<<
>>

Перечисленные мыслители распространяли стихийно-мате­риалистическое и наивно-диалектическое мировоззрение.

Отрицали наличие сверхъестественных сил, душ, кармы, по­смертной жизни и всего того, что чувственно не воспринимается, чарваки-локаяты (Брихаспати и др.). У умершего не остается ни­чего, что способно наслаждаться или страдать.

Жертвоприно­шения бессмысленны, так как бога нет, а родственники не вос­кресают и истлевшие их тела в пище не нуждаются. Целью жизни они считали не достижение нирваны, а испытание радости - от еды, питья, веселья и т. д.

Обмирщению сознания содействовал Николай Кузанский. Как неоплатоник, кардинал и епископ он продолжал повторять, что Бог сыграл решающую роль в становлении природы и чело­века. Но как естествоиспытатель он выдвинул и обосновал идею бесконечности Вселенной в пространстве и времени, что Земля не является её центром и находится в постоянном движении, допус­кал эмпирическое изучение природы.

Гелиоцентрическому взгляду на мироздание придал науч­ность польский астроном Николай Коперник. Его учение об об­ращении Земли и других планет вокруг Солнца по концентриче­ским окружностям и о суточном вращении Земли вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, нанесло ощутимый удар по системе Птоломея, авторитету религии и церкви, наметило от­ход от теологии.

Установление зависимости движения планет от их внутренней природы сделало излишним поиски внешних двигателей. Мир изображался неизмеримым, подобным беско­нечности. Хотя его Космос ограничен сферой фиксированных не­подвижных звёзд, но он в тысячи раз больше, чем полагали преж­ние астрономы. Джордано Бруно дополнил это учение утвержде­ниями о бесконечном количестве миров, о том, что Солнце не яв­ляется неподвижным, а меняет своё положение по отношению к звёздам, что атмосфера Земли вращается вместе с нею. Мона­ду, как основную единицу бытия, он истолковал в трёх смыслах:

1. Как наименьшую субстанцию; 2.

Как атом; 3. Как точку, кото­рая образует линию, линия - плоскость, а плоскость - всякое гео­метрическое тело. Защищал такие смелые идеи Галилео Галилей, который впервые применил телескоп к наблюдению и изучению небесных светил. С его помощью он открыл горы и долины на Луне, солнечные пятна, четыре спутника Юпитера, доказал дви­жение Венеры и других планет вокруг Солнца, что Млечный путь есть скопление звёзд. Им открыты законы падения тел, колебания маятника. Иоган Кеплер открыл законы движения планет, указал, что они вращаются вокруг Солнца по эллипсам.

Фрэнсис Бэкон, не отрицавший боготворчество, не сомне­вался в вечности материи и движения как её внутреннего свой­ства, ставил перед философией, особенно перед естествознанием, задачу опытного изучения и анализа природных явлений и выяв­ления объективных истин. Томас Гоббс отрицал наличие бесте­лесных духов, являющихся продуктом воображения, а также тео­логию. Всё сущее - это различные формы единственной матери­альной субстанции, состоящей из отдельных тел или фигур, кото­рые возникают и исчезают, имеют длину, ширину и высоту. Их движение он отождествлял с механическим перемещением, а про­странство - с протяжённостью, восприятием. Исаак Ньютон ввёл понятие массы, обосновал закон всемирного тяготения и основ­ные законы механики, исходя из которых объяснил движение, до­казал единство земной и небесной механики.

Барух (Бенедикт) Спиноза природу или субстанцию, являю­щуюся причиной самой себя и сущностью всех вещей, считал (в русле монизма) вечной во времени и бесконечной в пространстве, но неизменной и лишённой в целом движения, а мышление и протяжённость - её атрибутами. Множество отдельных конечных вещей он назвал модусами. Только они перемещаются и изменя­ются. Преодоление религиозных взглядов и веры в чудеса он свя­зывал с просвещением. Готфрид Лейбниц высказал догадку о внутреннем самодвижении низших неделимых монад (атомов природы) и высших, сочетающихся в растениях, животных, лю­дях, о их диалектической взаимосвязи (единичных монад со все­общим - Вселенной), употребил термины «материалист» и «идеа­лист».

Франсуа Мари Аруэ были присущи клерикализм, злая нас­мешка над устаревшим и отжившим. Жан Жак Руссо подверг рез­кой критике политическое и имущественное неравенство, являв­шееся причиной разных зол. Энциклопедист Дени Дидро прида­вал значение эволюции живых существ, их приспособлению к среде, молекулярному строению материи, причинности всех из­менений, единству природных явлений, рассматривал простран­ство и время как объективные формы материи, а ощущения - как её свойство, отрицал бога. Клод Адриан Гельвеций считал чело­века частью природы. Поль Анри Гольбах отмечал, что материя никем не сотворена и неуничтожима и как объективная реаль­ность имеет первичные свойства (протяжённость, делимость, твёрдость, тяжесть и т. д.) и производные (плотность, вес, фигуру, цвет и т. д.), не нуждается ни в каком толчке, чтобы быть приве­дённой в движение, что все «доказательства» бытия Бога нелепы. Абсолютного совершенства и духов, противоречащих здравому смыслу, нет, а религия - результат невежества, источник фана­тизма и раздора.

М. В. Ломоносов опирался не на библейский текст, не на мнения, а на наблюдения и опыты. Он теоретически и экспери­ментально обосновал закон сохранения (неуничтожимости и не- сотворимости) веществ (сколько к чему прибавилось, столько же отнимается у другого) и движения (тело, возбуждающее толчком к движению другое, столько же теряет своего движения, сколько отдает). Спустя почти сто лет на этой базе был сформулирован закон сохранения энергии. Он доказал, что материя состоит из атомов (мельчайших элементов), соединяющихся в молекулы (корпускулы). Они занимают определённое пространство, так как обладают протяжённостью, силой инерции, движением или по­коем, тяжестью. Теплота появляется из-за механического пере­движения корпускул. К материальным относились и вторичные качества - цвет, вкус, свет и т. д. Природные явления обуслов­лены особенностью движения. Он выдвинул идею развития слоёв Земли. М. В. Ломоносов не признавал божественного перво­толчка, изложил мысль об эволюции всего видимого и подзем­ного мира, о его изменениях, о беспредельности космоса, стал сторонником гелиоцентрической теории.

Иммануил Кант в книге «Всеобщая естественная история и теория неба» выдвинул заслуживающую внимания гипотезу о происхождении Вселенной из газовой туманности под действием динамических сил. Он вплотную подошёл к выводу о множест­венности миров, о непрекращаемости созидания, о взаимодейст­вии небесных тел, образующих в совокупности единую систему, о замедлении вращения Земли из-за приливов и отливов в океа­нах. Здравый смысл проглядывал и в выведении Г. Гегелем логи­ки из природного и общественного развития, в отождествлении и различении бытия и мышления, подчинённым одним законам, в многосторонности анализа бытия, в противопоставлении диалек­тики метафизике. Но в целом он реставрировал идеализм, остался на позициях старой натурфилософии, эволюционное учение о происхождении более развитых организмов из низших объявил бессодержательным. За это и критиковал его Людвиг Фейербах. Природу он считал вечной и независимой от бога и мышления, а людей - её продуктами. Сознание он выводил из бытия, а не на­оборот, бессмертными объявил лишь великие деяния разума, пы­тался понять взаимосвязь природных явлений, их изменения, хо­тел сделать философию материалистической. Большой вклад в это внесли воинствовавшие революционные демократы В. Г. Бе­линский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов.

Нокаутирующий удар по метафизике, теологии и идеализму нанёс биолог Чарльз Дарвин, разгромивший воззрения на виды животных и растений как на ничем не связанные, случайные, соз­данные богом и неизменяемые. Исчезновение старых форм и об­разование новых объяснено естественноисторическим развитием.

Он впервые на огромном фактическом материале показал, что бо­лее древние организмы устроены проще, чем позднейшие, что ор­ганический мир развивался от менее сложных форм к более сложным. Родство организмов подтверждается также общностью их устройства. Рука человека, крыло летучей мыши, ласт тюленя однотипны, состоят из костей, расположенных в одинаковом по­рядке. Зародыши резко отличающихся существ сходны.

Происхождение и развитие видов зависит от естественного и искусственного отбора. Полезные им изменения закрепляются. Накапливаясь и передаваясь по наследству, они детерминируют появление новых животных и растений. Ч. Дарвин и его последо­ватели библейским версиям противопоставили теорию эволюци­онных преобразований живой природы, обнародовали гипотезу и привели в её подтверждение многочисленные аргументы выделе­ния человека из животного мира, т. е. из ветви антропоморфных обезьян, подобных орангутангам, гориллам, шимпанзе, путем ес­тественного и полового отбора. Слабые гибнут, сильные особи приспосабливаются к условиям и видоизменяют строение орга­низма.

Теорию развития Ч. Дарвина Ф. Энгельс оценил как третье великое открытие после доказательства превращения энергии, вытекавшего из обнаруженного механического эквивалента теп­лоты (Р. Майером, Джоулем и Кольдингом) и открытия Шванном и Шлейденом органической клетки как той единицы, из размно­жения и дифференциации которой возникают и вырастают все организмы, за исключением низших. Благодаря этому основные процессы природы объяснены, сведены к естественным причинам (см. т. 20, с. 512). Решающую роль в этом качественном пре­образовании (изменении физиологии, развитии рук и мозга) сыг­рали, по Ф. Энгельсу, применение и изготовление орудий труда. Эволюционистские взгляды разделяли многие исследователи раз­ных отраслей знания.

Главный недостаток всего предшествующего материализма К. Маркс увидел в том, что предмет, действительность, чувствен­ность брались только в форме объекта (или созерцания), а не как чувственная деятельность, практика, не субъективно (см. т. 3, с.

1). При этом из его орбиты выталкивалось общество. К материа­листам были отнесены те мыслители, которые признавали пер­вичность природы, а не духа.

Критически переосмысливая достигнутое, К. Маркс и Ф. Эн­гельс приложили немало усилий для обоснования следующих по­ложений:

1. Природа как система связей и процессов никем не сотво­рена, непрерывно изменятся, познаваема.

Все многообразные тела (от мельчайших частиц и бактерий до гигантских планет и выс­ших живых существ) составляют материю в разных формах. В от­личие от дуалистов, отстаивавших идею о наличии двух равно­правных и конечных субстанций (мыслящего, но непротяжённого духа, протяжённой, но не мыслящей материи), а также от плю­ралистов и психофизических параллелистов, признававших не­сколько или множество независимых видов бытия, единство мира усматривается в его материальности.

2. Становление человека - один из результатов саморазви- вающейся природы, а его сознание - свойство высокоорганизо­ванной материи. Общественное бытие определяет общественное сознание, но и разум изменяет бытие.

3. Жизнедеятельность людей, развитие общества как целост­ной системы подчинены своим специфическим социальным зако­нам.

4. Утвердившийся способ производства, основывающийся на форме собственности, и соответствующий ему строй образуют общественно-экономическую формацию. Такими особыми сту­пенями развития общества стали первобытнообщинная, рабовла­дельческая, феодально-крепостническая, капиталистическая и коммунистическая формации как витки прогресса. Все они пре­ходящи, т. е. возникают и преобразовываются.

5. Производительные силы составляют люди, прежде всего трудоспособные, и средства производства (совокупность средств и предметов труда, к которым относятся техника и технология, здания, дороги, транспорт, полезные ископаемые и вся природная среда, знания). От их развитости зависит и качество жизнедея­тельности. Решающей силой являются люди, которые создают средства труда, опредмечивая в них ум, свои способности и та­ланты.

6. В процессе производства материальных благ и поддержа­ния своей жизни трудоспособные объединяются для совместной деятельности, вступают в уже установленные, от их воли незави­симые социально-экономические и культурные отношения. Из всех общественных отношений важнейшими признаются произ­водственные. Прежде чем заниматься наукой, искусством, люди должны есть, пить, одеваться, иметь кров. Без труда они не могут существовать. Какова их жизнедеятельность, таковы они и сами. Прослеживается и обратная зависимость.

7. Сложились два взаимодействующих и взаимосвязанных вида производства, детерминированные происшедшим разделе­нием труда: исходное материальное (создание средств к жизни - жилищ, орудий труда, различных бытовых благ, богатства) и ду­ховное, т. е. интеллектуально-эстетическое (создание законов, морали, вероучений, произведений искусства, литературы, науки и т. п.). Они и формируют личность.

8. Экономика, совокупность производственных отношений составляет реальный базис (фундамент), на котором возвышается юридическая и политическая надстройка (государство, суд, цер­ковь и т. д., теории, взгляды, настроения) и которому соот­ветствуют определённые формы общественного сознания. Бытие детерминирует идеологию, а возможности - желания. Представ­ления, теории вытекают из жизни. Право не может быть выше строя и культуры.

9. История есть не что иное, как деятельность трудящихся масс, преследующих свои цели, как последовательная смена фор­маций вследствие существенного отставания производственных отношений от производительных сил, превращения в их оковы и усиления противоборства элементов социально-классовой струк­туры. Ни одна формация не погибает раньше, чем разовьются производительные силы. Новые производственные отношения немыслимы без созревания условий их существования в недрах старого общества, смены способа производства. Обстоятельства изменяют целенаправленно.

10. Взаимоотношения между различными нациями зависят от того, насколько каждая из них развила свои производительные силы, разделение труда и внутреннее общение. Вся внутренняя структура самой нации определяется степенью развитости её производства.

После опубликования «Капитала» научность исторического материализма стала достоверной. Теоретик и пропагандист мар­ксизма Г. В. Плеханов рассматривал его как общую методологию для всех наук, подчёркивал, что изменения в обществе происхо­дят под воздействием классов, политических партий, отдельных личностей. Он достаточно глубоко проанализировал диалектиче­ское взаимодействие объективных условий и субъективных фак­торов, показал зависимость правового, морального и эстетиче­ского сознания от экономического положения его носителей, ис­следовал социальную структуру и классовые интересы, опроверг заблуждение народников, что капитализм в России - это случай­ность, что крестьянская община - главное преимущество при пе­реходе к социализму, отметил огромную роль прогрессивных идей, революционной теории, пролетариата в преобразовании общества.

Более последовательным продолжателем марксистского диа­лектико-материалистического учения был В.И. Ленин. Он смело вступил в полемику с некоторыми физиками.

Во второй половине XIX в. появилась молекулярно-кинети­ческая теория теплоты. В 1869 г. Д. И. Менделеев составил пе­риодическую систему химических элементов. В этом же году бы­ли обнаружены катодные лучи (поток отрицательно заряженных частиц). Так как они в 2000 раз легче атома водорода, то была выдвинута гипотеза о наличии атома электричества - электрона. Через год он был открыт. Обнаружен он был не только в катод­ных лучах, но и в тепловых и световых излучениях, в химических процессах. Оказалось, что его масса не является постоянной, за­висит от скорости его движения. Физики были вынуждены ис­пользовать новое понятие - электромагнитная масса. Электрон начали истолковывать не как материальную частицу, а как энер­гию, т. е. как сгусток электричества.

В. К. Рентген зафиксировал лучи Х, которые не воспри­нимались глазами, могли проникать через непрозрачные вещи и тела, действовали на фотографическую пластинку. В 1896 г. А. А. Беккерль заметил, что некоторые вещества самопроизвольно ис­пускают проникающие предметы лучи, названные радиоактив­ными. Супруги Мария и Клод Кюри открыли радиоактивный ра­дий. Отдельные физики усмотрели в этом ниспровержение прин­ципа сохранения материи, стали её отрицать. Она якобы исчезла, превратилась в энергию, которая и признавалась ими единствен­ной основой мира, его субстанцией. Таких взглядов придержива­лись и махисты. Мах заявил, что материя - это лишь связь ощу­щений. Из этого идеалистического положения вытекали другие. Необходимость, причинная связь, закономерность объявлялись субъективными категориями и выводились не из внешнего мира, а из сознания, разума, логики. Пространство и время он считал упорядоченными системами ощущений. Получалась нелепость. Не человек со своими ощущениями существует в пространстве и времени, а эти неотъемлемые свойства материи находятся в его ощущениях.

Подобные рассуждения В. И. Ленин в сугубо философской работе «Материализм и эмпириокритизм» (1909 г.) отнёс к попов­ским. Он осмыслил и обобщил новейшие достижения физиков, вскрыл суть кризиса естествознания, указал материалистический путь выхода из него. Он напомнил, что физический мир сущест­вовал задолго до появления людей и их сознания, что органиче­ская материя возникла из неорганической. Ощущения, мышление вторичны.

В. И. Ленин дал развёрнутое изложение теории отражения, сделал три вывода: 1. Вещи существуют объективно, независимо от сознания; 2. Между явлением и «вещью в себе» нет принципи­альных различий; 3. В познании действительности нужно идти от незнания к знанию, от неполного, неточного знания к более пол­ному и точному. Он определил, что «материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотогра­фируется, отображается нашими ощущениями, существуя неза­висимо от них» (т.18, с. 131).

Такая трактовка не обременена признанием наличия у мате­рии каких-либо конкретных свойств, изучаемых «естественни­ками» (массы, инертности, непроницаемости т. д.), в качестве универсальных и всеобщих. Благодаря её гибкости любое откры­тие ранее неизвестных свойств не вступает в противоречие с принципами диалектики и материализма. Материя остаётся неис­черпаемой и бесконечной вглубь. Исчезает не она, а бывший пре­дел знаний о ней, о её строении и свойствах, движении. В подоб­ной интерпретации этот термин употребляется как синоним бы­тия.

В. И. Ленин всесторонне исследовал также разные аспекты жизни и деятельности в тогдашней России и внёс огромный вклад в выявление тенденций и закономерностей её переустройства.

Современные учёные, опираясь на идею о существовании элементарного (атома, гена, точки), также сделали немало важ­нейших уточнений и открытий в области микромира. Так, вакуум представляет собой не пустоту, а физическую среду, т. е. особое состояние материи. В нём непрерывно происходят сложные про­цессы появления и исчезновения так называемых «:виртуальных частиц» или «:вакуумных корней» соответствующих типов эле­ментарных частиц. Они могут вырваться из него и превратиться в нормальные частицы, которые становятся самостоятельными и взаимодействуют с породившей их средой. Выявлено, что вакуум способен скачком перестроить свою структуру. Вследствие этого высказана гипотеза о возникновении астрономической Вселенной в результате одного из его фазовых переходов. Взаимодействие субэлементарных объектов и возникших на их основе элементар­ных частиц привело к образованию более сложных материальных систем.

Не только атом имеет сложную структуру, но и его ядро, со­стоящее из протонов и нейтронов. Электроны, позитроны, ме­зоны, ионы и другие частицы иногда именуют квантами полей. Они образуют плазму. Большие плазменные тела, стянутые элек­тромагнитными и гравитационными полями, порождают звёзды.

В их недрах в ходе ядерных реакций из элементарных частиц об­разуются ядра атомов. Выброшенные во внешнюю среду, они при понижении температуры приобретают электронную оболочку. Взаимодействующие атомы соединяются в молекулы, из которых самоорганизуются основные виды вещества - жидкое, твёрдое, газообразное.

Особым типом макротел стали планеты, имеющие ядро, ли­тосферу, иногда атмосферу и гидросферу. Звёзды и притянутые к ним планеты составляют космические системы. Большие скопле­ния звёзд, планетных систем, межзвёздной пыли и газа форми­руют галактики.[1]С помощью спектрального анализа доказано, что химический состав небесных тел и земли одинаков, что упавшие метеориты состоят из известных нам элементов.

Научные достижения не опровергают выводы В. И. Ленина. Материя - это вещество, поле и плазма, вся биосфера и ноо­сфера, а также всевозможная информация, другие проявления бытия. Наоборот, они позволили предположить, что Метагалак­тика возникла примерно 20 миллиардов лет назад в результате невиданного взрыва, что Земля сложилась из падающих астерои­дов. Всё это выгодно отличается от голословных заверений о бо­жественном происхождении мира.

Материальное бытие включает в себя очевидное (солнце, тучи, ветер, поля, леса, растения, водоёмы, животные, минералы и т. д.), всё созданное людьми (города, предприятия, различные то­вары, законы, нормы морали, книги и т. д.), а также их смех, слё­зы, эмоции, мысли, понятия, теории. Под ним подразумевается природная среда, совокупная действительность. В целом оно вечно, но отдельные вещи и явления имеют своё начало и конеч­ность. Небытие означает переход бытия из одной формы в дру­гую, т. е. в инобытие.

Всё материальное подвержено несотворимому и неунич­тожимому движению. Быть - значит находиться в движении, из­меняться сохраняющемуся. Достижения учёных помогли уточ­нить и углубить представления о нём. Происходит не только ме­ханическое перемещение всего сущего в пространстве, но и взаи­модействие, взаимопревращение элементарных частиц, обмен веществ в клетках, результатами деятельности и т. д.

Объекты имеют относительно устойчивый объём и форму, обладают протяжённостью. Их взаиморасположение (рядом, сбоку, вверху и т.д.) образует пространство. Ему присущи трёх­мерность (длина, ширина, высота), размеры и объём, непрерыв­ность и прерывность, симметрия и асимметрия, распределение вещества и полей, расстояние между объектами, их местоположе­ние, границы. Вне бесконечного пространства движение было бы невозможным.

В действительности наблюдается смена различных явлений, событий, процессов. Одни из них давно свершились, другие про­исходят с разными интервалами, третьи ожидаются. Все они имеют различную продолжительность. Сравнение их длительно­сти, обозначающей скорость их протекания, их ритм и темп, при­вело к пониманию времени.

Время одномерно и однонаправлено, так как идёт от на­стоящего к будущему, необратимо. Без него нет бытия. Время существования каждой частицы материи конечно, прерывно. Но возникновение и разрушение конкретных вещей не означает их полного уничтожения. Меняются их формы существования. По­следовательная связь их смены вечна. Всё преходящее включено в непрерывный поток вечности. Течение времени нельзя ни оста­новить, ни повернуть вспять.

В физическом мире пространственные и временные интер­валы меняются при переходе от одной системы отсчёта к другой. При увеличении относительной скорости движения системы от­счета пространственные интервалы сокращаются, а временные - растягиваются. Геометрия пространства-времени определяется полем тяготения. Вблизи больших тяготеющих масс пространство искривляется, а время течёт медленнее.

Движение, пространство и время неотделимы, могут рас­сматриваться в отдельности лишь мысленно, в абстракции. Они относительны.

Мир как движущаяся и изменяющаяся материя представляет собой сложную систему, состоящую из многих подсистем и структурных элементов, находящихся в разнообразных связях.

<< | >>
Источник: Басалай А.А.. Актуальная и правдивая философия. 2001

Еще по теме Перечисленные мыслители распространяли стихийно-мате­риалистическое и наивно-диалектическое мировоззрение.:

  1. Кто из перечисленных мыслителей является автором патриархальной теории происхождения государства:
  2. Кто из перечисленных мыслителей является автором органической теории происхождения государства:
  3. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Глава первая ПРЕДМЕТ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
  4. § 2. Диалектический метод исследования как система. Соотношение диалектического метода с методами исследования конкретных наук
  5. 14. Нормативные установки должны распространяться на область управления Интернетом
  6. 8. O СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И СТИХИЙНОСТИ
  7. 3.1.2. Общие понятия стихийных бедствий, катастроф, военных конфликтов
  8. Распространяются ли положения Федерального закона «Об исполнительном производстве» на иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций:
  9. 3. Эффективное стихийное мышление.
  10. 3. Эффективное стихийное мышление.
  11. Главное в платоновской мате­рии — ее место в иерархии бытия: она находится на противоположном конце вертикального порядка сущих, нежели божественное первонача­ло; она — внизу, творческий принцип — вверху.
  12. Принцип диалектического единства личности