<<
>>

6.1. ПАССИВНЫЕ И АКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ МИРА

Прежде, чем приступить к непосредственному рассмотрению всеобщих системных закономерностей, обратимся к выводам, полученным во второй главе. При рассмотрении общих системных теорий было показано, что можно выделить два основных пути теоретических построений.

Один - индуктивный научно-философский путь, идущий от практики взаимодействия со сложными социальными, техническими и природными системами и от конкретных наук, где разносторонне изучаются сложные системы. В этом случае изначально создаются теории сложных систем, все более сложные и формализованные, вплоть до различных вариантов общей теории систем (ОТС). Второй путь построения системных теорий - дедуктивный системно-философский. Здесь теоретическое познание последовательно продвигается от всеобщих законов бытия Мира-Системы к системным закономерностям Мира и его главных частей, далее - к всеобщим свойствам любых систем, а не только сложных (как пассивных, так и в особенности активных Систем Мира), и лишь в завершении - к изучению общих свойств основных типов систем: по степени сложности (например, простых и сложных), по иерархическим формам (космические, биотические и социальные системы), по видам систем Социума (естественные, искусственные или комплексные социальные системы) и т.п..

Далее было показано, что при рассмотрении всеобщих закономерностей Систем Мира в системно-философской НКМ мы используем второй, дедуктивно-философский исследовательский подход. Он ни а коей мере не исключает общих выводов теоретических построений первого подхода (законов бытия сложных систем), органически включает данные положения в общую структуру системно-философских знаний НКМ, однако обладает несомненной спецификой умозаключений и получаемых результатов. Кроме того, во второй главе была отмечена и обоснована исходная философская (гениальная) простота, то есть системно-философская фундаментальность простоты выводов.

Ее причина — изначальный минимум категорий и системно-философских оснований для описания Мира-Системы, представляющий при втором, дедуктивном подходе онтологический базис изучения систем, в том числе и сложных (см. разд. 2.I и 2.2).

А теперь рассмотрим дедуктивный системно-философский подход к системной теории НКМ более подробно и покажем основные полученные на данном пути результаты. Таким образом, первый «иерархический уровень познания» любых, а не только сложных. Систем Мира, представлен в дедуктивно-теоретическом подходе. А второй «иерархический уровень», то есть пласт познания законов существования сложных систем, значительно развит в

индуктивно-теоретическом подходе (поскольку имеет важное практическое значение).

Если же при дедуктивном пути умозаключений проблему выведения всеобщих системных закономерностей рассмотреть «с самого начала», то есть со всеобщих закономерностей бытия Мира-Системы, то можно выделить последовательный рад иерархических уровней познания систем Миря, Исходной точкой такого дедуктивного системно-философского рассмотрения становится Единый Мир-Система, в котором последовательно и все более углубленно, путем восхождения от абстрактного к конкретному, разворачиваются его всеобщие, а затем отдельные свойства. В результате формируется:

Системная «иерархия» познавательного процесса:

1) Мир-Система (неделимый).

2) Миры как главные части, формы Мира-Системы к как основа для града-ции Систем Мира (Миры веществ и энергий; Микро- Макро- и Мегамир; Космос, Биота и Социум; Миры естественный и искусственный, объективный и субъективный, Мир человека).

3) Отдельные Предметы Мира как определенные системные целостности (природные комплексы «система - окружающая среда»). Далее может следовать отдельно более подробное изучение или окружающей среды, или систем.

4) Системы Мира - всеобщая философская характеристика н типология систем (пассивные и активные системы). Далее может следовать более подробное изучение каждого типа систем (в данном случае ниже рассматриваются активные системы).

5) Активные Системы Мира (исходный минимум всеобщих свойств - структура и динамика).

6) Активные системы аккумулирующего и трансформирующего типа (пространственно-временные особенности их становления и существования, соотношение прямых и обратных связей, конфликтогенез и гармониоге-нез).

7) Простые н сложные Системы Мира (их всеобщие и особенные свойства) -разные способы организации систем в Мире.

8) Системы вещественно-энергетические и энергетические (в полярных формах Мира-Системы),

9) Системы космические, биотические и социальные (в иерархических формах Мира-Системы).

10) Системы Микромира, Макромира и Мегамира (в метрических формах Мира-Системы).

11) Системы естественные и искусственные (в самоорганизующихся формах Мира-Системы).

12) Системы объективные и субъективные (в объективно-субъективных формах Мира).

13) Социальные системы - естественные, искусственные и комплексные (в Социуме и социосфере)

14) Частные формы комплексных социальных систем (технико-технологические, информационные, с управлением и т.д.).

Из отмеченных иерархических уровней познания, наше исследование ограничится лишь системно-философским рассмотрением проблемы в пределах уровней (пунктов) 1-6. Если с этих позиция посмотреть на изложенный в предыдущих главах материал (гл. 3, 4, 5), то оказывается, что проведенное выше онтологическое системно-философское исследование новейшей НКМ, по существу, проходило на уровнях I и 2 (гл. 4) и на уровне 3 (гл 5). Поэтому в данной главе мы рассмотрим уровень 4 (разд. 6.1), уровень 5 (разд. 6.2) и уровень 6 (разд. 6.3) указанной проблемы.

На базе изложенных гносеологических установок, рассмотрим главные, отмеченные в пунктах 4. 5 и 6 онтологические закономерности Систем Мира. Начнем исследование с исходной философской типологии Систем Мира а новейшей НКМ.

Следует отметить, что существует множество общих и частных классификаций систем по самым разным основаниям. Это, например, системы целостные и нецелостные (суммативные), простые и сложные, открытые и закрытые, живые и неживые, активные и пассивные, абстрактные и реальные, природные и социальные, естественные и искусственные, а также системы с обратной связью, бихевиоральные, технические, информационные, экономические, с управлением и много других (Аверьянов, Афанасьев. Бла>берг, Богданов, Боулер, Винер, Гвишиани, Каган, Клир, Кремянский, Ласло, Малиновский, Сагатовский, Тахтаджян, Урманцев и др.) [4; 10; 21; 35- 40; 44, 80; 93; 120; 141; 161; 177; 178; 210; 283; 329; 340; 372: 391; 379.

т.5; 383; 413; 443; 437; 453]. Описание разных классификационных групп систем дано нами в [355, с. 43-50]. А в данной работе мы сосредоточимся лишь на вычленении предельно общей философской типологии систем, которая может лечь в основу рассмотрения данных сущностей в ОНКМ и ОТМ (общей теории Мира). Таким образом, специфика задачи состоит в построении всеобщей типологии Систем Мира в ОНКМ как базы для дедуктивного выведения всеобщих системных зако номерностеЙ-

Во-первых, в основу положим, как нам кажется, наиболее эффективный диалектический принцип (полярогенез) выявления крайних, противоположных по определенным характеристикам, совокупностей предметов, которые и составляют основные противоположные классификационные группы (Кедров, Любищев, Урманцев, Шрейдер) [] 55; 2) 1, 341 и др.]

Во-вторых, будем рассматривать не суммативные или четочные системы со слабой связью между элементами и частями, которые в значительной мере могут существовать изолированно друг от друга, а целостные, органичные системы с компактным строением, выраженной взаимосвязью элементов и частей системы, когда система изменяется, эволюционирует как единый организм (космический, биотический или социальный), или имеет единую жесткую структуру. Зная закономерности существования и преобразования цело-

стных систем, можно рассматривать их взаимосвязь (слабую или все более тесную), в частности, имеющую место в суммативых системах.

В-третьих, основное внимание уделим тем целостным системам, в которых осуществляются качественные преобразования материн. Это объясняется тем, что именно данные системы являются активными центрами преобразования Предметов, участков и форм Мира, т.е. в целом отражают качество и специфику областей, участков, активных точек Универсума и его многообразные изменения.

В-четвертых, в основу типологии положим такой классификационный признак (признаки), который является фундаментальным с позиций ОНКМ и ОТМ (общей теории Мира). Поскольку в категориальный фундамент ОНКМ заложены три важнейших аспекта Мира-Системы (детерминант-ный, субстанциональный и процессуальный) и две главные группы категорий, отражающих данные аспекты, логично и в фундамент научно-философской типологии систем в ОНКМ заложить эти же главные признаки.

1. Детерми-нантно - это степень собственной Активности системы, также в полярных диалектических состояниях. 2. Субстанционально - это характер вещественно-энергетической структуры системы (в диалектических полярных состояниях). 3. Процессуально - характер собственных изменений системы, или характер самодвижения (в полярных процессах, о совокупности составляющих цикл изменений). При этом первый признак (активность системы) примем за главный, поскольку от него зависит степень собственной стабильности или изменчивости системы, а также связанной с ней окружающей среды Предмета Мира, в том числе, находящихся рядом (в среде) других систем.

В-пятых, для типологии испольчуем, как нам кажется, наиболее подходящую терминологию, предложенную Н. Винером - «пассивные» и «активные» системы [60; 453]. Термин ((активные системы» также применяет (но уже более широко) В.И. Кремянский [177]. Мы применим данную типологию не для социальных, искусственных и кибернетических систем (как у Винера), а значительно шире, для всех Систем Мира. Это объясняется тем, что указанная терминология, как нам кажется, с одной стороны, удивительно точно отражает наиболее фундаментальные детерминантные свойства Мира-Системы -его собственную Активность, или Взаимодействие (в научно-философских категориях). С другой стороны, она указывает на наличие данного всеобщего свойства Мира в различных Системах Мира, В результате строится всеобщая сущностная - философская типология систем. Обратимся к более подробному ее рассмотрению.

Итак, принимаем следующие основании для исходной философской типологии систем: 1) степень собственной (внутренней) активности систем и 2) характер собственного самоизменения (самодвижения) и интенсивность материального обмена систем со средой (данное свойство вытекает из первого, как проявление собственной активности системы в пределах всего природного комплекса); 3) кроме этого, более частные различия между классифицируемыми системами определяются главными характеристиками содержания системы, или их структурно-функциональной организации.

Отметим также кате-

гории-синонимы для данной типологии, то есть широко применяющиеся общие названия - типы систем, которые обозначают в целом сходные по сущности всеобщие свойства. Однако поскольку в основу типологии мы кладем другой системообразующий признак, вытекающий из главного детерминантного свойства Мира - его Активности, то и основные названия типов систем также дадим с учетом этого свойства (его явного присутствия или отсутствия в классифицируемой системе).

В соответствии с изложенным выделяем две главные полярные группы, или два исходных типа Систем Мира: 1) пассивные и 2) активные системы. В других типологиях и научных описаниях аналогичных систем применяются другие названия (категории-синонимы). Для первого типа это: пассивные системы, или неактивные, или неживые системы. Термин «закрытые» системы здесь не подходит, поскольку он подразумевает отсутствие любого материального обмена с окружающей средой. Для второго типа категории-синонимы следующие: активные системы, или живые (по признаку наличия жизненных свойств), открытые, динамические сишемы (по признаку характера материального обмена со средой), синергетические, самоорганизующиеся системы {в синергетике, по признаку способности к самоорганизации), днссипативные системы (также в синергетике, по характеру самоорганизации и изменения их структур). Таким образом, далее, употребляя данную типологию, будем подразумевать также соответствующую терминологию категорий-синонимов. Охарактеризуем более подробно каждый указанный тип.

<< | >>
Источник: Ушакова К.В.. Системная философия и системно-философская научная картина мира на рубеже третьего тысячелетия. Часть 2.. 1998

Еще по теме 6.1. ПАССИВНЫЕ И АКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ МИРА:

  1. Активность или пассивность?
  2. § 3. Преемство в обязательстве на активной и пассивной стороне
  3. 6.3. АКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ МИРА - АККУМУЛЯТОРЫ И ТРАНСФОРМАТОРЫ И ИХ РОЛЬ В ПОЗНАНИИ СУЩНОСТИ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
  4. Лексика активного и пассивного запаса
  5. Зрительный образ в богопознании, будучи единством активности и пассивности, строит Я трансцендентной энергией духа.
  6. § 5. Избирательный корпус: активное и пассивное избирательное право
  7. Первый тип Пассивные, или неактивные, неживые системы
  8. 7.1. МЕТОДОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ МИРА И ПРЕДМЕТОВ МИРА
  9. Второй тип. Активные системы, или живые, открытые (в категориях термодинамики) самоорганизующиеся, синергетические, диссипатшные (в терминах синергетики) системы.
  10. Экологичность активной системы
  11. Системы с различной внешней активностью
  12. 1.3. ЕСТЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ МИРА (КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МИРА)
  13. Всеобщая структура активной системы
  14. § 2. Информирование избирателей в системе гарантий активного избирательного права граждан Российской Федерации
  15. Этапы и стадии самодвижения материи в онтогенетическом цикле активной системы
  16. Естественная "система" категориальных определений мира (категориальная структура мира)
  17. 6.2 АКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ И ЭТАПЫ САМОДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ В ИХ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ЦИКЛАХ
  18. § 1. Исторические и социально-культурные истоки российской правовой системы. Ее особенности и связь с правовыми системами мира