<<
>>

1.2 Основные направления философии

В процессе исторического развития предмет философии исторически менялся в тесной связи с развитием общества, культуры, науки и самого философского знания. Причем очень редко философы считали результаты предшествовавшего философствования несомненными.

Это доказывается тем, что почти каждая новая крупная философская система начинает заново определять предмет, задачи и сущность философии. Практически все великие мыслители стремились провести радикальную реформу философии и считали это существенно важной задачей. Возможно ли каким-либо образом охватить это многообразное самоопределение философии с тем, чтобы в историю философии включать не только то, что мы сегодня понимаем под философией, но и то, что под ней понимали другие, в том числе в веках минувших? Поиском ответа на этот вопрос занимается методология историко-философского исследования как часть истории философии.

В марксистской традиции в основу рассмотрения историко-философского процесса были положены два принципа – принцип социокультурной обусловленности философского знания и принцип развития.

Конкретизацией последнего принципа и выступило определение основного вопроса философии, предложенного Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» (1886). Энгельс сформулировал основной вопрос, разделив его на два подвопроса. Первый подвопрос касается соотношения материального и идеального. Ответ на него служит основанием для разделения всех философских учений на два направления: материализм и идеализм. Материализм - философское направление, которое исходит из первичности материи и вторичности сознания, духа. Идеализм - философское направление, которое считает исходным, первичным и определяющим элементом всего сущего дух, идейное начало, а вторичным – материю. Второй подвопрос касается вопроса познаваемости мира.
Ответ на второй подвопрос – гносеологический – позволяет выделить две основные позиции – гносеологического оптимизма (утвердительный ответ, то есть мир познаваем) и агностицизма (оспаривает возможность исчерпывающего, достоверного познания сущности мира).

Историко-философский процесс предстает с точки зрения принципа развития как борьба материализма и идеализма, которая вела к взаимообогащению этих двух противоположных направлений. Идеализм и материализм являются монистическими (греч. monos – один) учениями, ибо их приверженцы отдают предпочтение одному из двух разных начал. Монизм - способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего. Оба типа мировоззрения меняли свою историческую форму в тесной связи с развитием общества, науки, религии.

В своей эволюции идеализм и материализм прошли длительный путь, в процессе которого сложились их разновидности. Известны две формы идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм - форма идеализма, которая исходит из первичности духа, существующего объективно, независимо от индивида, его сознания. Таким духовным первоначалом назывались Бог, мировой разум, абсолютная идея, мировая воля и т.п. Субъективный идеализм - форма идеализма, для которой характерно признание сознания субъекта в качестве первичного, определяющего субъективный дух.

Материализм представлен тремя формами. Первая из них – наивный, стихийный материализм древних мыслителей Египта, Индии, Китая, античной эпохи. Другая форма материализма сложилась в XVII–XVIII вв. Это так называемый метафизический (механистический, сложившийся под влиянием развития механики и других опытных наук) материализм. Третья форма – сложившийся во второй половине XIX в. диалектический материализм, совместивший идеи и принципы диалектики и материализма.

При всем разнообразии форм идеализма и материализма общим для них является следование единому монистическому подходу в вопросе о том, что первично и что вторично.

Но наряду с монистическим взглядом на природу, общество и человека существует и дуализм (греч. dualis – двойственный) как философское направление, считающее, что материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга.

<< | >>
Источник: Н.Ф.МЕДУШЕВСКИЙ. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ. 2011

Еще по теме 1.2 Основные направления философии:

  1. Тема 1.2. Этапы исторического развития философского знания. Основные направления философии
  2. Интересы и основные направления внешней политики США в АТР. 2.2. Фактор Китая и России в современной тихоокеанской стратегии США. 2.1. Интересы и основные направления политики США в АТР
  3. 4. Философия не состоит из философских направлений и школ
  4. 2 Творческий характер философии марксизма, её гуманистическая направленность
  5. ЛИЧНОСТНОЕ И КОЛЛЕКТИВНОЕ B ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: ШКОЛА, НАПРАВЛЕНИЕ, ТРАДИЦИЯ
  6. Основные направления учения о праве
  7. 1.4. Основные направления экономической мысли
  8. 2.1. Основные направления
  9. § 6. Основные направления современной экономической теории
  10. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГРЕЧЕСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ
  11. Глава 19. Основные направления экономической реформы в России
  12. § 5. Основные направления укрепления законности и правопорядка
  13. Основные направления промышленной политики НИС
  14. Основные направления влияния природной среды на развитие общества
  15. 3. Основные направления предупреждения воинской преступности
  16. Основные направления внешней политики.
  17. Основные направления деятельности режиссёра
  18. 1. Интересы и основные направления политики США в АТР
  19. 2.4.4. Основные направления научно- технической революции