<<
>>

Основной вопрос философии

можно сформулировать как вопрос о соотношении двух типов реальности - объективной и субъективной.

Когда философы ставят задачу выявления соотношения субъективной и объективной реальности, то, как показывает история философии, во-первых, имеется в виду соотношение бытия и сознания (онтологический аспект).

Как они соотносятся друг к другу, что из них является основным и что производным, что является причиной и что следствием?

Но, во-вторых, основной вопрос философии имеет и гносеологический аспект. Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому

миру, в состоянии ли наше мышление познавать мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о мире составлять верное отражение действительности?

Таким образом, у основного вопроса философии две стороны: вопрос о первичности и вопрос о познаваемости. Тот или иной ответ на этот вопрос определяет специфику различных философских направлений и школ.

При решении первой стороны основного вопроса философии философы разделились на два направления - идеализм и материализм.

Философы, которые утверждают, что субъективная реальность, духовные сущности существовали до природы, до материального бытия и породили его, составили идеалистическое направление. Философы, которые началом считали природу, материю, определяют материалистическое направление.

В связи со второй стороной основного вопроса о познаваемости мира также существуют различные точки зрения. Философы, которые считают, что мир познаваем, считаются реалистами. Философы, отрицающие возможность познания, называются агностиками. Если признают возможность познания, но сомневаются в его достоверности, определяются как скептики.

В своем осмыслении мира философия пользуется двумя методами: диалектикой и метафизикой. Они противоположны друг другу и в силу этого дополняют друг друга. Диалектика рассматривает мир как процесс, в котором действуют всеобщие, универсальные связи явлений. Эти явления находятся в постоянном развитии и способны к качественным преобразованиям, благодаря внутренней своей противоречивости. Метафизика - это умозрительное постижение сверхчувственных начал мира (Бог, бессмертие души человека, его свобода). Она видит мир как данность, возводя в абсолют самостоятельность всех вещей, явлений и предметов. Между ними нет причинно-следственных связей, поэтому все изменения в мире носят количественный характер. Метафизика считает, что в мире нет и противоречий, они свойственны только мышлению человека.

<< | >>
Источник: Агеева, Л.А.. Генезис и история философии . 2010

Еще по теме Основной вопрос философии:

  1. 2. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ. МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ
  2. 1. Вопрос о происхождении человека — один из основных в истории философии.
  3. ВОПРОСЫ, ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  4. Тема 2.2. Основные категории философии
  5. 7.2. Основные черты философии И. Канта
  6. Тема 1.2. Этапы исторического развития философского знания. Основные направления философии
  7. Семинар 5. Основные категории философии. Онтология
  8. 2.3. ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМНОЙ ФИЛОСОФИИ
  9. Об ответственности философов в вопросе о правильном употреблении человеческих понятий
  10. Основные исторические эпохи в философии
  11. Лекция 9. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
  12. Лекция 6. Основные принципы философии эпохи Ренессанса
  13. Семинар 2. Основные концепции современной философии науки
  14. Основные идеи философии К. Маркса и Ф. Энгельса
  15. Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки:
  16. Лекция 10. Основные стратегии развития неклассической западной философии в ХХ веке
  17. 1. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники
  18. Тема 1. Философия, её происхождение, роль в жизни человека и общества Основное содержание темы
  19. Лекция 4. Особенности классической греческой философии и основные проблемы эллинизма
  20. В обзорах современной философии стало привычным различать два основных течения