что обязательно наступит при любых условиях.

Она абсолютно безуслов­на. Такова неизбежность смерти или гибели живых существ. Все ос­тальное не неизбежно, а необходимо, вероятно, случайно...

В некоторых случаях необходимость по своей неумолимости приближается к неизбежности, т. е. вероятность наступления собы­тия почти равна единице или практически равна единице. Таковы солнечные и лунные затмения. Они кажутся неизбежными в опреде­ленное время и в определенном месте Земли. Вероятность их насту­пления практически равна единице. Но на этом сходство необходи­мости с неизбежностью кончается. Затмения Солнца и Луны обу­словлены орбитальными движениями Земли и Луны, которые в свою очередь обусловлены динамическим равновесием между силами притяжения и отталкивания в Солнечной системе. Движения Земли и Луны порождены внутренними условиями существования Солнеч­ной системы. Именно благодаря им происходят затмения Солнца и Луны. Однако эти затмения не являются неизбежными, т. е. абсо­лютно безусловными, не зависящими ни от каких условий. Ведь ста­бильность Солнечной системы и заданность движений в ней 3емли и Луны не являются абсолютными. Существует вероятность, хотя и ничтожная, близкая к нулю, что Солнечная система подвергнется воздействию внешних космических сил (систем) и тогда все может быть по-другому. Да и сейчас она потихоньку меняется, разрушается под влиянием постоянно действующих, внешних для нее факторов.

В отдельных случаях понятие неизбежности употребляют как синоним необходимости для усиления, эмоционального подчеркива­ния той или иной мысли, того или иного взгляда, теоретического по­ложения.

Иногда ставят вопрос: была ли неизбежна вторая мировая война? Поистине животрепещущим для народов всего мира был в недавнем прошлом вопрос о том, неизбежна ли третья мировая война, а тем более, неизбежна ли термоядерная катастрофа? Эти вопросы, по су­ществу, о роли и границах неизбежного в жизни людей. Выше мы показали, что в прошлом люди были склонны преувеличивать зна­чение неизбежного. Случайное или вероятное представляли как не­обходимое, а необходимое как неизбежное.

Отголоски такого пре­

увеличенного представления о неизбежном мы "слышим" и в ука­занных вопросах. Конечно, войну, любую войну нельзя рассматри­вать как нечто неизбежное. Война — это определенная форма соци­альных противоречий и как таковая она не носит абсолютного ха­рактера. Помимо этой формы возможны и существуют другие фор­мы социальных противоречий, как антагонистического, так и гармо­нического плана. То есть имеет место некоторое многообразие дей­ствительных и возможных социальных противоречий. Считать вой­ну единственно возможной формой разрешения социальных кон­фликтов, т. е. неизбежной формой это значит совершать грубую ме­тодологическую ошибку. Категория неизбежности не применима к отдельным, конкретным формам, видам противоречий, взаимодейст­вий, трансформаций. Она указывает на то, что сохранение не абсо­лютно, но она не указывает, какого характера должно быть измене­ние, переход одного в другое. Изменение ведь может иметь характер гибели, разрушения, уничтожения, а может иметь характер преобра­зования, трансформации, развития, становления, перехода в более высокие формы.

Нецессизм. Ошибка абсолютизации необходимости

Нецессизм (от лат. neccessitas — необходимость)— абсолютиза­ция необходимости. В чистом виде эта абсолютизация встречается редко. Как правило, нецессизм соединяется с другими абсолютиза­циями: закономерности, порядка, действительности... — или высту­пает в форме отрицания случайности. Нецессизм входит составной частью в концепции лапласовского, механистического, физического детерминизма.

Нецессизм — это когда всё объявляют неслучайным, т. е. факти­чески случайность сводят к необходимости-неизбежности. Вспом­ним знаменитое эйнштейновское «Бог не играет в кости» или мар­ксистское выражение «кажущаяся случайность».

<< | >>
Источник: Балашов Л.Е.. НОВАЯ МЕТАФИЗИКА. (Категориальная картина мира или Основы категориальной логики). 2003

Еще по теме Ошибка отождествления необходимости с неизбежностью:

  1. Ошибка отождествления необходимости с неизбежностью
  2. Ошибка отождествления необходимости, закономерности с причинностью или причинности с необходимостью
  3. Ошибка отождествления мира и духа (абсолютный идеализм)
  4. Ошибка отождествления случайности с беспричинностью
  5. Ошибка отождествления мира и материи (материализм)
  6. Ошибка отождествления случайности с беспричинностью
  7. Ошибка отождествления качества и свойства
  8. Ошибка отождествления материи с субстанцией, а движения — с атрибутом
  9. Неизбежную нормативность и упорядоченность социального бытия стоит воспринимать как необходимое его условие, а не самоцель.
  10. Нецессизм. Ошибка абсолютизации необходимости
  11. Партикуляризм. Ошибка сведения целого к частям (к отдельной части или к сумме частей). По-другому: ошибка элиминации целого
  12. Беллетризация неизбежна
  13. § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
  14. Для естественного тела слово и понятие неизбежно не совпадают.
  15. § 4. Неизбежность и закономерности качественного преобразования систем
  16. 3. Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности, а также в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости и при профессиональном риске