<<
>>

7.2. Основные черты философии И. Канта

Иммануил Кант – одна из высочайших вершин мировой философии. По оригинальности и глубине постановки вопросов, по вкладу в философскую мысль его вполне можно поставить в один ряд с такими выдающимися мыслителями, как Платон и Аристотель.

Основные его работы были написаны уже в почтенном возрасте: «Критика чистого разума» – в 57 лет, «Критика практического разума» – в 64 года, «Критика способности суждения»– в 66 лет. Опираясь на данные работы, раскроем основные черты философии Канта.

Главное в своей философии мыслитель сформулировал со всей определенностью: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»[117]. По сути дела, здесь были поставлены два важных вопроса: что есть мир? что есть мораль? Коснемся этих вопросов.

В постижении мира главными выступают вопросы: как человек приобретает знание? возможно ли полностью познать мир? Отвечая на них, Кант в «Критике чистого разума» писал: «Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта»[118].

Опыт выступает важной формой постижения мира. В опыте и через опыт человек приобретает знание о мире. Однако, по Канту, опыт не является единственной формой получения знания. Он писал: «Хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта»[119]. Наряду с опытным знанием он выделял знание, полученное независимо от опыта, порожденное самой познавательной способностью человека. В качестве примера бралась математика. В ней многие суждения вытекают из логики понятий, а не из опыта.

Таким образом, Кант различал две формы получения знания: опытное знание, или апостериорное, и внеопытное знание, или априорное.

Дальнейшее изучение проблемы связано с решением вопроса о том, дают ли апостериорные и априорные знания полное представление о мире?

Кант исходил из того, что апостериорное знание, имеющее источник в опыте, не дает нам полного знания об окружающем нас мире. То, что мы знаем о вещи, это есть наше «прочтение» вещи, но еще не вещь сама по себе, «как она есть»[120].

Априорные знания расширяют границы опытного знания. «Априорные формы обеспечивают всеобщность знания, но не делают его отражением, копией вещей»[121]. То, чем вещь является для нас, отличается от того, что она есть сама по себе.

Это позволило различить понятия: «вещь в себе» и «вещь для нас». «Вещь в себе» – это вещь сама по себе, как она есть, вне зависимости от того, знаем ли мы о ее существовании или нет. «Вещь для нас» – это то, какой вещь нам является, то, что мы знаем о ней.

В «Критике чистого разума» Кант писал, что с помощью наблюдения и анализа явлений можно проникнуть внутрь природы, и неизвестно, насколько далеко люди продвинутся в этом. Границы опыта непрерывно расширяются. Однако как бы ни возрастали знания о мире, эти границы не могут исчезнуть, как не может исчезнуть горизонт, сколько бы мы ни шли к нему.

Размышляя над этими идеями Канта, А. Гулыга писал: «Вещь сама по себе» служит напоминанием, что предела познанию нет и быть не может. И еще об одном обстоятельстве напоминает она: есть сферы, где наука бессильна. Такова, например, сфера поведения человека...»[122].

Может быть, поэтому поведение человека, его поступки стали специальной темой размышлений Канта. Нравственное он рассматривал как практическое и возвышал его над теоретическим.

Заслугой Канта стало то, что он подошел к пониманию нравственности как самоценного образования. Нравственность есть нравственность, и она ценна сама по себе.

Мораль основывается на безусловных, непререкаемых требованиях, или императивах. Кант формулирует категорический императив: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству...

как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»[123]. Данный императив носит всеобщий характер. Категорическим он называется потому, что его следует выполнять не ради каких-то целей, а ради его самого.

Если проанализировать данное требование, то видно, что высшая моральная заповедь содержит в себе требование выйти за рамки своей конечности и взглянуть на себя с точки зрения рода, человечества.

Практическую значимость категорического императива Канта мы начинаем ощущать особенно остро теперь. Ведь очевидно, что для того, чтобы решить экологическую проблему, нужно менять отношение человека к себе, к природе. Человек не есть индивид, обособленно живущий в мире и творящий все то, что ему заблагорассудится. Он есть представитель рода человеческого. В своих деяниях он должен исходить прежде всего из интересов рода. Как здесь не вспомнить о категорическом императиве!

Таким образом, те вопросы, которые были поставлены Кантом, волновали и продолжают волновать людей. Предложенные решения этих вопросов не просто обогатили философскую мысль, но и помогли человеку на пути познания мира и понимания самого себя.

<< | >>
Источник: С.А. Ермаков. ФИЛОСОФИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. 0000

Еще по теме 7.2. Основные черты философии И. Канта:

  1. Философия И. КАНТА
  2. Философия И. КАНТА
  3. Как решается тема Бога в философии Канта?
  4. С.Н. ТРУФАНОВ.. ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ «КРИТИКИ ЧИСТОГО РАЗУМА» И. КАНТА.0000, 0000
  5. 6. СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ЗНАЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ФОРМЫ: ПОНЯТИЕ, ЧЕРТЫ, ЗНАЧЕНИЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕЕ НАРУШЕНИЯ
  6. Черты философии Нового времени:
  7. Черты философии античности:
  8. Черты средневековой философии:
  9. Черты философии Возрождения:
  10. 1.13. Основные черты правового государства
  11. Основные его черты
  12. Глава 8. Национальная экономика: основные черты и показатели
  13. 8.1. Сущность, основные черты макроэкономики
  14. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПРАВА