<<
>>

Основные идеи философии К. Маркса и Ф. Энгельса

Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895) про­должили критику абстрактного разума, начатую Л. Фейербахом, но более радикально.

Если Фейербах создал философию человека природного, с его чувствами, его способностью размышлять, то К.

Маркс дела­ет предметом своих размышлений человека социального, истори­ческого, живущего в конкретно- историческом обществе. Такой взгляд на человека был вызван новыми развивающимися тенден­циями эпохи, в которую жили Маркс и Энгельс. Это было время резкого общественного перелома, когда веками существовавшее аграрное общество «умирало», а на его смену приходило обще­ство промышленного производства с массовым развитием заво­дов и фабрик, ростом городов, образованием мирового рынка и мировых связей. Приоритет экономической жизни над другими сторонами жизни общества стал очевидным. Поэтому философы посвящают свою философию не человеку вообще, а человеку, включенному в эту общественную жизнь с главной ее экономи­ческой составляющей. Таким образом, если Гегель находит сущ­ность человека в деятельности сознания, Фейербах «снижает» эту истину, утверждая о природной сущности человека, то Маркс и Энгельс считают, что сущность человека формируется в реаль­ном жизненном процессе, а именно - в его главной области - в материальном производстве.

Эти мыслители развивают совершенно новое положение философии, которое никогда еще не звучало во всей истории фи­лософии: не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание. Таков главным материалистический принцип новой философии. И он является исходным пунктом марксова материа­листического понимания истории человеческого общества. Оста­новимся на этой теме подробнее.

Человек определяется материальными условиями производ­ства. Производство предполагает общение индивидов между со­бой. Объективные материальные условия производства порож­дают объективно существующие общественные структуры, обу­словленные этими условиями.

Это, например, исторически воз­никающее разделение труда в обществе: умственного и физиче­ского, промышленного и земледельческого.

Производственные отношения составляют базис общества, в то время как идеология, вся духовная среда общественной жизни, государственный строй - его надстройку. Изменения в базисе по­рождают изменения в надстройке. В человеческой истории фило­софы выделяют несколько ведущих типов организации общества - общественно-экономических формаций. Отношения в произ­водстве и по поводу производства выражаются в исторически сменяющих друг друга формах: первобытно-общинная, рабовла­дельческая, феодальная и современная им капиталистическая общественно-экономическая формация.

Капиталистическое общество - по Марксу - породило самое трагическое положение рабочего класса - основной его произво­дительной силы. Трагизм положения состоит в том, что в услови­ях материального производственного процесса трудовая деятель­ность рабочего приводит не к обогащению и развитию его чело­веческой сущности, а, наоборот - к потере ее или к «отчужде­нию», по словам Маркса, во-первых, вследствие того, что произ­веденный продукт труда не принадлежит его производителю - рабочему. Это наиболее очевидное положение, которое выражает суть капиталистической эксплуатации человека человеком. Но есть и более глубокая и трагическая основа такого явления: от­чуждение рабочего в самом акте производства, самой производ­ственной деятельности. Происходит отчуждение труда от рабоче­го, то есть отчуждение человеческой сущности, поскольку мате­риальная производственная деятельность, в понимании Маркса и Энгельса, есть основа существования и развития человека. От­чуждение труда выражается в нескольких обстоятельствах:

1. Труд рабочего - принудительный труд, а не сущностное удовлетворение потребности в труде, что присуще природе чело­века.

2. Сам труд ему не принадлежит, а это значит, что рабочий утрачивает свою человеческую сущность и, вместе с тем - сущ­ность, присущую всему человеческому роду.

3. Отчуждение труда приводит к отчуждению между людьми. Наиболее острой формой этого явления представляется антагонизм двух классов - рабочих и буржуазии.

Так философы раскрывают главный порок капиталистиче­ского общества, когда рабочий утрачивает свою подлинную сущ­ность, превращаясь в средство для функционирования капитали­стической системы.

Однако в базисе самого капиталистического общества, со­гласно марксистскому утверждению, уже существуют предпо­сылки к коренному изменению производственных отношений, а значит и всего общества в целом. В ходе развития крупного мате­риального производства, по мере роста рабочего класса и как следствие - развивающегося процесса обобществления труда, частная собственность, постепенно укрупняясь, «изживает» саму себя. Такой исторически неизбежной тенденции должна «по­мочь» пролетарская революция, как насильственное вооруженное действие. Революция должна устранить частнособственнические отношения и установить общественную собственность, которая отвечает общественному характеру труда. Так будет преодолено отчуждение труда, и значит - отчуждение человека от человека. Подневольный труд превратится в свободный. В нем получит ре­ализацию подлинная человеческая сущность, наступит конец че­ловеческой предыстории и начнется подлинная человеческая ис­тория вместе с построением коммунистического общества как обобществившегося человечества, покончившего с частной соб­ственностью.

Коммунистическое общество, согласно К. Марксу, это сво­бодная ассоциация, где свободное развитие каждого человека яв­ляется условием свободного развития всех людей. В таком обще­стве устраняются все формы отчуждения человека, в том числе и религия как форма отчуждения, критикуемая Л. Фейербахом.

Построение новой программы изменения мира стало, как известно, главным делом Маркса и Энгельса. В работе «Тезисы о Фейербахе» Маркс подчеркнул смысл своей философии: «Фило­софы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключа­ется в том, чтобы изменить его» [4. Т. 42. С. 4]. Программа изме­нения общества была разработана философами в «Манифесте коммунистической партии». Эта работа стала программным до­кументом развивающегося в XIX веке рабочего движения.

Так, по мысли Маркса и Энгельса, философия перестает быть абстракцией, становится «положительной наукой», изобра­жением «практической деятельности, практического процесса развития людей».

Однако над материалистическим пониманием истории фи­лософы все-таки надстроили теорию общественного переустрой­ства, которую назвали «материальной силой, как только она овладевает массами». Таким образом, открытие исторического развития общества позволяет создать адекватную теорию его пе­реустройства. Значит, модель общества можно с точностью по­строить на бумаге, а затем силой революционной воли пролета­риата воплотить в жизнь.

Реальное историческое развитие ХХ века показало, что, в конечном счете, идеи, провозглашенные представителями немец­кой философии, претендовали на роль преобразовательной силы, как у идеалистов, так и у материалистически мыслящих класси­ков марксизма.

Маркс не преодолел концепцию гегелевской философии, отождествляющей реальное бытие с идеальным понятием, реаль­ную действительность с теорией этой действительности. Это проявилось и в тезисе, что идея превращается в материальную силу, что научная теория (на что претендовал марксизм, посколь­ку соответствовал нормам науки своего времени) определяет ма­териальную практику, что исторический процесс - неуклонно развивающиеся по пути общественного прогресса общественно­экономические формации, к которым Маркс свел реальную чело­веческую историю, превратив ее в умозрительную схему. Учение К. Маркса об общественно-экономической формации очень близко гегелевской идее развития мирового разума как основе истории.

«Ошибкой» этой философии, которая стала особенно явной в наше время, был взгляд на человека, сущность которого опре­деляется исключительно лишь той формой общества, в котором живет этот человек. Понимание социальной сущности человека не давало ответа на вопрос, почему все люди разные, несмотря на их одинаковое положение в материальном производстве, не ре­шало проблему индивидуального человека, а, кроме того, лишало его активности. Человек-индивид сам по себе ничего не значит, его значение в жизни общества и истории зависит от того класса, выделившегося соответственно структуре материального произ­водства той или иной общественно-экономической формации. По Марксу и Энгельсу, человек - активное практически действую­щее существо, его активность проявляется лишь в рамках того или иного класса, коллективе, к которому он принадлежит, более того, она «задана» соответствующим классом. И лишь в будущем коммунистическом обществе, по мысли философов, все люди смогут развить свои индивидуальные задатки, став всесторонне развитыми личностями.

Существенной слабостью теории материалистического по­нимания истории и марксова акцента на социальной сущности человека, явилось то, что проблема нравственности выпала из поля зрения этой философии. Обосновывая развитие коммуни­стического общества как общества свободных людей, начинаю­щих подлинную историю, марксизм не уделяет специальное вни­мание проблеме нравственности: философы считают, что постро­ение коммунистического общества «само собой» сделает всех людей свободными, а значит нравственными, в то время как эти­ка была специальным предметом рассмотрения у Канта, Фихте и Гегеля. К. Маркс и Ф. Энгельс заменили этику политической тео­рией общественного переустройства.

В нашу эпоху отсутствие внимания к нравственной состав­ляющей как особой характеристике поступков человека является уже не только слабостью, но и большим пороком.

В то же время глубокий экономический анализ Маркса со­временного ему капиталистического общества, его теоретический прогноз о превращении науки в важнейшую производительную силу в будущем обществе, постановка проблемы социальной справедливости, заставляет оценивать марксизм как значитель­ный этап в развитии философской мысли.

Немецкая философия в лице И. Канта, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля явила миру классическую разработку философии разума. Л. Фейербах начал критику этой концепции, развив ан­тропологический материализм, однако оставался в ее школе. Критику рационализма продолжили К. Маркс и Ф. Энгельс, но и они, вместе с тем, остались на позициях классической философии разума, даже разработав материалистическое понимание истории.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гегель. Соч. - М-Л.: Госполитиздат, 1929-1959.

2. Кант И. Соч.: В 6 т. - М.: Мысль, 1965.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М.: Госполитиздат, 1960.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. / Изд. 2.

5. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. - М.: Госполитиздат, 1955.

6. Фихте И.Г. Соч.: В 2 т. - СПб: Мифрил, 1993.

<< | >>
Источник: Басанец В.Л., Гуренко М.М., Зайцева Л.А., Никити­на Е.А., Широкова Н.А., Ковынев В.М.. Историко­ философское введение. 2006

Еще по теме Основные идеи философии К. Маркса и Ф. Энгельса:

  1. К. Маркс и Ф. Энгельс.
  2. Начало дружбы Маркса и Энгельса, Дальнейшая разработка революционной теории.
  3. § 2. Концепция закономерного мирового процесса в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина
  4. Маркс и Энгельс были выходцами из буржуазного лагеря, которые весь свой ум, талант и знания употребили для борьбы с буржуазией ради дела рабочего класса и всех угнетенных и эксплоатируемых.
  5. 7.5. Вклад К. Маркса в развитие философии
  6. Положение, высказанное Ф. Энгельсом в работах «Анти-Дюринг» и «Людвиг Фейербах и конец классической не­мецкой философии»
  7. Научность и тенденциозность Маркса и Ленина. Некритическое отношение к Марксу и Ленину
  8. 12.1 Основные идеи бихевиоризма
  9. 2 Основные понятия, идеи и принципы неопозитивизма
  10. Тема № 8. Психологические идеи немецкой классической философии конца XVIII – первой половины XIX вв.
  11. основные этапы и идеи
  12. 2.25. Основные идеи законности
  13. §3. Понятие и основные идеи законности
  14. Идеи «философии действия», выдвинутые немецкой мыслью конца 30-х — начала 40-х годов, встречены были в России с сочувствием и пониманием77.
  15. Основные постулаты и идеи классической школы