<<
>>

Об ответственности философов в вопросе о правильном употреблении человеческих понятий

Философы порой грешат произвольным употреблением понятий и слов, пренебрежительно относятся к естествен­ному языку и мышлению. Они уподобляются в таком слу­чае Шалтаю-Болтаю. Логик А.М.Анисов по этому поводу пишет:

"В произведении Л.Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» персонаж по имени Шалтай-Болтай как-то необычно употребил слово «сла­ва».

«- Я не понимаю, при чем здесь «слава»? - спросила Али­са...

Шалтай-Болтай презрительно улыбнулся.

- И не поймёшь, пока я тебе не объясню, - ответил он.- Я хотел сказать: «Разъяснил, как по полкам разложил!»

- Но «слава» совсем не значит: «разъяснил, как по полкам разложил!» - возразила Алиса.

- Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше,- сказал Шалтай презрительно.

- Вопрос в том, подчинится ли оно вам,- сказала Алиса.

- Вопрос в том, кто из нас здесь хозяин, - сказал Шалтай- Болтай. - Вот в чем вопрос!»

Между прочим, сам Л.Кэрролл, который был не только писате­лем, но и логиком, занимал (как и все логики наших дней, за ис­ключением шарлатанов и невежд) позицию Шалтая-Болтая.

Лю­бой пишущий человек вправе, предупредив читателя заранее, под словом ‘ черное” понимать “белое” и наоборот. Впрочем, как вер­но заметил комментатор Кэрролла М.Гарднер, «Если мы хотим быть правильно понятыми, то на нас лежит некий моральный долг избегать практики Шалтая, который придавал собственные значения общеупотребительным словам»" (См.: А.М.Анисов. Со­временная логика. М., 2002. С. 200).

В самом деле, на нас, философах, лежит моральная от­ветственность за употребление слов и понятий естественно­го языка и мышления. Когда философы пытаются вывер­нуть наизнанку значения слов, говорят и пишут парадок­сальные вещи, когда увлекаются изобретением новых слов и терминов (как, например, М.Хайдеггер), тогда возникает ситуация междусобойчика, игры в бисер (как в одноимен­ном романе Германа Гессе) или ситуация оправдания свое­волия-беспредела.

Нам, философам, не следует забывать о скромности.

Вспомним, что говорил А.А.Потебня о происхождении ка­тегорий: "... труды обособившихся наук и таких-то по име­ни ученых являются здесь (в истории языка — Л.Б.) лишь продолжением деятельности племен и народов. Масса бе­зымянных для нас лиц, масса, которую можно рассматри­вать как одного великого философа, уже тысячелетия со­вершенствует способы распределения по общим разрядам и ускорения мысли и слагает в языке на пользу грядущим плоды своих усилий"[27]. Все люди в той или иной мере уча­ствуют в формировании языка философии. Профессиональ­ные философы лишь обрабатывают и оглашают результаты этого формирования.

Здесь есть и другой аспект. Достижения философа бази­руются в первую очередь на достижениях коллег. Ньютон как-то сказал, обращаясь к Гуку: “То, что сделал Декарт, было шагом вперед. Вы прибавили к этому новые возмож­ности... Если я видел дальше, то потому, что стоял на пле­чах гигантов”[28]. Видите, как считает Ньютон: он стал гиган­том мысли потому, что стоял на плечах гигантов. Какое удачное выражение! Ясно, что стоять на плечах гигантов — не такая уж простая задача. Нужно ведь на них “вскараб­каться”, соответствовать, быть конгениальным. Это с одной стороны. С другой, факт преемственности указывает на то, что существует общая основа понимания и употребления слов-понятий.

1.3.

<< | >>
Источник: Балашов Л.Е.. НОВАЯ МЕТАФИЗИКА. (Категориальная картина мира или Основы категориальной логики). 2003

Еще по теме Об ответственности философов в вопросе о правильном употреблении человеческих понятий:

  1. Часть I. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
  2. Часть I Философия человеческой ответственности
  3. Непреложность и общеобязательность правильно выведенных научных истин для всякой человеческой личности, для всякой философии и для всякой религии.
  4. ВОПРОС 29 Понятие и основные черты административной ответственности.
  5. Вопрос 1. Понятие, признаки и виды юридической ответственности
  6. 8. Действительное место понятий и суждений в философии как разъясняющих вопросы и гипотезы
  7. ВОПРОСЫ, ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  8. ФИЛОСОФИЯ И ТРАГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
  9. 2. Практическая философия в истории человеческой мысли
  10. Тема 13. Административная ответственность 13.1. Понятие и основные черты административной ответственности, ее отличие от других видов юридической ответственности
  11. Вопрос 40. Какую ответственность несут аффилированные лица перед обществом с ограниченной ответственностью?
  12. Вопрос № 12. Национальное богатство человеческого общества
  13. § 2. Понятие и структура социальной ответственности как общие методологические основания исследования гражданско-правовой ответственности